Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4: Становление российской государственности и судьбы реформ

1)История возникновения политического устройства в России.

5)Проблемы становления современной российской государственности.

6)Судьбы реформ в России.

1)История возникновения политического устройства в России.

Возникшая в 5 веке государство киевская Русь унаследовала от славянского этноса традиции демократии. Византийский историк Кесарийский в 6 веке нашей эры писал, что славяне не управляются 1 человеком, а живут в народоправстве, поэтому у них счастье и несчастье считается общим делом.

Как была организована политическая жизнь населения в киевской Руси. В конце 12 века считается расцветом такого образования как вече. Земский собор в 15 веке становится советом всея Руси, который считается высшим законосовещательном органе при российском императоре и который в 20 веке преобразуется в верхнюю палату и называется советом федерации. Фроянов показал, что вече решало такие важнейшие вопросы государственной жизни как объявление войны и мира призвание и изгнание князей, выборы должностных лиц, суд над ними, принятие законов … Вече старших городов которым подчинялись все прочие земли управляли всеми территориями. На вече собирались главы домохозяйств. Древнерусский город делился на концы, концы делились на сотник, каждое из этих городских подразделений имело свое вече на котором для ведения текущих дел собирались старосты. Эти старосты по должности входили в совет господ либо в городской совет. Это был элитарный орган в который на протяжении длительного времени избирались чаще всего представители одних и тех же знатных поместий. От этого совета в значительной мере зависел от вече, именно благодаря этому органу городская община подчиняла своей воле князя. Княжеский престол мог занять только тот, кого выбирало вече. Многие фрагменты летописи свидетельствуют о том, что князья в Киевской Руси небыли единовластными правителями. По существу они были наемными руководителями администрации, выполнявшие судебные, полицейские, военные функции в рамках полномочий и условий, предоставленных им договором, который заключался с вече. На различных рукописных источниках был предложен вариант реконструкции процесса принятия решения на вече: на вечевой площади все выборные должностные лица и домохозяева располагались по концам и сотням. После объявления причины сбора все собравшиеся начинали обсуждать вопрос в своих кругах.

Старосты постоянно ходили от этих кругов к находящимся в центре площади членов городского совета и обратно, согласовывая с ними условия согласия жителей своих районов с предлагаемыми вариантами решения вопроса. Каждый «круг» выговаривало для себя условия своего согласия с проектом решения. Вече продолжалось до тех пор пока собравшиеся не приходили к согласию и пока в текст окончательного решения не вносились поправки учитывающие интересы различных частей городской общины. Совмещение принципов пропорционального представительства всех частей гражданской общины преемственного должностного представительства делало вече компетентным органом государственного управления. Этот демократический порядок был основой Руси, и сохранялся в различных русских землях в период становления московского государства и был окончательно упразднён в конце 15начале 16 века. Таким образом, можно утверждать, что с 9 по 15 век на территории русского государства существовал демократический режим правления. В первой половине 16 века он был заменен автократическим режимом. Этот переворот был совершён при Иване Грозном первым из великих князей провозглашенным Царем. Он правил в течение 37 лет и создал аппарат власти с помощью которого мог единолично решать все вопросы жизни страны, жестоко подавляя любые попытки вмешательства в этот процесс как знатных людей так и духовенства. Такой порядок просуществовал до начала демократических реформ конца 20-го века. Однако долгий период времени существовало земское собрание. Земский собор в этот период был расширенным вариантом княжеской дружины и представлял собой совещание царских функционеров. Земский собор 1613г, на который были приглашены выборные представители всех сословий, положил начало новой правящей династии и тем самым монархии в России. В работе земского собора проявился механизм, который позднее назвали антикризисным кругом российской политики.

2) Важное отличие вече и земских соборов от западноевропейских представительных органов заключалось в том, что они были источником, а не ограничителем власти. Земские соборы обеспечивали разработку сводов законов российского государства соборного уложения. Земский собор как практический институт был упразднён в ходе реформ Петра 1 способствовавших созданию системы неограниченного господства государственного аппарата империи в которой власть опиралась не на народ, а на силовые структуры. Эта система через 180 лет пришла в непримиримое противоречие с повседневной жизнью подавляющего большинства населения и была вынуждена самоликвидироваться в феврале 1917 года. Церковные идеологи считают, что разрыв Петра 1 с прежними традициями является причиной гибели России. Петровские преобразования означали разрыв только с демократическими традициями, а не со всякими политическими традициями вообще. Специфика России является взаимообусловленным существованием автократией и демократией. В данном случае эти противоположение начала политической жизни поддерживают друг друга. Демократия не уравновешенная автократией превращается охлократию. А автократия не уравновешенная демократией превращается в деспотию. Обе крайности в конечном итоге приводя к полному разрушению несбалансированных форм государств. Советская демократия, изначально исключавшая всякое единовластие была уничтожена унаследованной от царства самодержавия аппаратом управления. Созданная режимом личной власти централизованная административная система не учитывала национальность специфики и была разрушена в ходе реформ 80-90 годов 20-го века. Нерасторжимость демократии и автократии порождает парадоксальный способ политического действия. С точки зрения западной модели демократия проблематична в многосоставных обществах, однако в России в той или иной форме возникали и функционировали демократические институты, но они были не в состоянии обеспечить эффективность управления страной так как качественное многообразие позволяло в выполнить данную функцию только единогласным правителем.

 

В условиях нашего государства автократические и демократические институты выполняют две взаимосвязанные функции: сформированные на основе пропорционально представительства политических группировок и равноправного представительства регионов законодательный орган обеспечивает согласование разнородных социальных интересов, а возглавляемый всенародным и независимо выбранным президентом административный аппарат обеспечивает эффективность управление реализацией согласованного и принятого парламента политического курса. В наших условиях разделение властей должно быть уравновешено балансом властей: президент ограждает парламент от произвола со стороны действующих в нем политических группировок, парламент ограждает президента от злоупотребления властью со стороны действующих под его начала бюрократии.

3)Правовая основа Российской государственности начала 90-х годов была противоречива, так как основывалась на законах СССР и РСФСР как частью большого государства. В одном государственном организме сосуществовали и противостояли, друг другу два несовместимых начала новое это президентская власть федерализм, принцип разделения властей, ответственность перед обществом и существовало старое строгая иерархия системы советов с ее монополией на все гласные функции и коллективной государственной ответственностью.

Законодательное оформление новой российской государственности шло путем принятии поправок в конституции СССР 1978. Но необходимо было реформирование всех социально экономических отношений, поэтому в 1993 году был проведен референдум о доверии президенту и поддержки народа курса реформ. 21 января 1993 года был издан указ о поэтапной конституционной реформе в России, в котором было объявлено о роспуске верховного совета съезда народных депутатов и объявлены выборы в 2-х палатное федеральное собрание, а также выборы президента России. В соответствии с принятым решением президента состоялись выборы одновременно с которым проводился референдум по проекту конституции России. Выборы 1993 года и принятие новой конституции заложили правовые основы новой российской государственности явились их конституционным оформлением и важнейшим этапом демократического обновления России. Для становления новой российской государственности важное значение имеют федеративный договор от 31 марта 1992 о разграничении между субъектами федераций, принятие и реализация гражданского кодекса.

4) Этапы становления современной России.

1) 1992-1993 реформаторы первой волны Гайдар, Чубайс стремились вытеснить государство из экономической сферы его функции должен был выполнять саморазвивающейся рынок. Были ликвидированы институты планового регулирования создания институтов рыночной экономики. Происходило формирование классов крупных частных собственников и среднего класса. В этот период государство должно было обеспечивать продвижение необходимых реформ, формируя для них правовое пространство и обеспечивая правопорядок и стабильность общества вхождение в мировое сообщество и обороноспособность.

2) 1994-1998 в эти годы выявляется иллюзорность намерений реформаторов, государство не ушло из экономики изменились только характер и способы его влияния на экономические процессы. Государственные институты активно влияли на процесс приватизации, что привело к усилению тенденций ухудшения социально экономического положения в стране. Государство, лишившись большей части своей собственности не имея возможности собирать налоги в размере необходимых для выполнения своих функций само оказалось в ситуации острого кризиса. К осени 1998 года выявились прорехи той модели взаимодействия государства и общества встает вопрос об оздоровлении государства и усилении его роли особенно в экономике.

Многие аналитики говорят о том, что со времен развенчания культа личности Сталина переоценка ценностей в стране не происходила так быстро как в это период времени. 17 августа 1998 года стал днем крушения экономической модели которую последовательно выстраивало российское правительство начиная с 1992 года и которое привело к развалу всей политической надстройки, а затем и крупнейших российских финансово промышленных групп.

3) 1998. Осенью этого года новое правительство объявляет о необходимости корректировки курса реформ основная цель которых повышение роли государства в реформировании российского общества и прежде всего экономики. Начиная с 1998 года создается система позволяющая обеспечить оптимальный баланс механизмов саморазвития общества и государственного регулирования. Новый акцент делается на решение экономических и социальных проблем, проведение жизненно важных для государства реформ в системе управления государством, военной сфере, судебной власти и т.д.

5) Проблемы становления современной российской государственности.

1. Согласно конституции Россия это демократическое государство с республиканской формой правления, но на практике конституция 1993 года не столько закрепила, сколько провозгласила правовое государство, т.е. это программный документ, а не основной закон.

2. Россия это демократическое государство с республиканской формой правления, но глава государства обладает намного большими полномочиями, что приводит к тому, что многие решения главы государства зависят от компетенции окружающих его лиц.

3. Вариант конституции РФ был разработан под сильную президентскую власть, что привело к тому что аппозиция постоянно выступает за внесение изменений в основной закон страны. При этом разные ветви власти нарушают законодательство.

4. В современной России для формирования правового государства необходимо создать правовое пространство и достичь уровня культуры как населения в целом, так и государственных чиновников в частности.

5. Закрепляя федеративное устройство России, конституция вместе с тем породила его асимметрию.

6. Важная роль в становлении современной российской государственности отводится формированию национально государственной идеи необходимой для консолидации российского общества.

2. снижение доверия к либеральным ценностям и нормам: основные либеральные ценности это частная собственность, свобода, равенство, толерантность находятся на периферии массового сознания.

3. относительный рост авторитарных ценностей и установок, значительная часть россиян является в той или иной мере сторонниками режима жесткой руки.

Для современной России характерен процесс трансформации ценностей и политических установок в рамках установления новой идеологии

2) Особенности массового политического сознания в современной России.

Политической сознание можно разделить на массовое и элитарное его основным носителем выступает политическая элита по средствам различных институтов это знание проецируется на население. Массовое политическое сознание является проекцией элитарного и формируется под воздействием той или иной политической идеологии. Под массовым сознанием чаще всего понимают некую сумму индивидуальных ценностей полученную в результате исторического развития. Массовое сознание может определяться, как совокупность самых разных по своей природе духовных образований не ограниченных формами психики, а относящихся к сферам идеологии. Одна из важных особенностей Россиян состоит в том, что им предлагается объединить государственность и идеи патриотизма с идеями индивидуальной свободы и гражданственности. Изучение массового сознания россиян определила ряд идей, которые принимаются большинством населения это идеи само ценности, свобода, равенство являются основополагающими для политического самосознания. Такие политические ценности как справедливость, духовность, толерантность воспринимаются как основные преткновения духовной самобытности. Сочетания в массовом политическом сознании противоречивых ценностей рождает представления о том, что именного государство может быть в России главным двигателем перемен.

3) Либеральная политическая тенденция в политическом сознании.

В теории либерализма считается что частная собственность является основанием всех либеральных ценностей. Либерально демократическая культура требует экономической свободы. Социологические исследования по проблемам либеральных ценностей свидетельствуют о том что значительная часть населения положительно относится к либеральным ценностям эти либеральные ценности. Однако данные ценности не позволяют человеку подчинить свои личные интересы интересам государства. Осознание необходимости либеральных преобразований в России должно проходить через повышение благосостояния народа обеспечение первоочередных потребностей и безопасности.

4) Консервативные тенденции в массовом политическом сознании.

Под консерватизмом понимается политическая идеология, выступающая за сохранение существующего политического порядка в первую очередь морально правовых отношений воплощенных в нации религии браке и семье. Российский консерватизм принявший государственно социалистический характер и тесно слившийся с великодержавным национализмом представляет собой противоположность западному консерватизму. Российская действительность формировала людей которые считают что их положение зависит от собственных усилий, часто отказываясь от поддержки государства. В политическом сознание консервативно настроенных россиян частная собственность бывает, связывается с эксплуатацией. Сегодня консервативно настроенные избиратели часто отдают свои голоса коммунистам и близким им избирательным объединениям так как основными избирателями являются жители сельских районов.

5) Утопизм массового политического сознания.

Под утопизмом понимают систему знания о желаемом политическом устройстве общества которая может быть достигнута содержательно политические утопии устремлены в бедующее в функциональном они являются критикой современного состояния реальной политической ситуации. Утопизм массового сознания всегда связан с социальными надеждами, что позволяет людям выживать в сложных жизненных ситуациях. В массовом политическ4ом сознании всегда содержатся элементы утопичности. В демократическом обществе политические утопии возникают в силу того что определенные политические проекты нельзя реализовать ни сейчас ни вообще ни при каких условиях но утопическое сознание в условиях демократии может существенно деформировать политику порождая популизм. Российские реформы, не давшие желаемых результатов можно считать следствием политического сознания политической элиты. В массовом сознании возрастает значение индивидуалистических ценностей что свидетельствует об установке жить вопреки насильственным методам. В массовом сознании сложился стереотип уклонения взаимодействия с государством. Таким образом основным моментом утопичности массового политического сознания в современной России является убеждение населения о том что успеха можно добиться без политической и гражданской активности без сознательного отношения к реформам.

6) Особенности менталитета в России.

Существуют различные трактовки политического менталитета это представления и убеждения присущие определенной социальной общности это совокупность установок которые предполагают активное восприятие окружающей действительности это особое рода конструктор коллективного бессознательного. Политический менталитет связан с опытом повседневной жизнью и включает в себя представления о политической реальности, ценностные политические ориентации стихийная предрасположенность особым образом реагировать на политическую реальность. Различные социальные общности в России обладают собственным политическим менталитетом, но базируются на представлениях ценностях установках значительной части российского общества. В российском политическом менталитете доминирует образ государственной власти народ не столько поручает власти выполнение, каких либо функций сколько вверяет ей свою судьбу. Государственной попечительство рассматривается как благо и обязанность властей перед народом вместе с тем приводит к пассивновному ожиданию. В качестве идеала государственной власти российский политический менталитет объясняет власть к единоличию и справедливую. Для российского политического менталитета все еще характерным является культ государственной власти преклонение перед ней как воплощением силы и господства. В российском менталитете государство часто принимается большой семьей отсюда духовное родство. Государственная власть в политическом менталитете часто ставится выше законодательных актов, что формирует неверие в закон в качестве воплощения справедливости и средства борьбы со злом. Для людей с этатистским право сознанием ярко выражено стремление к патернализму ожиданием помощи от государства. Для людей с правовым самосознанием характерно ориентация над собственной силой и спокойное отношение, и спокойное отношение к социальной дифференциации. Особое значение в российском политическом менталитете имеет порядок большинство россиян чувствуют себя комфортно только в ситуации определенности, где существуют четкие предписания, что и как делать. В российском обществе политика всегда определяется нравственными категориями социально политические предписания должны касаться всех сторон жизни человека. В российском менталитете социальный порядок неразрывно связан с государством упорядочиванием общественных отношений чем больше государство издает разного рода законов и инструкций постановлений и решений тем детальнее регламентируют они все стороны жизни общества тем тверже и надежнее кажется русскому народу порядок.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3: Человек и политика | Начальный этап становления германских языков
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 589; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.