Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Качество и сертификация продукции - 4 часа

План лекции:

1. Качество как фактор успеха предприятия в условиях рыночной экономики

2. Методология и терминология управления качеством

3. Показатели качества машиностроительной продукции и методы их расчета

 

Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня

жизни экономической социальной и экологической безопасности. Качество комплексное понятие, характеризующее организацию производства эффективность всех сторон деятельности организации. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качества. Международная организация стандартизации определяет качество /стандарт ИСО 8402/ как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000. Первая редакция международных стандартов ИСО серии 9000 вышла в конце 80-х г.г. и ознаменовала выход международной стандартизации на качественно новый уровень. Они положили начало сертификации качества. Возникло самостоятельное направление менеджмента - менеджмент качества. В настоящее время ученые и практики за рубежом связывают современные методы менеджмента качества с методологией TQM /total quality management/ - всеобщим /всеохватывающим, тотальным/ менеджментом качества.

Стандарты ИСО-9000 установили единый признанный, в мире подход к договорным условиям, по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словам, стандарт ИСО - жесткая ориентация на потребителя при строгом соблюдении культуры производства.

Продукция комплексное понятие. Это результат деятельности фирмы, который может быть представлен товарами, продуктами, /имеющими вещественную форму/ и услугами, /не имеющими вещественной формы/. Услуги производственного характера /ремонт и т.п.! называют работами.

Для того чтобы произвести ту или иную продукцию, выполнить работу, оказать услугу, необходимо, осуществить целый ряд подготовительных работ. Конечное качество зависит от качества работы на каждом этапе.

Формирование качества продукции начинается со стадии ее проектирования. Так, в фазе исследования разрабатывают технические и экономические принципы, создают образцы /модели/. После этого создают основу производственной документации, опытный образец. К стадии конструктивно-технологических работ подготавливают внедрение изделия в производство.

Качество работы непосредственно связано с обеспечением функционирования фирмы. Это - качество руководства /планирование, анализ, контроль/. От качества планирования /разработки стратегии, системы планов/ зависят достижение поставленных целей и качество фирмы.

Понятие качества формировал ось под воздействием историко- производственных обстоятельств. Каждое общественное производство имел свои объективные требования к качеству продукции. На первых порах крупного промышленного производства проверка качества предполагала определение точности и прочности/точность размеров, прочность ткани/.

Повышение сложности изделий привело к увеличению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сместился к комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях массового производства качество стало рассматриваться не с позиции отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех про изводимых в массовом производстве изделия.

С развитием научно-технического прогресса, следствием которого стала автоматизации производства, появились автоматические устройства для управления сложным оборудованием и другими системами. Возникло понятие надежность. Таким образом, понятие качества постоянно развивалось и уточнялось. В связи С необходимостью контроля качества были разработаны методы сбора, обработки и анализа информации о качестве. Фирмы, функционировавшие в условиях рыночной экономики, стремились организовать наблюдения за качеством в процессе производства и потребления. Упор был сделан на предупреждение дефектов.

Качество, как его понимает производитель, и качество, как его понимает потребитель, понятия взаимосвязанные. Производитель должен проявлять заботу о качестве в течение всего периода потребления продукта. Кроме того, он должен обеспечить необходимое после продажное обслуживание. Особенно это важно для продуктов, отличающихся сложностью эксплуатации.

в литературе понятие качества трактуется по-разному. Мы пользовались определением качества, данным ГОСТом. Однако основное различие в понимании качества определяется различиями в условиях административно управляемой и рыночной экономикам

В условиях административно управляемой экономики качество трактуется с позиции производителя. В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя.

Качество изделия может проявляться в процессе потребления. Понятие качества продукта с позиций его соответствия требованиям потребителя сложил ось именно в условиях рыночной экономики.

Идея такого подхода к определению качества продукции содержится в специальной науке - квалиметрии. Квалиметрия - наука о способах измерения и количественной оценки качества продукции и услуги. Квалиметрия позволяет давать количественные оценки качественным характеристикам товара. Квалиметрия исходит из того, что качество зависит от большого числа свойств рассматриваемого продукта, для того чтобы судить о качестве продукта, недостаточно данных только о его свойства. Нужно учитывать условия, в которых продукт будет использован.

Суть измерение качества в квалиметрии состоит в следующем:

1. Для каждого вида продукции учитываются свои специфические уровни качества, зафиксированные в стандартами действующих технических условиях. Качество характеризуется определенным технико-экономическом параметром /потребительным свойством/: емкость холодильника, скорость автомобиля, содержание основного компонента активного вещества и др.

2. Выбирается эталон качества.

3. Достигнутое качество сопоставляется с эталоном.

Пример. Средняя продолжительность горения электролампы мощности, изготовленной на предприятии, 400 часов. Эталон значение срока службы 450 часов.

Тогда оценка качества /коэффициент качества/ 400/50 = 0,39. Качество не соответствует эталону.

Качество может быть оценено по нескольким параметрам. Пусть приведенном примере коэффициент полезного действия лампы имеет онное значение 20Лм/Вт, а фактический коэффициент равен - 18. коэффициент качества по второму параметру -0,90.

Для сводной или обобщенной оценки качества Госстандартами рекомендуется использовать среднюю геометрическую, т.е. извлечь

кратный корень из проведения индивидуальных коэффициентов, /инде::ачества 0,89 * 0,90 = 0,895. Это говорит о несоответствии качества эталона

Таким образом, качество может соответствовать эталону, быть]

[ли выше эталона.

Сводная оценка связана с так называемым интегральным качеством Вместе с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиции производителями потребителя. Без обеспечения технико-эксплуатационных параметров качества, записанных в технических условиях /TУ/не может быть осуществлена сертификация продукции. Разнообразные физические свойства, важные для оценки качества сконцентрированы в потребительной стоимости. Важными свойствами для оценки качества являются:

- технический уровень, который отражает материализацию и продукции и научно-технических достижений;

- эстетический уровень, который характеризуется комплекс свойств, связанным с эстетическими ощущениями и взглядами;

- эксплуатационный уровень, связанный с технической стороной использования продукции /уход за изделием, ремонт и т.п;

- техническое качество, предполагающее гармоничную увязку (аемых и практических свойств в эксплуатации изделия /функциональная точность, надежность, срок службы /.

Преобладающая часть современного мирового производства представлена производством товаров. Поэтому то или иное изготовленное изделие воплощает в себе как потребительную стоимость, так и стоимость.

Следовательно, качество является комплексным понятием, отражающим эффективность всех сторон деятельности фирмы.

Сегодня сформировалось концептуальное видение качества как одной фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества.

В активе менеджмента качества сегодня:

- 24 международных стандарта ИСО семейства 9000 /включая ИСО

14000 в области экологического менеджмента/;

- международная система сертификации систем качества;

- международный реестр сертифицированных аудиторов систем качества;

- практически сложившаяся система аудита менеджмента;

- аналогичная система аудита во многих региональных и национальных уровнях;

- 70000 фирм мира, имеющих сертификаты на внутрифирменные систем качества.

Можно констатировать, что менеджмент качества - менеджмент четвертого поколения становится в наше время ведущим менеджментом фирм. Стандарты ИСО находятся на пересечении двух направлений: развития менеджмента качества и защиты, прав потребителя на информацию. Собственно стандарты и построены по этому принципу МС - 9001 - 9003 - это модели для целей сертификации, а МС 9004-1,-2,-3,-4 -это руководства по построению систем и элементов систем качества.

В современной теории и практике управления качеством выделяют

следующие пять основных этапов:

1. Принятие решений "что производить" и подготовка технически

условий.

2. Проверка готовности производства и распределение организационной ответственности.

3. Процесс изготовления продукции или предоставления услуг.

4. Устранение дефектов и обеспечение информацией обратной связи в целях внесения в процесс производства и контроля: изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в будущем.

5. Разработка планов по качеству.

Осуществление перечисленных этапов невозможно без взаимодействия всех отделов, органов управления фирмы. Такое взаимодействие называют единой системой управления качеством. Это обеспечивает системный подход к управлению качеством.

Рассмотрим более подробно содержание этапов управления качеством.

Па первом этапе качество означает ту степень, в которой товары или услуги фирмы соответствуют ее внутренним техническим условиям. Этот аспект качества называют качеством соответствия техническим условиям.

На втором этапе оценивается качество конструкции. Качество может отвечать техническим условиям фирмы на конструкцию изделия, однако сама конструкция может быть как высокого, так и низкого качества.

На третьем этапе качество означает ту степень, в которой работа или

функционирование услуг /товаров/ фирмы удовлетворяют реальные потребности потребителей.

Рассмотренные три этапа в практике управления качеством одинаково

важны, и малейшие недоработки в любом из них могут создать проблемы.

Система управления качеством опирается на следующие взаимосвязанные категории управления: объект, цели, факторы, субъект, методы,

функции, средства, принцип, вид, тип критериев и др.

Под управлением качеством продукции понимают планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

Система управления качеством включает следующие функции:

1. Функция стратегического, тактического и оперативного воздействия

2. Функция принятия решений, управляющих воздействий.

3. Функции принятия решений, управляющих воздействия, анализа и

учета, информационно-контрольные.

4. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного

цикла продукции.

5. Функции управления по научно-техническим, производственным,

экономическим и социальным факторам и условиям.

Стратегическое функции включают:

- прогнозирование и анализ базовых показателей качества;

- определение направлений проектных и конструкторских работ; - анализ достигнутых результатов качества производства;

- анализ информации о рекламациях;

- анализ информации о потребительском спросе.

Тактические функции:

- управление сферой производства;

- поддержание на уровне заданных показателей качества;

- взаимодействие с управляемыми объектами и внешней средой.

Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов объектов управления. мероприятий. методов и средств. направленных на установление. обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.

В 1987г. Техническим комитетом Международной организации по стандартизации при участии США, Канады, ФРГ были разработаны и утверждены пять международных стандартов серии 9000 /по системам качества/, Некоторые были установлены требования к системам обеспечения качества продукции, в том числе к разработке продукции, изготовлению, к организации контроля и испытаний продукции, к ее эксплуатации, хранению и транспортированию. Международные стандарты ИСО 9000 по системам качества включают пять наименований:

1. ИСО 9001 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению".

2. ИСО 9001 "Система качества. Модель для обеспечения качества,

при проектировании и /или/ разработке, производстве, монтаже и обслуживании".

3. ИСО 9002 "Система качества. Модель для обеспечения качеств:

при производстве и монтаже".

4. ИСО 9003 "Система качества. Модель для обеспечения" качеств:

при окончательном контроле и испытаниях".

5. ИСО 9004 "Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания".

Система управления качеством включает:

1. Задачи руководства /политика в области качества, организация/.

2. Система документации и планирования.

3. Документация требований и их выполнимость.

4. Качество во время разработки /планирование, компетентность, документация, проверка, результат, изменения/.

5. Качество во время закупок /документация, контроль/.

б. Обозначение изделий и возможность их контроля.

7. Качество во время производства /планирование, инструкции, квалификация, контроль/.

8. Проверка качества /входные проверки, межоперационный контроль

окончательный контроль, документация испытаний/.

9. Контроль за испытательными средствами.

10.Корректирующие мероприятия.

11..Качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке. 12.Документирование качества.

13.Внутрифирменный контроль за системой поддержания качества. 14.0бучение.

15.Применение статистических методов.

16.Анализ качества и систем принимаемых мер. Контролируемые по­казатели качества устанавливаются в зависимости от специфики продукции.

Пример. Система показателей качества,

Качество машин. Технические /мощность, точность удельный расход

ресурсов и т.п..

Качество труда. Причины образования брака.

Качество продукции. Производственные, потребительские, экономические.

Качество проекта. Число исправлений при реализации.

Политика в области качества может быть сформулирована в виде. направления деятельности или долгосрочной цели и может предусматривать:

- улучшение экономического положения предприятия;

- расширение или завоевание новых рынков сбыта;

- достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм: ориентацию на удовлетворение требований потребите

лей определенных отраслей или определенных регионов;

- развитие сервиса и т.п.

В соответствии со стандартом ИСО жизненный цикл продукции

включает 11этапов:

1. Маркетинг, поиск и изучение рынка.

2. Проектирование и разработка технических требований, разработка

продукции.

3. Материально-техническое снабжение.

4. Подготовка и разработка производственных процессов.

5. Производство.

6. Контроль, проведение испытаний и обследований.

7. Упаковка и хранение.

8. Реализация и распределение продукции.

9. Монтаж и эксплуатация.

10.Техническая помощь и обслуживание.

11.Утилизация после испытания.

Стремление к интеграции в мировое сообщество, а также развитие

рыночных отношений внутри страны предполагают всестороннее и полное выявление свойств и оценку показателей, определяющих и характеризующих качество продукции и технический уровень производства.

По мнению отечественных и зарубежных специалистов, качество продукции закладывается с конструкторской; и технологической документации, поэтому и та и другая должны соответствующим образом оцениваться.

Контроль качества

Контроль качества независимо от совершенства применяемыx методик предполагает прежде всего отделение хороших изделий от плохих. В ряде случаев исправить брак вообще невозможно. Поэтому современные фирмы сосредоточивают внимание не на выявлении брака, а на его предупреждении.

Большую роль в обеспечении качества продукции, играет статистический метод.

Целью методов статистического контроля является исключение случайных изменений качества продукции.

Статистический контроль качества хорошо известен в нашей стране.

Сущность статистического контроля качества заключается в отборе и

проверке выборки из предъявленной на контроль партии продукции. На основе оценки качества выбранных экземпляров делается заключение о качестве всей партии продукции. Этот вид контроля основан на применении методов математической статистики.

В условиях, когда предприятиям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемами оценки качества своей продукции.

Необходимым инструментом, гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нормативно-технической документации /НТД/ является сертификация.

Сертификация в международной терминологии определяется как установление соответствия. Национальные законодательные акты различных, стран конкретизируют: соответствие чему устанавливается, и кто устанавливает это соответствие.

Сертификация - документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям. конкретным стандартом или техническим условиям.

Сертификация - дорогостоящее мероприятие, но она является эффективным средством продвижения продукции на рынок.

При получении в процессе сертификации положительного результата выдается документ, называемый "сертификат соответствия", который подтверждает соответствие продукции всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством.

Международной организацией стандартизации определено восемь

схем сертификации третьей стороной. Первая модель предусматривает испытание образца промышленной продукции в независимой испытательной лаборатории или центре. Последующие модели содержат более глубокие испытания с последующим контролем и надзором за заводским управлением качеством.

Цели сертификации:

- обеспечение реализации прав граждан на безопасность продукции

для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды;

- создание условий для деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке страны, а также в международном сотрудничестве;

- подтверждение характеристик продукции, заявленных изготовителем.

Национальными органами по сертификации республик СНГ являются

Госстандарты /Государственные комитеты по стандартизации/.

 

Рекомендуемая литература [2, 3, 11]

Контрольные задания для СРС

1. Качество и сертификация продукции.

2. Диаграмма Парето и причинно-следственная диаграмма Ишикавы.

3. Задача № 32, 40, 42.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация ремонтов оборудования | Тема 8. Управление инновациями на предприятии – 3 часа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.