Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретически еосновы культурной Русской речи

Содержание разделов дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий

(допускается название п.4.1 «Тематический план»)

    Аудиторные занятия
№ п/п Раздел дисциплины Лекции ПЗ (или С) ЛР
1. Теоретические основы русской культурной речи      
2. Нормы литературного языка      
3. Функциональные разновидности языка      
4. Коммуникативный аспект культуры речи      
№ п/п Наименование разделов дисциплины Содержание разделов
1. Теоретические основы русской культурной речи Специфика дисциплины «Русский язык и культура речи». Основные понятия. Язык и его функции. Речь и ее типы. Понятие «культура речи». Специфика курса. Роль культуры речи в социальной, духовной и профессиональной деятельности человека. Культура речи и прин­ципы речевого поведения специалиста в определённой области. Устная и письменная разновидности русского языка; нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Понятие «речевое поведение», «речевое взаимодействие». Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.  
2. Литературный язык. Нормы современного литературного языка. Литературный язык и его особенности. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании ли­тературного языка. Виды и типы норм. Нормы словоупотребления. Основные речевые ошибки в письменном и устном высказывании и пут и их преодоления. Нормы морфологии (употребление форм имен существительных, прилагательных, местоимений, числительных, некоторых форм глагола) Нормы синтаксиса (нормы управления и согласования, употребление деепричастного оборота, перевод прямой речи в косвенную)
  Функциональные разновидности речи (общая характеристика). Основания классификации и общая характеристика разновидностей речи. Общая характеристика функциональных стилей. Разговорная речь как особая функциональная разновидность литературного языка. Признаки разговорной речи. Нормы разговорной речи. Жанры речевого общения. Этика речевого общения и этикетные формулы речи. Приемы речевой выразительности. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Структурные элементы научных письменных текстов и их языковое оформление: аннотация, тезисы, рецен­зия, отзыв, реферат, курсовая Справочно-библиографический аппарат научного произведения. Характеристика официально-делового стиля речи. Основные жанры письменной деловой речи. Языковые особенности деловых бумаг.
  Коммуникативный аспект культуры речи Основы публичного выступления Речевые умения и навыки, необходимые для выступления в сфере деловой коммуникации. Преодоление неуверенности перед выступлением. Этапы и виды подготовленной речи. Компоненты публичного выступления. Приёмы привлечения внимания аудитории. Контакт с аудиторией. Учёт особенностей аудитории, ситуации и целей делового общения. Спор, дискуссия, диспут, полемика. Логико-психологические приёмы и уловки в споре.

Лекции по курсу «Русский язык и культура речи»

Модуль 1. Предусматривает знакомство с основными понятиями курса.

1.1. «Русский язык и культура речи» как языковедческая дисциплина.

 

Культура речи (КР)– понятие многозначное:

1. Во-первых, это идеал речевой культуры, который складывается в обществе на протяжении длительного времени усилиями многих поколений и находит свое выражение в литературном языке, в текстах, созданных непревзойденными мастерами слова. К этому идеалу мы должны стремиться.

2. Во-вторых, КР – это определенный уровень владения нормами литературного языка, степень умения использовать различные средства языка в соответствии с целями и задачами речи. Этот уровень у всех людей различен.

3. И, наконец, КР – это и дисциплина, причем многоаспектная.

Выделяются следующие аспекты КР.

· Нормативный аспект КР. Одна из основных задач КР – охрана литературного языка (ЛЯ), его норм, поскольку это является делом национальной важности: литературный язык объединяет нацию.

КР начинается там, где язык как бы предлагает выбор для кодификации, и этот выбор далеко не однозначен: генеЕзис или гЕнезис, договорА или договОры? Сейчас уже нет категорического запрещения, например, в постановке ударения дОговор, как это было тридцать лет назад. Это свидетельствует о том, что современный русский язык, хотя и может рассматриваться как язык от Пушкина до наших дней, все же не остается неизменным. Он постоянно нуждается в нормировании. Если следовать раз и навсегда установленным нормам, то есть опасность, что общество просто перестанет с ними считаться и будет стихийно устанавливать свои нормы. Поэтому постоянное наблюдение за развитием и изменением норм – одна из основных задач лингвистической науки о КР.

· Коммуникативный аспект КР: Высокая культура речи заключается «… в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая), и, следовательно, стилистически оправданное», как заметил С.И. Ожегов. Выполняя разные коммуникативные задачи, язык обслуживает разные сферы общения, каждая из которых предъявляет к языку свои требования. То, что теперь называют коммуникативным аспектом КР, было предметом осмысления и изучения уже в античности: объектом риторики были как раз способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности.

· Этический аспект связан с речевым этикетом (правилами должного речевого поведения, основанных на нормах морали, национально-культурных традициях). Это аспект исторически изменчив.

Этический компонент, с одной стороны, регулирует в разных ситуациях общения выбор между, например, такими ритуальными способами выражения прощания, как «До свидания», «Всего хорошего», «Ну, привет» и т.п., и, с другой стороны, запрещает (а запрет выбора - это, конечно, тоже выбор) бранные слова для выражения, например, эмоций.

В конечном итоге, КР представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяет обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Из вышесказанного следует: «Русский язык и культура речи» - дисциплина, предметом которой является литературный язык и его использование для эффективного общения.

Развитие КР как самостоятельной лингвистической дисциплины связано с развитием русского языкознания в советскую эпоху. Идея сознательного регулирования языковых процессов, идущая от И. А. Бодуэна де Куртенэ, получила разработку в трудах его учеников: Л. В. Щербы, Л. П. Якубинского, Е. Д. Поливанова, а также Г. О. Винокура, В. В. Виноградова и др.; сформировалось понятие "языковой политики" - организованного руководства процессом языкового развития. В 1952 в институте языкознания АН СССР (с 1958 - институт русского языка АН СССР) образован сектор КР. Пропаганде КР. служат словари, специальные передачи по радио, телевидению, журналы и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Как «правильно» начинать войну | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.