КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2: Власть, ее функции и носители
1) Социальная основа власти. 2) Принцип разделения властей. Являясь древнейшей формой организации человеческого общества, власть сочетает в себе: простое со сложным сословное с общечеловеческим. Одним из известных подходов объяснения феномена власти является лингвистический подход согласно которому: сущность власти выводится из отношений господства и подчинения имеющий знаковый характер, т.е. власть отождествляется с особой логической речью дискурсией. 1. В рамках бихевиористского: понимания власть это использование возможностей изменения поведения людей. 2. Конфликтный подход: определяет власть как регулирование и распределение материальных и духовных общественных благ путем принятия политических решений в различных политических ситуациях. 3. В целевом подходе: Власть рассматривается как способность вынудить частников выполнять обязанности налагаемые морально общественными нормами. 4. Технологический подход:акцентирует внимание на отношение субъекта и объекта власти в сфере прав и обязанностей. 5. Инструменталистский подход: заключается в нахождении и использовании опр. Набора средств для подчинения людей. В других вариантах феномен власти рассматривается как обмен возможностями на политическом уровне. Поэтому власть в самом общем виде можно охарактеризовать как волевое отношение между двумя социальными субъектами в результате чего происходит разделение на властвующего и подвластного субъекта и объекта власти и тогда структура власти получает свое законченное выражение в четырехчленной формуле: 1. Распоряжение, предписание, приказ как властное веление подчинятся воле субъекта власти. 2. Подчинение как подведение единичной частной воли под всеобщую волю власти. 3. Наказание или санкции как средство воздействия на отрицание господствующей воли. 4. Нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщими узаконенными интересами. Властные отношения могут, провялятся как взаимодействующие, так и принудительные они носят обязательный характер и включают в себя комплекс мер и гарантируют выполнение распоряжения или приказа. 1)Специальная информация убеждение, пример авторитета, контроль. 2)Во вторых это система научения, упражнения и соц. поддержки. 3)В третьих использование силы. В осуществлении властных велений особое значение имеют способы и принципы, на которых основаны отношения субъекта и объекта. Ильин В.В. называет более 2 десятков принципов осуществления власти (принцип легитимности, коллегиальности и т.п.). Власть как выражение социальных отношений в обществе содержит в своей основе интересы людей социальных общностей или классов. Сравнительный анализ социальных основ и практического осуществления власти дает существенные отличия между желаемым и действительным. 1. Элитистский подход: содержание, которого заключается в том, что власть в каждом обществе принадлежит господствующей кастовой элите, которая отличается монолитным единством, солидарностью, общностью целей. 2. Плюролистический подход: он признает множественность управленческих центров когда по мимо элито-держательной власти являются владельцы и управляющие крупными предприятиями. а) Репутационный способ б) Позиционный подход. в) Потолок принятия решений. 3. Марксистский подход: Власть основана на материальном превосходстве, на организованном насилии одного класса по отношению к другому. Политическая власть являясь результатом социального господства характеризуется умением класса общности отдельного человека выражать и представлять свои интересы.
В качестве основных элементов политической власти выступают: государственная власть, совокупность государственных и не государственных учреждений и организаций, в рамках которой реализуется власть, система норм и взглядов которые определяют и регулируют отношения между субъектами объектами власти, политическое сознание граждан и политическая культура. Политическая практика дает несколько типов и образов правления. М. Вебер «политика как призвание и профессия» он выделяет 3 типа политического господства: 1. Патриархальное. 2. Харизматическое. 3. Рациональное. Последующее развитие общественной жизни выделило 1)авторитарный образ правления 2) выделили тоталитарный образ правления 3) демократический образ правления. Один из основополагающих принципов - это принцип разделения властей. Функции политической социологии: 1. Артикуляции (расчленение интересов). 2. выработки правил политической деятельности. 3. Разделение и распределение власти. 4. Политической коммуникации. 5. Политическое рекрутированние. 6. Политическая социализация. 7. Адаптации. 8. Сохранение системы. 2)В большинстве стран концентрацию государственной власти в одних руках или группы лиц. Благодаря разделению власти на законодательную исполнительную и судебную обеспечивается политическая свобода в рамках демократического правового государства и контроль над осуществлением власти. Современная система разделения и взаимной связи властей восходит идеей равновесия властей выдвинутой представителями английского либерализма 17 века. Д. Локк родоначальник современной теории демократии выдвинул 2 центральных принципа: 1. Принцип разделения властей. 2. Принцип представительства. В целях защиты жизни, свободы граждан государство выполняет 4 функции: 1. Законодательную. 2. Федеративную. 3. Исполнительную.4. Прерогативную. Ш. Монтескье считающийся родоначальником теории разделения властей говорил не только о разделении на функциональной основе но и подчеркивал взаимную связь и взаимное ограничение властей путем создания различных центров власти. В своем произведении «О духе законов» он разработал модель конституции, которая гарантировала свободу путем разделения государственной власти между королем, дворянством и буржуазией таким образом, что каждая власть сдерживается другой. Законодательная власть должна состоять из 2-х палатного органа король обладает правом вето а судебная власть это не самостоятельная сила так как судьи являются только гласом закона. Данная система разделения властей получила развития в идеях американских федералистов А. Гамильтон, Д. Медиссон и нашла свое воплощение в американской конституции 1787г. Современное разделение властей включает в себя не только горизонтальное разделение, но и вертикальное разделение власти, т.е. между федерацией и ее равноправными членами. Федерализм это важный принцип современного государственного устройства означающих государственность субъектов федерации. Предпосылкой создания федерального государства является федеративный договор, который устанавливает распределение властных компетенций между федерацией и ее субъектами. Распределение власти в федеративном государстве основано на том что субъекты федерации получают возможно большее число властных полномочий, а сама федерация только те полномочия которые относятся к предметам всеобщего интереса. Самостоятельной компетенцией субъекта федерации относится значительная часть системы образования и культуры коммунальное право и полицейская власть. К сфере смешенной компетенции относятся вопросы конституционно или законодательно не урегулированные на федеральном уровне. Юрисдикция ограничивается федеральным конституционным судом и верховными судами. Исполнительная власть практически полностью сосредоточена у субъекта федерации существует, местное самоуправление. Согласно официальному названию РФ это федеративное государство с соответствующей формой разделения власти. Разделение властей в федеративном государстве имеет ряд преимуществ: обеспечивает политическую свободу, укрепляет демократию, обеспечивает политическую активность граждан, вертикальное разделение властей положительно сказывается на функционировании всей политической системы оно защищает, обеспечивает более полное представительство интересов соц. слоев регионов и групп и в конечном счете лучшее функционирование демократических принципов демократической системы.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |