КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура современного естествознания
Естествознание в современном понимании – наука, представляющая собой комплекс наук о природе, взятых в их взаимосвязи. При этом под природой понимается все сущее, весь мир в многообразии его форм. Исторические этапы познания природы Термин «естествознание» происходит от соединения слов «естество», то есть природа, и «знание». Таким образом, дословное толкование термина – знание о природе. Множество специальных естественнонаучных дисциплин своим содержанием не исчерпывает всего, что мы подразумеваем йод природой: природа глубже и богаче всех имеющихсятеорий. Природа стоит в одном ряду с понятиями материи, Вселенной. Наиболее употребительно толкование понятия «природа» как совокупности естественных условий существования человеческого общества. В более узком смысле под природой понимают объект пауки, а точнее — совокупный объект естествознания. Современное естествознание развивает новые подходы к пониманиюприроды как единого целого. Это выражается в представлениях о развитии природы, о различных формах движения материи и разных структурных уровнях организации природы, в расширяющемся представлении о типах причинных связей.
► В настоящее время под естествознанием понимается точное естествознание, то есть такое знание о природе, которое базируется на научном эксперименте, характеризуется развитой теоретической формой и математическим оформлением. Для развития специальных паук необходимо общее знание природы, комплексное осмысление ее объектов и явлений. Для получения таких общих представлений каждая историческая эпоха вырабатывает соответствующую естественнонаучную картину мира.
Процесс познания человеком природы начался еще в глубокой древности, но интенсивно стал развиваться в античный период. Важную роль в дальнейшем становлении естествознания как пауки сыграли основанные на наблюдениях великие догадки древних философов. Так, родоначальник античной натурфилософии Фалес сумел предсказать солнечное затмение, наблюдавшееся в Греции в 585 г. до н. э. Эмпедокл, живший в VI в. до п. э., объяснил причину солнечного затмения прохождением Луны между Солнцем и Землей. Эмпедокл также высказал удивительную догадку о том, что свет распространяется с огромной скоростью и мы просто не замечаем длительности его распространения. Помимо работ в области астрономии Фалес известен также своими трудами по географии и физиологии, а Эмпедокл прославился не только как философ, но и как врач, физик и физиолог. Широко известны достижения античности в математике (Евклид, III в. до н. э., Пифагор, VI в. до н. э.), механике (Архимед, III в. до н. э.), астрономии (Птолемей, II в. до н. э.). Становление естествознания в современном его понимании, по мнению историков пауки, прошло три стадии и в конце XX в. вступило в четвертую стадию. Первая стадия научного естествознания — натурфилософия, зародившаяся в позднем средневековье, относится к эпохе Возрождения (XV-XVI вв.). Этот период характеризуется получением знаний путем наблюдения, а не эксперимента, преобладанием догадок, а не опытно воспроизводимых выводов. Так, картина мироздания Дж. Бруно представляет собой воспроизведение философской модели античных атомистов на основе данных астрономических наблюдений. Теоретические положения и выводы, сделанные Дж. Бруно, базируются не столько на опытных данных, сколько па философском положении о целостности и непротиворечивости картины мира. Благодаря философскому подходу к осмыслению естественнонаучных знаний создаются научные картины мира, которые вырабатываются наукой каждой исторической эпохи.
Вторая стадия развития естествознания — аналитическое естествознание (XVII — конец XIX в.) — связана с формированием и систематическим развитием экспериментально-теоретических исследований. Натурфилософское познание природы превратилось в современное естествознание, в систематическое научное познание на базе экспериментов и математического изложения полученных результатов. На стадии аналитического естествознания была получена основная масса достижений в изучении природы. Среди них — открытие законов классической механики, закона всемирного тяготения, периодического закона, разработка теории химического строения органических соединений, теории эволюции живых организмов. Возникли и начали интенсивное развитие естественные пауки: физика, химия, биология, география, геология. Накопление знаний требовало более детального изучения объектов, что вело к дифференциации соответствующих наук. Так, химия разделилась па органическую и неорганическую, затем появились физическая и аналитическая химия. В биологии были выделены ботаника, зоология, анатомия, физиология. Таким образом, стадию аналитического естествознания характеризуют следующие особенности: ♦ тенденция к возрастающей дифференциации естественных наук; ♦ преобладание эмпирических (то есть полученных посредством эксперимента) знаний над теоретическими; ♦ преимущественное исследование объектов природы в сравнении ♦ подход к рассмотрению природы как неизменной во времени, а ее Третья стадия — синтетическое естествознание (конец XIX — конец XX в.). На стадии синтетического естествознания возрастает роль теоретических знаний, интенсивно исследуются как природные объекты, так и процессы. Эволюционный подход к познанию природы становится методологической основой синтетического естествознания. Этот период развития пауки характеризуется ясным пониманием целостности природы и неразрывной взаимосвязи отдельных ее частей. Живой организм — единое целое, и потому подход к его изучению должен быть комплексным. Одним из результатов комплексного подхода к изучению природы как единого целого стало возникновение экологии — пауки о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой.
На стыке смежных наук — биологии, химии, физики — появились физическая химия, биохимия, физико-химическая биология. Таким образом, главной отличительной особенностью синтетического естествознания является ориентация на создание синтетических научных дисциплин. В конце XX столетия естествознание вступило в четвертую стадию своего развития, которую называют интегральным естествознанием. Интегральное естествознание характеризуется объединением разных дисциплин и направленийнаучных исследований. Примером таких новых интегральных научных направлений является кибернетика. ► Кибернетика — это наука об общих принципах управления в машинах, живых организмах и обществе. Это интегральная наука, возникшая па стыке ряда специальных дисциплин — теории автоматов, техники связи, математической логики, теории информации и др. Другим примером масштабной научной интеграции является синергетика, претендующая на роль общей теории развития. Синергетика — новое направление междисциплинарных научных исследований процессов возникновения порядка из беспорядка (самоорганизации) в открытых системах физической, химической, биологической и другой природы.
Совокупный объект естествознания — природа. Предмет естествознания — факты и явления природы, которые воспринимаются нашими органами чувств непосредственно или опосредованно, с помощью приборов. Задача ученого состоит в том, чтобы выявить эти факты, обобщить их и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку. Это означает, что истиной в пауке признается то положение, которое подтверждается воспроизводимым опытом. Таким образом, опыт является решающим аргументом принятия той или иной теории.
Естественные пауки различаются предметом своего изучения. Например, предметом изучения биологии являются живые организмы, химии — вещества и их превращения. Астрономия изучает небесные тела, география — особую (географическую) оболочку Земли, экология — взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой. Каждая естественная паука сама является комплексом наук, возникших па разных этапах развития естествознания. Дифференциация наук привела к выделению еще более мелких областей научного знания. К примеру, биологическая наука зоология включает в себя орнитологию, энтомологию, герпетологию, этологию, ихтиологию и т. д. Орнитология — наука, изучающая птиц; энтомология — насекомых; герпетология — пресмыкающихся; этология — наука о поведении животных; ихтиология изучает рыб. Современная тенденция развития естествознания такова, что одновременно с дифференциацией научного знания идут противоположные процессы — соединение отдельных областей знания, создание синтетических научных дисциплин. Примерами межнаучных синтетических дисциплин в естествознании могут служить такие дисциплины, как физическая химия, химическая физика, биохимия, биофизика, физико-химическая биология. Однако современный этап развития естествознания — интегральное естествознание — характеризуется не столько продолжающимися процессами синтеза смежных паук, сколько масштабным объединением разных дисциплин и направлений научных исследований, причем тенденция к масштабной интеграции научного знания неуклонно возрастает. В естествознании различают пауки фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки — физика, химия, астрономия — изучают базисные структуры мира, а прикладные занимаются применением результатов фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и социально-практических задач. Например, физика металлов и физика полупроводников являются теоретическими прикладными дисциплинами, а металловедение, полупроводниковая технология — практическими прикладными пауками. Таким образом, познание законов природы и построение на этой основе картины мира — непосредственная, ближайшая цель естествознания. Содействие практическому использованию этих законов — конечная его задача. От общественных и технических наук естествознание отличается по предмету, целям и методологии исследования. Однако провести четкую грань между естественными, общественными и техническими пауками на современном уровне их развития нельзя, поскольку существует целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными. Так, па стыке естественных и общественных паук находится экономическая география, па стыке естественных и технических — бионика. Комплексной дисциплиной, которая включает и естественные, и общественные, и технические разделы, является социальная экология. Таким образом, ► современное естествознание представляет собой обширный развивающийся комплекс наук о природе, характеризующийся одновременно идущими процессами научной дифференциации и создания синтетических дисциплин и ориентированный на интеграцию научных знаний. Естествознание является основой для формирования научной картины мира. ► Под научной картиной мира понимают целостную систему представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающую в результате обобщения основных естественнонаучных теорий. Научная картина мира находится в постоянном развитии. В ходе научных революций в ней происходят качественные преобразования, старая картина мира сменяется повой. Каждая историческая эпоха формирует свою научную картину мира.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |