Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обязанности оперативно-розыскных органов

Учёные-правоведы О.А. Вагин и В.С. Овчинский по поводу обязанностей оперативно-розыскных органов занимают позицию, основанную на действующем законодательстве.

(ст. 14)ФЗ об ОРД содержит перечень обязанностей ОРО:

— принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;

— исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству;

— выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами РФ, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;

— информировать другие ОРО на территории РФ о ставших им из­вестными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь;

— соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД;
— содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством РФ, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц,
оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, участников
уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц
от преступных посягательств. Если в ст. 1 ФЗ об ОРД указываются права и свободы человека и гражданина, которые уже могут быть нарушены и отдельные из них уже нельзя восстановить, то в ст. 14 ФЗ об ОРД акцент делается именно на деятельности субъектов, при помощи которой обеспечивается защита права от противоправных посягательств посредством мер, предусмотренных законом, которые сами должны соответствовать требованию соблюдения конституционных прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции РФ.

Это непосредственно согласуется с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

ОРО обязаны исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении ОРМ по уголовным делам, принятым ими к производству.

1 См.: Теория оперативно-розыскной деятельности: Учебник / Под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - С.

172-176.

Данная обязанность прямо связана с положениями норм УПК, определяющими права органов дознания, следователя, прокурора и суда давать ОРО отдельные поручения о проведении ОРД (ст. 157, 163, 164 и др.) Требования, поручения и запросы прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами (ст. 21 УПК). Отдельные следственные действия практически не могут быть проведены без участия оперативных подразделений, например прослушивание и запись переговоров (ст. 186 УПК).

Поручения, указания и решения адресуются компетентному ОРО, а не его должностным лицам. Исключение может составлять работа в составе одной следственно-оперативной группы (СОГ). В этом случае поручения следователя, который руководит расследованием, обязательны для оперативного работника. В поручении не может определяться вид и тактика проведения ОРМ. Выбор средств, методов и тактических приемов решения поставленных задач является прерогативой ОРО, а определение исполнителей поручения — руководителей этих органов.

Россия является участником многих международных договоров о
сотрудничестве в сфере предупреждения и раскрытия преступлений, которые
содержат нормы о применении специальных методов расследования и другие
меры, имеющие прямое или косвенное отношение к ОРД. Предусмотренные
рядом конвенций уголовно-правовые и уголовно-процессуальные меры борьбы
с преступностью реализуются при помощи именно оперативно-розыскных
средств и методов.

Государства — участники международных договоров осуществляют свои обязательства в соответствии с принципами суверенного равенства и территориальной целостности государств и принципом невмешательства во внутренние дела других государств. Государства-участники не наделяются правом осуществлять на территории другого государства юрисдикцию и функции, которые входят исключительно в компетенцию органов этого другого государства в соответствии с его внутренним законодательством.

В этой связи в международных договорах и российских нормативных правовых актах предусмотрено проведение ОРД на основании международных запросов правоохранительных органов.

Запросы международных правоохранительных организаций,
правоохранительных органов и спецслужб иностранных государств согласно
ст. 7 ФЗ об ОРД являются основанием для проведения ОРМ. Поэтому
выполнение на основе и в порядке, предусмотренных международными
договорами РФ, запросов соответствующих международных
правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных
служб иностранных государств является одной из обязанностей ОРО.

Запросы направляются в письменной форме или с помощью любых средств, предоставляющих возможность составить письменную запись. При чрезвычайных обстоятельствах и в случае согласования государствами-

 

участниками запросы могут быть переданы и в устной форме, но с последующим их письменным подтверждением.

Требования к запросам о правовой помощи по борьбе с различными видами преступлений изложены в различных конвенциях и соглашениях, в которых участвует РФ.

В соответствии со ст. 1, 6—8, 13 ФЗ об ОРД оперативные подразделения ОРО осуществляют эту деятельность в пределах своих полномочий. Исходя из этого в случаях, когда им стало известно о фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции других ОРО, они обязаны проинформировать их об этом и оказать необходимую помощь.

Реализация ст. 14 ФЗ об ОРД не только осуществляет предписания о компетенции субъектов ОРД, но и стимулирует межведомственное взаимодействие ОРО. Обмен информацией происходит с соблюдением мер конспирации, сохранения в тайне источников этой информации. Обмен информацией и межведомственное взаимодействие обусловлены и характером проводимых ОРМ. Например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, ПТП с подключением к станционной аппаратуре могут быть проведены лишь с использованием оперативно-технических сил и средств ФСБ, ОВД или органов наркоконтроля. Поэтому взаимодействие является обязательным условием их проведения в порядке, определенном межведомственными соглашениями и нормативными актами.

Механизмы такого взаимодействия раскрыты, например, в меж­ведомственной Инструкции по взаимодействию правоохранительных органов РФ при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России, утвержденной совместным приказом Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, ГТК РФ от 25 ноября 1997 г. № 69/777/425/700.

Эти механизмы можно рассматривать как универсальные, пригодные не только для борьбы с преступными посягательствами на культурные ценности, но и с другими преступлениями1.

ОРД основывается на соблюдении принципов конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств, практической необходимости сохранять в тайне сам факт проведения ОРМ от их объектов либо цель и существо проводимых мероприятий, а также сведений о лицах, внедренных в ОПГ, оказывающих либо оказывавших конфиденциальное содействие ОРО. Эти обстоятельства обусловливают конспирацию в ОРД и предопределяют законодательное закрепление обязанности по ее соблюдению.

При помощи мер конспирации обеспечиваются эффективность ОРД, безопасность участников ОРМ, лиц, сотрудничающих с ОРО.

Правила конспирации в ФЗ об ОРД и ведомственных нормативных правовых актах прямо не обозначены. Вместе с тем правила конспирации выработаны многолетней оперативно-розыскной практикой и включают комплекс приемов, средств и методов при помощи которых обеспечиваются сохранение в тайне фактов проведения ОРМ, зашифровка их целей и участников.

Содействие обеспечению безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие ОРО, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств как обязанность органов ОРО заключается в применении всего арсенала оперативно-розыскных средств, направленных на решение этих задач.

Положения ст. 14 ФЗ об ОРД корреспондируются с положениями ФЗ «О государственной защите свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства», который устанавливает порядок защиты указанных категорий лиц. К тому же ст. 14 ФЗ об ОРД содержит отсылочную норму, адресующую содействовать обеспечению мер защиты в порядке, установленном законодательством РФ.

Под мерами безопасности понимаются предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность. К таким мерам, в частности, относятся: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещение об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение внешности, изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в; том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.

При наличии данных о реальной угрозе убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве в отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством РФ.

Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме, а в отношении несовершеннолетних — на основании письменного заявления их родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (в случае отсутствия родителей или лиц, их заменяющих) или с их согласия, выраженного в письменной форме.

ОРД по отношению к указанным выше мерам носит обеспечивающий характер. Именно посредством проведения ОРМ можно установить данные об угрозе убийства или насилия в отношении защищаемого лица, уничтожении или повреждении его имущества. При помощи оперативно-розыскных средств и методов становится возможным обеспечить реальную безопасность, поскольку если посягательство на личность защищаемого лица или на его имущество уже состоялось, то и средства обеспечения безопасности уже теряют практическое значение при наличии соответствующих последствий

 

такого посягательства и необходимо применять меры социальной поддержки, которые являются компенсацией за причиненный вред или ущерб.

В процессе обеспечения мер безопасности возможно и выявление преступлений, связанных с разглашением сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении указанных в законе лиц (ст. 311 УК).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Права оперативно-розыскных органов | Оперативник — основное должностное лицо, непосредств осуществляющее оперативно-розыскную деятельность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.