Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность финансов и финансовой системы

Вопросы

1. Сущность финансов и финансовой системы.

2. Государственный бюджет: понятие, структура, дефицит и профицит, государственный долг.

3. Сущность и функции фискальной политики.

4. Проблемы совершенствования налоговой системы в России.

Литература

1. Абакумова О.Г. Макроэкономика. – М.: «Приор-издат», 2005.

11. Гуськова М. Ф. и др. Экономика. – М.: Изд. центр ВЛАДОС, 1999.

12. Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика. – М.: Изд. «Эксмо», 2004.

13. Лизогуб А.Н., Симоненко В.И. Экономическая теория. М.: «Приор-издат», 2004.

14. Литвяк Б.И., Соляр М.Д. Экономика, Пятигорск, 2004.

15. Экономическая теория (политэкономия) / Под ред. В.И. Видяпина и Г.П.Журавлевой. – М.: ИНФРА, 1999.

Финансы являются важнейшим элементом хозяйственного механизма современного общества. Финансы – это обобщающий экономический показатель, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, использованием денег. Сущность финансов составляют экономические отношения, которые возникают в процессе движения денежных средств, фондов.

Таким образом, финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Однако, не всякие денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег как содержанием, так и выполняемыми функциями.

Финансы выполняют четыре основные функции:

1) распределительную;

2) контрольную;

3) аккумулирующую;

4) регулирующую.

Распределительная функция проявляется в том, что финансы активно участвуют в распределении и перераспределении внутреннего валового продукта и национального дохода между участниками производства, отраслями хозяйства, регионами, сферами материального производства и социально-культурной сферой. Распределительная функция проявляется в первичном распределении стоимости созданного продукта и формировании первичных доходов, денежных поступлений в различные сферы и секторы экономики.

Финансовые методы распределения распространяются на физических и юридических лиц, являющихся участниками всего воспроизводственного процесса, на все уровни управления экономикой. В России они проявляются на федеральном уровне, уровне субъектов федерации, на местном уровне.

Контрольная функция заключается в контроле со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного продукта. Через контрольную функцию можно узнать:

а) как сказываются пропорции в распределении денежных средств на состоянии экономики и экономических агентов;

б) насколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования;

в) экономно и эффективно ли они используются и др.

Аккумулирующая функция – заключается в концентрации средств и создании материальной базы существования и функционирования государства.

Регулирующая функция – способствует стимулированию деятельности хозяйственных субъектов и субъектов финансовых отношений с целью развития производства и решения социальных задач.

Финансы России в настоящее время вышли из кризисного состояния, что выражается в профиците федерального бюджета, снижении (хотя и недостаточном) темпов инфляции, сокращении неплатежей предприятий, укреплении курса рубля, снижении внутренней и внешней задолженности страны.

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. Финансовая система представляет совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно связанных с финансовой деятельностью и способствующих ее осуществлению, представляющих финансовые институты, создающие необходимые условия для протекания финансовых процессов.

Финансовая система включает:

1.Финансы предприятий, учреждений, организаций – финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений.

2. Государственные финансы – государственный бюджет; внебюджетные доходы (пенсионный фонд, государственный фонд занятости населения, фонд медицинского страхования и др.); государственный кредит.

3. Финансы страхования – включают следующие звенья: социальное страхование; личное страхование; имущественное страхование.

4. Финансы системы кредитования, куда входит – банковская система – совокупность разных видов взаимосвязанных банков и др. кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма.

Необходимость существования финансов хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений) объясняется потребностью в ресурсах, которая не могла бы быть удовлетворена без финансов.

Большое место в составе потребностей в денежных средствах занимают государственные потребности. Государство, благодаря финансам, выполняют свои функции по регулированию экономики, развитию социально-культурной сферы, защите окружающей среды, обеспечению безопасности страны.

Развитие рыночных отношений невозможно без страхования, которое образует особую сферу финансов. В страховании реализуются общественные и личные потребности в страховой защите от различных неблагоприятных явлений и случайностей. С развитием товарного производства возникает объективная необходимость страховой защиты имущественных интересов каждого собственника. Это достигается с помощью финансовых ресурсов страхования.

Развитие рыночных отношений невозможно представить без системы кредитования. Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы, сбережения различных субъектов рынка и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам.

Субъектами (носителями) финансовых отношений являются: государство, фирмы, различные объединения, организации и отдельные граждане. По поводу использования денежных фондов между ними складываются определенные взаимные финансовые отношения.

2. Государственный бюджет: понятие, структура, дефицит и профицит, государственный долг

Регулирование процесса формирования и расходования денежных фондов реализуется через финансовую политику. Главным инструментом финансовой политики является государственный бюджет. Через него происходит распределение и перераспределение национального дохода страны, осуществляется финансирование производственной и социальной инфраструктуры, стимулируется эффективное развитие экономики.

Бюджет – это официальная, принятая роспись, таблица, ведомость доходов и расходов экономического субъекта за определенный период времени, обычно за год. Бюджет составляется для учета количества располагаемых и расходуемых денежных средств и их взаимного соответствия. Бюджет является основным инструментом проверки сбалансированности, соответствия прихода и расхода экономических ресурсов. Если расходная часть превышает доходную, то бюджет сводится с дефицитом (недостатком). Превышение доходов над расходами образует положительный остаток бюджета (положительное сальдо), или профицит.

Виды бюджетов различны: государственные, республиканские, региональные (окружные, областные, краевые), местные (городские, поселковые).

Ведущую роль во всех отраслях играет государственный бюджет, являющийся основным финансовым фондом страны, находящимся в распоряжении государства. Утверждается бюджет высшей законодательной властью страны. За его выполнение отвечает центральное правительство (исполнительная власть).

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства; расходной, указывающей, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

Источниками доходной части госбюджета являются: прямые и косвенные налоги, которые в доходах государства составляют от 80 до 90%. Самые крупные из них: подоходный налог; налог на прибыль корпораций; налог на добавленную стоимость;

государственные займы, осуществляемые с помощью выпуска государственных ценных бумаг (их доля в госбюджете составляет от 10 до 20%); эмиссия бумажных и кредитных денег, к которой прибегают в условиях превышения расходов над доходами.

Расходная часть бюджета используется следующим образом:

1) из бюджета финансируются, прежде всего, социальные пособия, образование, здравоохранение. С помощью этих расходов государство стремится смягчить разрыв в доходах различных социальных групп;

2) значительная часть расходов государства направляется на финансирование производства, оборону, правоохранительную и административно-управленческую деятельность, субсидии сельскому хозяйству;

3) в период кризисов государство выделяет из расходной части бюджета значительные средства для финансирования антикризисной деятельности.

Для государства важно, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом бюджета». В реальности же расходная часть нередко превышает доходную. Такое состояние бюджета называется «бюджетным дефицитом». Его возникновение зачастую связано со спадом производства, завышенными расходами на социальные программы, возросшими затратами на оборону. Превышение же доходной части бюджета над расходной называют «бюджетным профицитом», что свидетельствует о благополучном состоянии экономики, разумности государственных затрат.

Внебюджетные фонды – это денежные средства государства, используемые строго по назначению (для финансирования целевых программ). Их называют так потому, что они не входят в госбюджет. Распоряжаются ими центральное правительство и местные органы власти.

Бюджетная система России состоит из трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и др.);

2) бюджеты субъектов РФ;

3) бюджеты муниципальных образований.

Устойчивый бюджетный дефицит, финансируемый за счет кредита, приводит к возникновению государственного долга.

Государственный долг представляет собой сумму бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков; это то, что государство взяло взаймы, чтобы покрыть дефицит бюджета. Государственный долг разделяется на внутренний и внешний.

Внутренний государственный долг – это внутренняя задолженность государства организациям, предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, выпускам в обращение бумажных денег, государственных облигаций и др. государственных ценных бумаг, а также вследствие наличия вкладов населения в государственных банках.

Внешний государственный долг – это задолженность государства организациям и гражданам иностранных государств или международным финансовым структурам (Мировой банк, Международный валютный фонд и др.).

Для его погашения и выплаты процентов используется процедура рефинансирования. В этом случае со старыми долгами рассчитываются государственными ценными бумагами нового выпуска. Внешний долг – это долг в иностранной валюте. У России на начало 2001 г. он составлял около 140 млрд. долларов. Погашение этого долга происходит путем передачи товаров и финансовых средств другим странам. Для того чтобы рассчитаться с внешним долгом, страна должна сокращать импорт и увеличивать экспорт товаров, при этом валютная выручка от экспорта идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы роста, снижает уровень жизни.

Мерами по сокращению государственного долга являются: уменьшение расходов на военные нужды; сокращение численности вооруженных сил; конверсия военного производства; приватизация или закрытие малорентабельных предприятий государственного сектора; сокращение других государственных расходов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рынок ценных бумаг и фондовые биржи | Сущность и функции фискальной политики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.