Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Здоровье человека. Демографические проблемы

Проблема сохранения здоровья населения особенно актуальна в со­временном обществе, отличающемся негативной характеристикой ос­новных демографических показателей наряду с прогрессирующим рас­пространением алкоголизма, наркотоксикомании и заболеваний, пе­редающихся половым путем.

Особую тревогу вызывает состояние здоровья молодежи, детей и подростков. Совершенно здоровых, гармонично развитых детей — не более 2-3%. Еще 14-15% детей — практически здоровы, а у 35-40% имеются различные хронические заболевания. Не менее половины де­тей имеют те или иные функциональные отклонения. Данные меди­цинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4-5 раз. Так, к моменту окончания средней школы каждый четвертый выпускник имеет пато­логию сердечнососудистой системы, а каждый третий — близорукость, нарушение осанки.

Особое место среди школьной патологии занимает детский травма­тизм. Наиболее часто среди учащихся встречаются черепно-мозговые травмы, переломы костей конечностей, раны, вывихи, растяжения связок, ушибы. Большинство подобных травм (до 60%) возникает во внеурочное время: на переменах в школе и во время игр — во дворе, на спортплощадке, на улице. Серьезную угрозу здоровью детей представ­ляет дорожно-транспортный травматизм, частота которого нарастает год от года. Особенно большое число травм приходится па средний школьный возраст.

Как показали многочисленные исследования, состояние здоровья человека более всего зависит от самого человека. Незнание правил безопасного поведения, несоблюдение здорового образа жизни, бес­печное отношение к своему здоровью — вот причина высокого уровня травматизма, появления различных заболеваний, ухудшения здоровья молодежи.

В современной медицине здоровье и болезнь не противопоставля­ются друг другу, а рассматриваются в тесной взаимосвязи. Установле­но, что под «нормой» не всегда следует подразумевать полное здоро­вье, а под несоответствием норме следует иметь в виду не только пато­логию, но и ряд пограничных состояний между здоровьем и болезнью.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье — это состояние физического, духовного и социаль­ного благополучия, не сводящееся к отсутствию болезни». Это «такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и си­стем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо бо­лезненные изменения».

Различают индивидуальное здоровье (человека) и коллективное здоровье (семьи, профессиональной группы, социального слоя, насе­ления). Здоровье человека давно стало не только его личной пробле­мой, по и критерием жизни в различных странах мира.

Основными показателями удобства и достатка человеческой жиз­ни являются:

♦ состояние системы здравоохранения;

♦ санитарные условия и окружающая среда;

♦ процент истощенных малолетних детей;

♦ отношение к женщине в обществе;

♦ уровень грамотности населения;

♦ организация родовспоможения.

Экономический рост, национальный валовой продукт, использова­ние современных технологий не могут являться гарантией благополу­чия нации, поскольку сопровождаются усилением разрыва между бо­гатыми и бедными, ростом социальной напряженности, терроризмом и военными конфликтами.

Здоровье населения определяют и социальные факторы:

♦ защищенность населения (политическая, правовая, юридическая);

♦ реализация прав па труд, образование, здравоохранение, отдых,
информацию и др.;

♦ характер питания (его достаточность и полноценность);

♦ реальная заработная плата и условия труда;

♦ жилищные условия и т. д.

Понятие здоровья определяется в соответствии с основными функ­циями, выполняемыми человеком. Каковы эти функции?

Человек — качественно новая, высшая ступень жизни па Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Чело­век одарен понятийным мышлением, разумом, свободной волей и сло­весной речью. Человек — живая система, в основе которой в неразрыв­ной связи лежат: физическое и духовное, природное и социальное, на­следственное и приобретенное начала.

Индивидуальное здоровье можно определить, как способность взаи­мосвязанных функциональных структур организма обеспечивать реализацию наследственных программ и репродуктивных функ­ций, умственных способностей и созидательной деятельности.

Полноценное здоровье — состояние организма, характеризующееся состоянием динамического равновесия между функциями его систем и органов и факторами внешней среды. Понятие здоровья включает биологические и социальные характеристики человека и оценку его функциональных резервов, позволяющие организму адаптироваться к различным условиям окружающей среды.

Важнейшим показателем здоровья являются не только физические показатели, по и способность комфортно существовать в обществе, умение контактировать (социализация), способность воспринимать и усваивать информацию. Изучение функционального состояния орга­низма, уровня его адаптации позволяет контролировать здоровье в динамике развития, определяя степень риска болезни и выявляя тре­вожные симптомы онтогенеза. Различают четыре варианта функцио­нального состояния организма человека:

♦ удовлетворительную адаптацию к условиям среды;

♦ напряжение механизмов адаптации;

♦ недостаточную, неудовлетворительную адаптацию;

♦ срыв адаптации.

Уровень физиологической адаптации варьируется в пределах одной возрастной группы, так же как и способность компенсировать внеш­ние воздействия путем включения резервных функций. Чем шире диа­пазон адаптивных реакций, тем лучше адаптирован организм. Органи­ческий диапазон приспособительных реакций, неспособность поддерживать нормальную жизнедеятельность проявляются повышенным риском заболеваемости.

Современное общество заинтересовано в повышении уровня, как здоровья каждого индивида, так и коллективного здоровья. Все боль­шее значение приобретает валеология — учение о здоровье, противо­поставленное медицине болезней, но, по сути, основанное па принципах профилактической медицины. Главной задачей валеологии становит­ся повышение потенциала здоровья популяции за счет предупрежде­ния заболеваемости и инвалидизации.

Следует отметить, что конечные цели медицины болезней и валео­логии совпадают — это здоровье. Однако медицина болезней стремит­ся изучить и распознать возможные болезни и повреждения, а затем, вылечивая их, вернуть человеку здоровье.

Учение о здоровье, или валеология, ориентируется на вероятный риск заболеваний, па ранние признаки пограничных состояний, на их устойчивость или ограниченность во времени проявления.

Важной задачей валеологии является конструирование положи­тельных ориентиров, закладка установок па ценность здоровья и чело­веческой жизни, формирование доступной и доходчивой мотивации здорового образа жизни.

Состояние здоровья зависит более чем на 50% от индивидуального образа жизни, от влияния факторов окружающей среды — па 25%. Это свидетельствует о том, что резерв в сохранении здоровья человека за­ложен в организации его образа жизни, который зависит от валеологической культуры.

Понятие остеологическая культура включает в себя:

♦ знание индивидом генетических, физиологических, психологических возможностей своего организма;

♦ знание методов и средств контроля и сохранения своего психофизиологического статуса и укрепления здоровья;

♦ умение распространять валеологические знания па свое окружение и на социальную среду в целом.

Образ жизни также зависит от наследственных и приобретенных состояний, нарушений работы адаптивных и защитных механизмов, экологии, валеологического воспитания.

Причиной многих заболеваний все чаще становятся гиподинамия, психоэмоциональный стресс, информационное перенасыщение. Со­хранение здоровья во многом является результатом безопасной жиз­недеятельности. Каждый человек обязан знать и соблюдать принципы обеспечения безопасности, последствия воздействия травмирующих и вредных факторов, должен предвидеть опасность и уметь избежать ее или ослабить негативное действие.

Одна из ведущих задач школьного курса Основы безопасности жизнедеятельности состоит в создании у учащихся мотивации здоро­вого образа жизни и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного безопасного поведения.

Здоровый образ жизни — это поведение человека, направленное па сохранение и укрепление здоровья, способствующее полноценной, со­держательной, успешной жизни, в которой человек в полной мере мог бы раскрыть и реализовать свои способности и возможности.

«Здоровье не все, но все без здоровья — ничто», — говорил Сократ. Только здоровому человеку свойственно ощущение полноты жизни.

Здоровый образ жизни — это образ жизни, воспитывающий гармо­нично развитую личность, помогающий стойко переносить жизнен­ные невзгоды, психические и физические нагрузки, включая природ­ные, социальные и личностные.

Непосредственно с проблемами поддержания здоровья связаны де­мографические проблемы. Рост численности населения Земли подвер­жен определенным закономерностям. Так, демографы отмечают, что при низком уровне промышленного развития рождаемость и смерт­ность достаточно высоки, вследствие чего численность населения рас­тет медленно. В высокоразвитом индустриальном обществе рождае­мость снижается и темпы роста численности населения тоже снижа­ются. В то же время в высокоразвитых странах снижается смертность и растет продолжительность жизни, что приводит к увеличению чис­ленности населения. Так, средняя продолжительность жизни в не­которых странах свыше 80 лет (Андорра, Макао, Япония, Австралия и др.).

В современной России складывается особенно неблагоприятная динамика демографических показателей за последние 15 лет. За это время численность населения России уменьшилась со 150 млн до 143 млн человек, снизилась рождаемость и повысилась смертность. По оценкам специалистов, численность населения Российской Феде­рации к 20151". составит 137 млн человек, а к 2050 г. — менее 100 млн че­ловек. Средняя продолжительность жизни в нашей стране составляет 67 лет: для женщин — 71 год, для мужчин — 60 лет. Такая большая раз­ница может быть объяснима распространенностью среди мужчин при­вычек нездорового образа жизни. Основными причинами смертности в нашей стране остаются сердечнососудистые и онкологические заболевания, травмы и несчастные случаи, что является следствием нездо­рового образа жизни и злоупотребления психоактивными вещества­ми — алкоголем, табаком, наркотиками.

Для решения демографических проблем особое значение имеет по­литика государства — реализация программ, направленных на созда­ние благоприятных социальных и природных условий жизнедеятель­ности населения. Особую поддержку государства должны получать наиболее незащищенные слои населения — молодые семьи, дети-сиро­ты, матери-одиночки и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Соотношение биологического и социального в человеке | Работоспособность и творчество
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.