Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работоспособность и творчество

Трудовая деятельность, являясь одной из главных социальных осо­бенностей человека, па протяжении многих веков изменяла не только окружающий мир, но и самого человека. На начальных стадиях разви­тия труд преимущественно был физическим, основанным на работе мышц. Работа мышц обусловливается сложными биохимическими и электрическими процессами в мышечной поперечнополосатой ткани. Важнейшим свойством мышечной ткани является работоспособность, то есть способность выполнять работу в течение определенного време­ни. В динамике работоспособности при выполнении работы можно выделить три стадии:

врабатывание — постепенное увеличение работоспособности до оптимальной, при этом человек восстанавливает навыки, знакомится с новым видом деятельности;

оптимальная работоспособность — высокий уровень работоспособности, сопровождающийся четкой ритмической работой с высокой производительностью и минимальным количеством ошибок;

утомление — снижение уровня работоспособности, неточность в работе, увеличение числа ошибок;

Утомление — закономерный процесс, обратимое состояние, возни­кающее при работе. Оно может быть довольно легко снято небольшим отдыхом, перерывом, сменой формы деятельности. Однако если утом­ление не снять, то оно будет накапливаться и перерастет в переутом­ление. Переутомление — патологическое состояние, которое требует врачебного вмешательства. Переутомление может быть снято физио­терапевтическими процедурами, изменением режима труда и отдыха, витаминотерапией и др.

Любая трудовая деятельность требует физическихи психических затрат организма. С развитием, совершенствованием трудовых про­цессов человек при исполнении работы испытывает все меньшее фи­зическое напряжение и все больше от него требуется психических и умственных усилий. Умственная работоспособность является свойст­вом нервных клеток и развивается в процессе работы по тем же эта­пам, что и физическая. Длительный умственный ифизический труд приводит к утомлению, проявляющемуся в усталости — обессиленности, раздражительности, упадке сил.

Работоспособность человека зависит от внешних и внутренних условий.

Внешние условия — это средства и орудия труда, условия труда, окружающая обстановка. Внутренние условия — это знания и умения человека, его профессионализм, мотивационная направленность и за­интересованность в результатах.

Необходимым условием высокой работоспособности человека яв­ляется его состояние здоровья — как физического, так и нравственно­го.

Трудовая деятельность человека существенно отличается от трудо­вой деятельности животных возможностью внесения в деятельность нового, оригинального, творческого. Благодаря творчеству мир чело­века становится разнообразным, комфортным, безопасным, менее за­висимым от условий природы.

Творчество — это эффективное применение имеющегося опыта для создания качественно новых предметов материальной или духовной культуры. Для творчества необходимы воображение, интуиция, спо­собность к рефлексивной оценке собственной деятельности, высокая умственная активность.

Под творчеством понимают деятельность, порождающую нечто но­вое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования но­вых комбинаций знаний, умений, продуктов.

Выделяют четыре стадии творческого процесса.

1. Сознательная переработка информации. В этот период человек вычленяет и уточняет интересующую его проблему, преобразовы­вая имеющуюся информацию. Активный логический поиск реше­ния проблемы приводит к возникновению в сознании множества неадекватных вариантов, путей достижения цели, появление но­вых нерешенных задач.

2. Созревание идеи в подсознании. Большой объем информации, появившейся в сознании в результате напряженной умственной деятельности, начинает вытесняться в подсознание. Активная умственная деятельность, взаимодействие сознательного и бессознательного могут сопровождаться негативными реакциями — чувством неудовлетворенности, дискомфорта, отрицательными эмоциями. В это время человеку лучше оставить решение проблемы, переключиться на другую деятельность или отдохнуть.

3. Озарение. Третий этан в развитии творческого процесса наступает внезапно, часто во сне, когда сознание не контролируется личностью. Появляется вариант решения проблемы, который мгновенно воспринимается сознанием как единственно правильный, оптимальный. Человек испытывает мощные положительные эмоции — чувство восторга, блаженства.

4. Сознательное развитие идеи. Далее полученное решение, идея переводится сознанием в речевое выражение, анализируется, проверяется истинность результата. Четвертый этап нередко бывает достаточно длительным и трудоемким. Человек, используя свой опыт, эрудицию, ищет объяснение полученного результата, его подтверждение, экспериментально проверяет его истинность.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Современную науку характеризует смена парадигм, то есть сложив­шихся научных стереотипов. Смена научной парадигмы определяется, в первую очередь, переходом от антропоцентризма к биосфероцентризму, усиливающими процессами интеграции научного знания.

Сформировалась современная научная картина мира как целост­ная система представленийо мире, его общих свойствах и закономер­ностях, возникшая в результате обобщения основных естественнонаучных теорий. Основой для формирования научной картины мира яв­ляется естествознание.

Современное естествознание представляет собой разветвленную область научного знания о природе, характеризующуюся одновремен­но идущими процессами научной дифференциации и создания синте­тических дисциплин и ориентированную на интеграцию научных зна­ний. Каждая дисциплина естествознания видит в природе свой аспект изучения. Это многообразие нашло свое отражение в большом коли­честве концепций, посвященных практически всем природным объек­там, явлениям ипроцессам. Его отличают ясное понимание целостно­сти природы, эволюционный подход к ее изучению и к осмыслению результатов исследований, интенсивно идущие процессы интеграции разных научных направлений. Системное изучение природы показы­вает, что материя состоит из атомов иэлементарных частиц; свойства объектов зависят от количества и расположения элементарных ча­стиц; Вселенная возникла давно и с тех пор изменяется; клетка явля­ется единицей всех живых организмов; все организмы появились в ре­зультате естественного отбора. В целом мир многообразен и постоян­но находится в процессе превращения одних систем в другие. В то же время общее состояние знаний о природных объектах приводит к вы­воду, что мир до конца не познан и многие природные явления еще не получили свое объяснение, так как для этого еще не сложились пред­посылки.

Сохранение высокого статуса фундаментальных исследований со­четается с расширением разработок прикладного характера. В будущем вряд ли человечество откажется от фундаментальных иссле­дований, неприносящих сиюминутных выгод, но требующих значи­тельных затрат, — освоения космического пространства, изучения микромира и др. Тем не менее наиболее активно, вероятно, будут раз­виваться те направления пауки, которые предусматривают удовлетво­рение социальных потребностей. Среди таких перспективных направ­лений можно выделить следующие:

♦ развитие физики высоких энергий, способствующее уточнению специфики элементарных частиц, приближающей к построению единой теории поля;

♦ исследования в области термоядерного синтеза: их переход в сферу прикладных разработок должны доказать эффективность и безопасность функционирования промышленных термоядерных реакторов;

♦ химические исследования, обеспечивающие выход па уровень масштабного получения природных соединений, что будет способст­вовать смягчению проблемы мирового ресурсного дефицита;

♦ прогноз и предотвращение возможных экологических последствий конкретных научных и технологических разработок, которые обес­печиваются в процессе взаимосвязи фундаментальных и приклад­ных исследований.

Усиливающая тенденция к интеграции естественных наук позволя­ет предположить, что в дальнейшем на какой-то более глубокой осно­ве будут объединены все пауки о неживой и живой природе. Естество­знание, вероятно, будет выступать как единая и многогранная паука о природе.

Учитывая динамизм пауки, довольно трудно реально оценить ее будущее. При этом можно отметить следующие прогностические тен­денции научного развития:

♦ повышение статуса пауки в динамике цивилизационного процесса; именно с развитием научного знания складываются позитивные перспективы цивилизации;

♦ сочетание продолжающейся дифференциации естественных, тех­нических и гуманитарных наук с усилением интегративных тенденций; интеграция системы научного знания в целях разрешения противоречий глобального масштаба;

♦ переход лидерства к системе паук о человеке и биосфере: с одной стороны, сохраняются активные познавательные и деятельностные функции человека, а с другой стороны, его активность ограничива­ется необходимостью сохранения равновесия естественных экоси­стем;

♦ реализация динамизма науки в рамках стратегии устойчивого раз­вития, обеспечивающей ее прорыв в непознанное при сохранении сложившихся фундаментальных ценностей.

Динамика развития современной науки столь впечатляюща, чтомышление вынуждено приспосабливаться к смене научных парадигм еще при жизни одного поколения. Это свидетельствует о непреходя­щей ценности и значимости пауки — связующего моста между про­шлым и будущим современной культуры.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Что такое наука? Каковы функции науки?

2. Какие специфические черты характеризуют науку? В чем состоит отличие науки от обыденного познания?

3. Какие уровни научного исследования выделяют?

4. В чем отличие концепции от закона, теории и гипотезы?

5. Что изучает естествознание? Какие этапы выделяют в развитии естествознания?

6. В чем заключается разница между фундаментальными и прикладными пауками?

7. Что понимают под научной картиной мира?

8. В чем заключается единство эмпирического и теоретического знания?

9. Что составляет основу научной теории?

10. Дайте определение методам пауки. Какие из них вы знаете?

11.Сформулируйте законы движения Ньютона.

12. Перечислите основные законы сохранения.

13.Назовите общие условия справедливости законов сохранения.

14.Объясните существо принципа симметрии и связь этого принципа с законами сохранения.

15.Сформулируйте принцип дополнительности и принцип неопределенности Гейзенберга.

16.В чем состоит «крушение» лапласовского детерминизма?

17.Как формулируются постулаты Эйнштейна в СТО?

18.Назовите и объясните релятивистские эффекты.

19.В чем состоит суть ОТО?

20. Почему невозможен вечный двигатель первого рода?

21. Объясните понятие кругового процесса в термодинамике и идеальный цикл Карпо.

22. Объясните понятие энтропии как функцию состояния системы.

23. Сформулируйте второе начало термодинамики.

24. Объясните суть понятия «неравновесная термодинамика».

25. Как качественно определяется изменение энтропии при химических реакциях?

26.Что такое химический элемент, простое вещество, химическое соединение? В чем различие двух последних понятий?

27.В чем различие формулировки Периодического закона, данной Д. И. Менделеевым, и современной интерпретации этого закона?

28.Сколько изотопов водорода известно в настоящее время? Как они называются? Какие различия в строении атомов наблюдаются у разных изотопов водорода?

29.Какое из фундаментальных физических взаимодействий реализуется в химической связи?

30.Что такое аллотропия? Чем аллотропные модификации отличаются от изомеров и изотопов? Дать определение всем терминам.

31.Что такое стехиометрия? Кто из ученых открыл закон кратных отношений, закон сохранения вещества? Как называются в химии вещества постоянного состава?

32.Что такое прямая и обратная химические реакции? Что такое химическое равновесие? Можно ли оказать влияние па величину
скорости и направление химической реакции, изменяя ее условия?

33.Как можно было бы дать определение химическим процессам с точки зрения парадигмы естествознания XVMI -XIX вв. — классической механики? Как в рамках современных квантовых представлении о химических процессах рассматривается химическая реакция?

34. Что такое катализаторы и ингибиторы химических реакций? Дать определение и привести примеры природных и искусственных ка­тализаторов и ингибиторов.

35. В чем проявляются особенности структур органических и неорганических соединений? Как называется раздел химии, изучающий структуры химических соединений?

36. Расскажите об отборе химических элементов во Вселенной. Приведите примеры.

37. Перечислите этапы формирования концептуальных знаний в современной химии, дайте определение каждому этапу и краткое разъяснение сущности описываемых явлений.

38. Что означает приставка «нано» к терминам: технологии, мембра­ны, транзисторы, сенсоры, зеркала и т. д.?

39. Только ли с изменением линейных размеров связан переход от микротехнологий к нанотехнологиям? Какие качественные изменения он предполагает? Обоснуйте ответ.

40. Приведите примеры использования нанотехнологий в современной жизни.

41. Является ли развитие нанотехнологий делом ученых-одиночек или небольших отраслевых лабораторий? Расскажите о масштабе программы «Развитие нанотехнологий».

42.Что изучают астрономия, космология, космогония?

43.Какие единицы измерения расстояний используются в астрономии?

44.В чем сущность космологической модели расширяющейся Вселенной?

45.Как, предположительно, произошел Большой Взрыв Вселенной?

46.Каково среднее расстояние между галактиками?

47.Что такое квазары?

48.Как классифицируются галактики? Каково строение нашей Галактики?

49.Каков химический состав звезд, и каким образом он определяется?

50.Как характеризуется интенсивность блеска звезд?

60. На какие виды классифицируются звезды?

61. Каково строение Солнца?

62. Какие процессы являются источником солнечной энергии?

63. Охарактеризуйте гипотезы возникновения Солнечной системы.

64. Дайте общую характеристику планетам Солнечной системы.

65.Почему электромагнетизм является атрибутом существования живой материи?

66.Что означает эволюционно-синергетический подход в описании природы?

67.В чем сущность самоорганизации в природе в целом и в живой материи в частности?

68.Какова роль синергетики для современного миропонимания?

69.Назовите основные свойства самоорганизующихся систем.

70.Дайте понятие бифуркационного дерева как модели эволюции природы, человека, общества.

71.Дайте определение жизни с точек зрения различных ученых. Назовите отличия живой материи от неживой.

72.Охарактеризуйте структурные уровни организации живой материи.

73.Сформулируйте основные гипотезы происхождения жизни на Земле.

74. Назовите основные этапы происхождения жизни по А. И. Опарину.

75. Охарактеризуйте клетку как элементарную единицу живого.

76. Назовите основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Чем отличается синтетическая теория эволюции от дарвинской?

77. Что такое эволюционная картина мира и глобальный эволюционизм?

78. Дайте определения наследственности и изменчивости.

79. Что определяют понятия «наследование», «ген», «геном», «генофонд»?

80. Что представляют собой генотип и фенотип? Почему принято считать, что генотип определяет фенотип?

81. Дайте определение генетического кода и перечислите его свойства.

82. Перечислите основные принципы гибридологического анализа.

83. Какие признаки называются доминантными, а какие — рецессивными?

84. Какие организмы называются гомозиготными, а какие — гетерозиготными?

85. Дайте современную формулировку законов Менделя.

86. В чем состоят особенности генетики человека? Перечислите основные методы генетики человека.

87.Какие концепции антропогенеза вы знаете?

88.Назовите факты, подтверждающие сходство человека и животных.

89.Назовите биосоциальные отличия человека и животных.

90.Какие морфофункциональные особенности отличают человека от животных?

91.Что такое здоровье?

92.Какие факторы определяют состояние здоровья населения?

93.Назовите причины заболеваний, характерные для жителей мегаполиса.

94.Каковы демографические проблемы современной России?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Здоровье человека. Демографические проблемы | Электрофизические свойства полупроводников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.