Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные этапы лекции

Темы дисциплины и внутридисциплинарные (предыдущие и последующие темы дисциплины) и междисциплинарные связи

ИСТОКИ: биохимия, биология, нормальная физиология, микробиология, иммунология

Вопросы базовых дисциплин, необходимые для усвоения данной темы:

1. основных механизмов деятельности и нарушений в работе клетки,

2. влияние внутренних и вне­шних факторов на жизнедеятельность клеток;

3. классификацию факторов возникновения, продолжительности и течения клеточных патологий

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕМЫ И СВЯЗЬ С ПОСЛЕДУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ:

№ п\п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения
Тема №4 Повреждение клетки .
  Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика +
  Эпидемиология +
  Офтальмология +
  Оториноларингология +
  Дерматовенерология +
  Акушерство и гинекология +
  Педиатрия +
  Неврология, медицинская генетика, нейрохирургия +
  Психиатрия, медицинская психология +
  Судебная медицина +
  Медицинская реабилитация +
  Факультетская терапия, профессиональные болезни +
  Госпитальная терапия, эндокринология +
  Инфекционные болезни +
  Фтизиатрия +
  Поликлиническая терапия +
  Общая хирургия, лучевая диагностика +
  Анестезиология, реанимация, интенсивная терапия +
  Факультетская хирургия, урология +
  Госпитальная хирургия, детская хирургия +
  Стоматология +
  Онкология, лучевая терапия +
  Травматология ортопедия +
  Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения +
Название этапа (раздела лекции) Развернутый план Время
1. Организационный этап Отметка присутствующих студентов. Выяснение причин отсутствия студентов на очередном занятии.  
2. Тема и план лекции Тема: Патология клет­ки  
3. При­чи­ны по­вре­ж­де­ния клет­ки При­чи­ны по­вре­ж­де­ния клет­ки --- эк­зо– и эн­до­ген­ные; ин­фек­ци­он­но–па­ра­зи­тар­ные и не­ин­фек­ци­он­ные; фи­зи­че­ские, хи­ми­че­ские, био­ло­ги­че­ские.  
4. Об­щие ме­ха­низ­мы по­вре­ж­де­ния клет­ки Об­щие ме­ха­низ­мы по­вре­ж­де­ния клет­ки. По­вре­ж­де­ние мем­бран и фер­мен­тов клет­ки: роль мем­бра­нос­вя­зан­ных фос­фо­ли­паз и гид­ро­лаз ли­зо­сом в по­вре­ж­де­нии клет­ки; зна­че­ние пе­ре­кис­но­го окис­ле­ния ли­пи­дов (ПОЛ) в по­вре­ж­де­нии клет­ки; про­ок­си­дан­ты и ан­ти­ок­си­дан­ты; уча­стие сис­те­мы ком­пле­мен­та в по­вре­ж­де­нии мем­бран клет­ки; по­вре­ж­де­ние кле­точ­ных мем­бран ам­фи­филь­ны­ми со­еди­не­ния­ми и де­тер­ген­та­ми; яв­ле­ние элек­три­че­ско­го про­боя ли­пид­но­го слоя мем­бран и его мо­ле­ку­ляр­ный ме­ха­низм; по­вре­ж­де­ние ре­цеп­то­ров кле­точ­ных мем­бран. На­ру­ше­ние внут­ри­кле­точ­ных ме­ха­низ­мов ре­гу­ля­ции функ­ции кле­ток. Роль вто­рич­ных мес­сенд­же­ров. На­ру­ше­ние ме­ха­низ­мов энер­го­обес­пе­че­ния кле­ток. Ме­ха­низ­мы ги­пок­си­че­ско­го (ише­ми­че­ско­го) и ре­пер­фу­зи­он­но­го по­вре­ж­де­ния клет­ки. Зна­че­ние дис­ба­лан­са ио­нов на­трия, ка­лия, каль­ция и жид­ко­сти в ме­ха­низ­мах по­вре­ж­де­ния клет­ки. На­ру­ше­ние ме­ха­низ­мов, кон­тро­ли­рую­щих пла­сти­че­ское обес­пе­че­ние клет­ки и дея­тель­ность яд­ра. На­ру­ше­ние ге­не­ти­че­ско­го ап­па­ра­та. Апоп­тоз, его зна­че­ние в нор­ме и па­то­ло­гии.  
5. Про­яв­ле­ния по­вре­ж­де­ния клет­ки Про­яв­ле­ния по­вре­ж­де­ния клет­ки: спе­ци­фи­че­ские и не­спе­ци­фи­че­ские про­яв­ле­ния по­вре­ж­де­ния клет­ки. Мор­фо­ло­ги­че­ские и функ­цио­наль­ные при­зна­ки по­вре­ж­де­ния: умень­ше­ние дис­перс­но­сти кол­лои­дов ци­то­плаз­мы и яд­ра, из­ме­не­ние вяз­ко­сти ци­то­плаз­мы, уве­ли­че­ние ад­ге­зив­ных свойств ци­то­плаз­мы и яд­ра к кра­си­те­лям, из­ме­не­ние био­хи­ми­че­ских про­цес­сов в по­вре­ж­ден­ной клет­ке, по­вы­ше­ние про­ни­цае­мо­сти мем­бран, из­ме­не­ние ба­лан­са ио­нов каль­ция, на­трия, ка­лия; отек и на­бу­ха­ние клет­ки, сни­же­ние мем­бран­но­го по­тен­циа­ла, по­яв­ле­ние флюо­рес­цен­ции, на­ру­ше­ние кле­точ­ных функ­ций и др. Дис­тро­фии и дис­пла­зии клет­ки, па­ра­нек­роз, нек­ро­би­оз, нек­роз, ау­то­лиз. Фер­мен­ты ¾ мар­ке­ры ци­то­ли­за.  
6. Ме­ха­низ­мы за­щи­ты и адап­та­ции кле­ток Ме­ха­низ­мы за­щи­ты и адап­та­ции кле­ток при по­вре­ж­даю­щих воз­дей­ст­ви­ях. Мик­ро­со­маль­ная сис­те­ма де­ток­си­ка­ции, бу­фер­ные сис­те­мы, кле­точ­ные ан­ти­ок­си­дан­ты, ан­ти­му­та­ци­он­ные сис­те­мы. При­спо­со­би­тель­ные из­ме­не­ния функ­цио­наль­ной ак­тив­но­сти клет­ки, ее ре­цеп­тор­но­го и ге­не­ти­че­ско­го ап­па­ра­та, ин­тен­сив­но­сти ме­та­бо­лиз­ма. Кле­точ­ная и суб­кле­точ­ная ре­ге­не­ра­ция. Пу­ти по­вы­ше­ния ус­той­чи­во­сти кле­ток к дей­ст­вию па­то­ген­ных фак­то­ров и сти­му­ля­ции вос­ста­но­ви­тель­ных про­цес­сов в по­вре­ж­ден­ных клет­ках. Ме­то­ды вы­яв­ле­ния по­вре­ж­де­ния кле­ток раз­лич­ных ор­га­нов и тка­ней в кли­ни­ке.  
7. Заключение Подведение итогов лекции, выводы, обобщение    
8. Ответы на вопросы студентов    

 

 

После лекции студенты должны достичь уровней усвоения (компетенций: ОК-1, ПК-3, ПК-9, ПК-20, ПК-21) -:

Представление: о теоретических вопросах, касающихся связи и значения патофизиологии клетки для клинической медицины

Знание: основных механизмов деятельности и нарушений в работе клетки, влияние внутренних и вне­шних факторов на жизнедеятельность клеток; классификацию факторов возникновения, продолжительности и течения клеточных патологий

Новые понятия: дистрофии и дисплазии клетки, паранекроз, некробиоз, некроз, аутолиз; апоптоз.

Контрольные вопросы к лекции

 

1. Понятие о физиологической, репаративной и патологической регенерации клеток.

2. Механизмы приспособления клеток к изменяющимся условиям функционирования тканей.

3. Причины повреждения клеток и характеристика патогенных факторов.

4. Гисто-гематический барьер и его роль в поступлении патогенного фактора в клетку.

5. Типовые нарушения органелл клетки

6. Патология острого повреждения клетки

7. Нарушение биоритмов клетки

8. Атрофия и дистрофия клеток

9. Нарушение нервной регуляции

10. Понятие некроза и апоптоза. Сходство и различия.

 

Используемая литература:

1. Патологическая физиология/ Под редакцией А.И.Воложина, Г.В.Порядина.-М.:МЕДпресс,1998. – Т.1, 480 с.

2. Патофизиология / Под ред. П.Ф. Литвицкого. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. - Т. I.

3. Патофизиология/Под ред. В.А.Черешнева, Б.Г.Юшкова. -М: Вече, 2001. -704 с.

4. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо, М.А. Адо и др. - М.: Триада-Х, 2002.

5. Патологическая физиология / Под ред. Н.Н. Зайко, Ю.В. Быця. - М.: МЕДпресс-информ, 2002. - С. 224.

6. Патологическая физиология/ Под общей редакцией Н.Н.Зайко. - Киев, Вища школа, 1977.-605 с.

7. Патологическая физиология / Под ред. В.А. Фролова. -М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997.

8. Патофизиология / Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга. - Томск, 2001. – С.234.

9. Курс лекций по патофизиологии / Под ред. П.Ф.Литвицкого. - М.: Медицина, 1995. -752 с.

10. Патологическая физиология/Под ред. А.Д.Адо и В.И.Новицкого. - Изд. Томского университета, 1994. - 468 с.

11. Атлас по патофизиологии/ В.А. Войнов – М.: Медицинское информационное агентство, 2007.-256с.

12. Клиническая патофизиология/В.А. Алмазов, Н.Н, Петрищев и др.- М.: ВУНМЦ,1999.-464с.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Уровень усвоения компетенций: базовый | Типы размеров. · Исполнительные размеры – выполняются по данному чертежу.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.