КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работоспособность и творчество
Трудовая деятельность, являясь одной из главных социальных особенностей человека, па протяжении многих веков изменяла не только окружающий мир, но и самого человека. На начальных стадиях развития труд преимущественно был физическим, основанным на работе мышц. Работа мышц обусловливается сложными биохимическими и электрическими процессами в мышечной поперечнополосатой ткани. Важнейшим свойством мышечной ткани является работоспособность, то есть способность выполнять работу в течение определенного времени. В динамике работоспособности при выполнении работы можно выделить три стадии: ♦ врабатывание — постепенное увеличение работоспособности до оптимальной, при этом человек восстанавливает навыки, знакомится с новым видом деятельности; ♦ оптимальная работоспособность — высокий уровень работоспособности, сопровождающийся четкой ритмической работой с высокой производительностью и минимальным количеством ошибок; ♦ утомление — снижение уровня работоспособности, неточность в работе, увеличение числа ошибок; Утомление — закономерный процесс, обратимое состояние, возникающее при работе. Оно может быть довольно легко снято небольшим отдыхом, перерывом, сменой формы деятельности. Однако если утомление не снять, то оно будет накапливаться и перерастет в переутомление. Переутомление — патологическое состояние, которое требует врачебного вмешательства. Переутомление может быть снято физиотерапевтическими процедурами, изменением режима труда и отдыха, витаминотерапией и др. Любая трудовая деятельность требует физическихи психических затрат организма. С развитием, совершенствованием трудовых процессов человек при исполнении работы испытывает все меньшее физическое напряжение и все больше от него требуется психических и умственных усилий. Умственная работоспособность является свойством нервных клеток и развивается в процессе работы по тем же этапам, что и физическая. Длительный умственный ифизический труд приводит к утомлению, проявляющемуся в усталости — обессиленности, раздражительности, упадке сил. Работоспособность человека зависит от внешних и внутренних условий. Внешние условия — это средства и орудия труда, условия труда, окружающая обстановка. Внутренние условия — это знания и умения человека, его профессионализм, мотивационная направленность и заинтересованность в результатах. Необходимым условием высокой работоспособности человека является его состояние здоровья — как физического, так и нравственного. Трудовая деятельность человека существенно отличается от трудовой деятельности животных возможностью внесения в деятельность нового, оригинального, творческого. Благодаря творчеству мир человека становится разнообразным, комфортным, безопасным, менее зависимым от условий природы. Творчество — это эффективное применение имеющегося опыта для создания качественно новых предметов материальной или духовной культуры. Для творчества необходимы воображение, интуиция, способность к рефлексивной оценке собственной деятельности, высокая умственная активность. Под творчеством понимают деятельность, порождающую нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Выделяют четыре стадии творческого процесса. 1. Сознательная переработка информации. В этот период человек вычленяет и уточняет интересующую его проблему, преобразовывая имеющуюся информацию. Активный логический поиск решения проблемы приводит к возникновению в сознании множества неадекватных вариантов, путей достижения цели, появление новых нерешенных задач. 2. Созревание идеи в подсознании. Большой объем информации, появившейся в сознании в результате напряженной умственной деятельности, начинает вытесняться в подсознание. Активная умственная деятельность, взаимодействие сознательного и бессознательного могут сопровождаться негативными реакциями — чувством неудовлетворенности, дискомфорта, отрицательными эмоциями. В это время человеку лучше оставить решение проблемы, переключиться на другую деятельность или отдохнуть. 3. Озарение. Третий этан в развитии творческого процесса наступает внезапно, часто во сне, когда сознание не контролируется личностью. Появляется вариант решения проблемы, который мгновенно воспринимается сознанием как единственно правильный, оптимальный. Человек испытывает мощные положительные эмоции — чувство восторга, блаженства. 4. Сознательное развитие идеи. Далее полученное решение, идея переводится сознанием в речевое выражение, анализируется, проверяется истинность результата. Четвертый этап нередко бывает достаточно длительным и трудоемким. Человек, используя свой опыт, эрудицию, ищет объяснение полученного результата, его подтверждение, экспериментально проверяет его истинность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современную науку характеризует смена парадигм, то есть сложившихся научных стереотипов. Смена научной парадигмы определяется, в первую очередь, переходом от антропоцентризма к биосфероцентризму, усиливающими процессами интеграции научного знания. Сформировалась современная научная картина мира как целостная система представленийо мире, его общих свойствах и закономерностях, возникшая в результате обобщения основных естественнонаучных теорий. Основой для формирования научной картины мира является естествознание. Современное естествознание представляет собой разветвленную область научного знания о природе, характеризующуюся одновременно идущими процессами научной дифференциации и создания синтетических дисциплин и ориентированную на интеграцию научных знаний. Каждая дисциплина естествознания видит в природе свой аспект изучения. Это многообразие нашло свое отражение в большом количестве концепций, посвященных практически всем природным объектам, явлениям ипроцессам. Его отличают ясное понимание целостности природы, эволюционный подход к ее изучению и к осмыслению результатов исследований, интенсивно идущие процессы интеграции разных научных направлений. Системное изучение природы показывает, что материя состоит из атомов иэлементарных частиц; свойства объектов зависят от количества и расположения элементарных частиц; Вселенная возникла давно и с тех пор изменяется; клетка является единицей всех живых организмов; все организмы появились в результате естественного отбора. В целом мир многообразен и постоянно находится в процессе превращения одних систем в другие. В то же время общее состояние знаний о природных объектах приводит к выводу, что мир до конца не познан и многие природные явления еще не получили свое объяснение, так как для этого еще не сложились предпосылки. Сохранение высокого статуса фундаментальных исследований сочетается с расширением разработок прикладного характера. В будущем вряд ли человечество откажется от фундаментальных исследований, неприносящих сиюминутных выгод, но требующих значительных затрат, — освоения космического пространства, изучения микромира и др. Тем не менее наиболее активно, вероятно, будут развиваться те направления пауки, которые предусматривают удовлетворение социальных потребностей. Среди таких перспективных направлений можно выделить следующие: ♦ развитие физики высоких энергий, способствующее уточнению специфики элементарных частиц, приближающей к построению единой теории поля; ♦ исследования в области термоядерного синтеза: их переход в сферу прикладных разработок должны доказать эффективность и безопасность функционирования промышленных термоядерных реакторов; ♦ химические исследования, обеспечивающие выход па уровень масштабного получения природных соединений, что будет способствовать смягчению проблемы мирового ресурсного дефицита; ♦ прогноз и предотвращение возможных экологических последствий конкретных научных и технологических разработок, которые обеспечиваются в процессе взаимосвязи фундаментальных и прикладных исследований. Усиливающая тенденция к интеграции естественных наук позволяет предположить, что в дальнейшем на какой-то более глубокой основе будут объединены все пауки о неживой и живой природе. Естествознание, вероятно, будет выступать как единая и многогранная паука о природе. Учитывая динамизм пауки, довольно трудно реально оценить ее будущее. При этом можно отметить следующие прогностические тенденции научного развития: ♦ повышение статуса пауки в динамике цивилизационного процесса; именно с развитием научного знания складываются позитивные перспективы цивилизации; ♦ сочетание продолжающейся дифференциации естественных, технических и гуманитарных наук с усилением интегративных тенденций; интеграция системы научного знания в целях разрешения противоречий глобального масштаба; ♦ переход лидерства к системе паук о человеке и биосфере: с одной стороны, сохраняются активные познавательные и деятельностные функции человека, а с другой стороны, его активность ограничивается необходимостью сохранения равновесия естественных экосистем; ♦ реализация динамизма науки в рамках стратегии устойчивого развития, обеспечивающей ее прорыв в непознанное при сохранении сложившихся фундаментальных ценностей. Динамика развития современной науки столь впечатляюща, чтомышление вынуждено приспосабливаться к смене научных парадигм еще при жизни одного поколения. Это свидетельствует о непреходящей ценности и значимости пауки — связующего моста между прошлым и будущим современной культуры.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Что такое наука? Каковы функции науки? 2. Какие специфические черты характеризуют науку? В чем состоит отличие науки от обыденного познания? 3. Какие уровни научного исследования выделяют? 4. В чем отличие концепции от закона, теории и гипотезы? 5. Что изучает естествознание? Какие этапы выделяют в развитии естествознания? 6. В чем заключается разница между фундаментальными и прикладными пауками? 7. Что понимают под научной картиной мира? 8. В чем заключается единство эмпирического и теоретического знания? 9. Что составляет основу научной теории? 10. Дайте определение методам пауки. Какие из них вы знаете? 11.Сформулируйте законы движения Ньютона. 12. Перечислите основные законы сохранения. 13.Назовите общие условия справедливости законов сохранения. 14.Объясните существо принципа симметрии и связь этого принципа с законами сохранения. 15.Сформулируйте принцип дополнительности и принцип неопределенности Гейзенберга. 16.В чем состоит «крушение» лапласовского детерминизма? 17.Как формулируются постулаты Эйнштейна в СТО? 18.Назовите и объясните релятивистские эффекты. 19.В чем состоит суть ОТО? 20. Почему невозможен вечный двигатель первого рода? 21. Объясните понятие кругового процесса в термодинамике и идеальный цикл Карпо. 22. Объясните понятие энтропии как функцию состояния системы. 23. Сформулируйте второе начало термодинамики. 24. Объясните суть понятия «неравновесная термодинамика». 25. Как качественно определяется изменение энтропии при химических реакциях? 26.Что такое химический элемент, простое вещество, химическое соединение? В чем различие двух последних понятий? 27.В чем различие формулировки Периодического закона, данной Д. И. Менделеевым, и современной интерпретации этого закона? 28.Сколько изотопов водорода известно в настоящее время? Как они называются? Какие различия в строении атомов наблюдаются у разных изотопов водорода? 29.Какое из фундаментальных физических взаимодействий реализуется в химической связи? 30.Что такое аллотропия? Чем аллотропные модификации отличаются от изомеров и изотопов? Дать определение всем терминам. 31.Что такое стехиометрия? Кто из ученых открыл закон кратных отношений, закон сохранения вещества? Как называются в химии вещества постоянного состава? 32.Что такое прямая и обратная химические реакции? Что такое химическое равновесие? Можно ли оказать влияние па величину 33.Как можно было бы дать определение химическим процессам с точки зрения парадигмы естествознания XVMI -XIX вв. — классической механики? Как в рамках современных квантовых представлении о химических процессах рассматривается химическая реакция? 34. Что такое катализаторы и ингибиторы химических реакций? Дать определение и привести примеры природных и искусственных катализаторов и ингибиторов. 35. В чем проявляются особенности структур органических и неорганических соединений? Как называется раздел химии, изучающий структуры химических соединений? 36. Расскажите об отборе химических элементов во Вселенной. Приведите примеры. 37. Перечислите этапы формирования концептуальных знаний в современной химии, дайте определение каждому этапу и краткое разъяснение сущности описываемых явлений. 38. Что означает приставка «нано» к терминам: технологии, мембраны, транзисторы, сенсоры, зеркала и т. д.? 39. Только ли с изменением линейных размеров связан переход от микротехнологий к нанотехнологиям? Какие качественные изменения он предполагает? Обоснуйте ответ. 40. Приведите примеры использования нанотехнологий в современной жизни. 41. Является ли развитие нанотехнологий делом ученых-одиночек или небольших отраслевых лабораторий? Расскажите о масштабе программы «Развитие нанотехнологий». 42.Что изучают астрономия, космология, космогония? 43.Какие единицы измерения расстояний используются в астрономии? 44.В чем сущность космологической модели расширяющейся Вселенной? 45.Как, предположительно, произошел Большой Взрыв Вселенной? 46.Каково среднее расстояние между галактиками? 47.Что такое квазары? 48.Как классифицируются галактики? Каково строение нашей Галактики? 49.Каков химический состав звезд, и каким образом он определяется? 50.Как характеризуется интенсивность блеска звезд? 60. На какие виды классифицируются звезды? 61. Каково строение Солнца? 62. Какие процессы являются источником солнечной энергии? 63. Охарактеризуйте гипотезы возникновения Солнечной системы. 64. Дайте общую характеристику планетам Солнечной системы. 65.Почему электромагнетизм является атрибутом существования живой материи? 66.Что означает эволюционно-синергетический подход в описании природы? 67.В чем сущность самоорганизации в природе в целом и в живой материи в частности? 68.Какова роль синергетики для современного миропонимания? 69.Назовите основные свойства самоорганизующихся систем. 70.Дайте понятие бифуркационного дерева как модели эволюции природы, человека, общества. 71.Дайте определение жизни с точек зрения различных ученых. Назовите отличия живой материи от неживой. 72.Охарактеризуйте структурные уровни организации живой материи. 73.Сформулируйте основные гипотезы происхождения жизни на Земле. 74. Назовите основные этапы происхождения жизни по А. И. Опарину. 75. Охарактеризуйте клетку как элементарную единицу живого. 76. Назовите основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Чем отличается синтетическая теория эволюции от дарвинской? 77. Что такое эволюционная картина мира и глобальный эволюционизм? 78. Дайте определения наследственности и изменчивости. 79. Что определяют понятия «наследование», «ген», «геном», «генофонд»? 80. Что представляют собой генотип и фенотип? Почему принято считать, что генотип определяет фенотип? 81. Дайте определение генетического кода и перечислите его свойства. 82. Перечислите основные принципы гибридологического анализа. 83. Какие признаки называются доминантными, а какие — рецессивными? 84. Какие организмы называются гомозиготными, а какие — гетерозиготными? 85. Дайте современную формулировку законов Менделя. 86. В чем состоят особенности генетики человека? Перечислите основные методы генетики человека. 87.Какие концепции антропогенеза вы знаете? 88.Назовите факты, подтверждающие сходство человека и животных. 89.Назовите биосоциальные отличия человека и животных. 90.Какие морфофункциональные особенности отличают человека от животных? 91.Что такое здоровье? 92.Какие факторы определяют состояние здоровья населения? 93.Назовите причины заболеваний, характерные для жителей мегаполиса. 94.Каковы демографические проблемы современной России?
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |