Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и основные черты совершенной (чистой) конкуренции




На рынке совершенной конкуренции разделение экономической власти максимально и механизмы конкуренции работают в полную силу. Здесь действуют множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям.

Отличительные признаки рынка совершенной или свободной (чистой) конкуренции:

а) предлагаемая продукция взаимозаменяемая, т.е. однородна и стандартизирована (например, зерно, фрукты, овощи, ценные бумаги);

б) количество представленных на рынке производителей неограниченно, поэтому сокращение или увеличение производства любым из них на величину рыночной цены товара влиять не может;

в) никто из продавцов и покупателей товара не знает о ситуации на рынке (спросе, предложении, цене) больше других;

г) борьба между независимыми производителями за объем продаж носит ценовой характер (чтобы продать больше, следует несколько снизить цену);

д) барьеров для выхода на рынок нет: каждый желающий открыть (или закрыть) свое дело может сделать это, не испытывая препятствий со стороны других участников рынка

Цены на продукцию конкурентного рынка устанавливаются в результате стихийного взаимодействия между спросом и предложением. Это обстоятельство ведет: к рациональному расходованию ресурсов; к активному применению достижений научно-технического прогресса; к снижению цен на товары и услуги, повышению их качества.

Парикмахерские, автомастерские; машинистки и переводчики; специалисты по ремонту квартир и торгующие на колхозных рынках крестьяне – всех их объединят примерная одинаковость предлагаемого продукта, ничтожные в сравнении с размерами рынка масштабы бизнеса, многочисленность продавцов, т.е. многие из условий совершенной конкуренции. Обязательна для них и необходимость принимать сложившуюся на рынке цену.

Совершенная конкуренция выгодна как отдельному индивиду, так и обществу в целом. Потребители выигрывают в качестве, ассортименте и цене продукции, а общество имеет механизм, обеспечивающий эффективное расходование ограниченных ресурсов, обновление структуры экономики и технический прогресс.

Однако в условиях совершенной конкуренции колебания спроса и предложения периодически приводили к перепроизводству в одной отрасли и недопроизводству - другой. Рост доходов одних фирм сопровождался разорением других: мелкие предприятия поглощались более мощными, происходила концентрация и централизация производства и капитала, ведущая к образованию монополий и захвату ими рыночной власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.