КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №10
по учебной дисциплине: «Основы управления интеллектуальной собственностью» ТЕМА 8. Защита прав авторов и правообладателей. Разрешение споров о нарушении прав в области интеллектуальной собственности
План лекции: Введение. 1. Досудебное урегулирование споров по вопросам охраноспособности объектов промышленной собственности в патентном органе. Нарушения прав интеллектуальной собственности. Гражданско-правовые способы защиты прав авторов и правообладателей. 2. Административная и уголовная ответственность за нарушение авторских, смежных и патентных прав. Судебный порядок рассмотрения споров в области интеллектуальной собственности. Литература: 1. Кудашов, В. И. Интеллектуальная собственность: охрана и реализация прав, управление: учеб. пособие для вузов / В. И. Кудашов. - Мн.: БНТУ, 2004.
ВВЕДЕНИЕ Обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности является неотъемлемой и наиболее важной частью законодательства любого государства, как в области промышленной собственности, так и в области авторского права и смежных прав. Законодательство предоставляет правообладателям возможность подачи апелляций на решения государственных органов, осуществления действий против лиц, нарушающих их права, с тем, чтобы предотвратить дальнейшие нарушения и компенсировать потери, причиненные нарушением. Соглашением Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) сформулированы обязательства правительств стран-членов организации предусмотреть в своем национальном законодательстве процедуры и гарантии, направленные на обеспечение эффективной реализации прав интеллектуальной собственности, включая административные меры и средства судебной защиты, а также пограничные меры (таможенный контроль). Во всех законодательных актах Республики Беларусь, относящихся к объектам интеллектуальной собственности, содержатся нормы, регламентирующие защиту прав авторов и владельцев прав интеллектуальной собственности (Гражданский кодекс Республики Беларусь (ст. 989), законы о патентах, товарных знаках и других объектах, закон об авторском праве и смежных правах). Помимо этого меры таможенного контроля, административного и уголовного характера предусмотрены в соответствующих кодексах (Таможенном, Административном, Уголовном).
1. ДОСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНОСПОСОБНОСТИ ОБЪЕКТОВ ПРОМЫШЛЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПАТЕНТНОМ ОРГАНЕ. НАРУШЕНИЯ ПРАВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ АВТОРОВ И ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ. Необходимость защиты прав промышленной собственности обычно возникает: а) в связи с получением охранных документов и их действительностью; б) по поводу реализации прав авторов и правообладателей. Действующим законодательством Республики Беларусь предусмотрено, что споры, связанные с получением охранных документов и их действительностью, могут рассматриваться в административном и судебном порядке. Административный порядок рассмотрения споров относится к компетенции патентного органа, при котором создан апелляционный совет. К компетенции апелляционного совета относится рассмотрение жалоб, возражений и заявлений, поступающих от физических и юридических лиц. В апелляционный совет могут быть поданы жалобы: на решение предварительной экспертизы по заявкам на объекты промышленной собственности; на решение патентной экспертизы об отказе в выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, сорт растения; на решение экспертизы об отказе в регистрации товарного знака; на решение экспертизы по заявке на регистрацию наименования места происхождения товара и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара. Возражения, подаваемые в апелляционный совет: против выдачи патента на изобретение, патента на полезную модель, патента на промышленный образец, патента на сорт растения; против регистрации товарного знака; против регистрации наименования места происхождения товара и против выдачи свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара. Апелляционный совет рассматривает заявления: о признании товарного знака общеизвестным в Республике Беларусь; о прекращении действия регистрации наименования места происхождения товара и прекращении действия свидетельства на правопользования наименованием места происхождения товара. Жалобы, поступающие в апелляционный совет, должны быть рассмотрены в течение четырех месяцев, а возражения и заявления — в течение шести месяцев с даты поступления. Рассмотрение жалоб, возражений и заявлений осуществляется на заседании коллегии в составе не менее трех членов апелляционного совета.
2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ АВТОРСКИХ, СМЕЖНЫХ И ПАТЕНТНЫХ ПРАВ. СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Дела по спорам, вытекающим из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности, рассматриваются в судебном порядке. В марте 2000 г. в качестве специализированного суда в системе общих судов была создана Судебная коллегия по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь (далее Коллегия), которая рассматривала только дела, касающиеся объектов промышленной собственности. С января 2003 г. Коллегия рассматривает также споры по всем объектам интеллектуальной собственности, включая авторские и смежные права. В настоящее время Коллегия является единственным в Республике Беларусь судебным органом, рассматривающим по первой инстанции гражданские дела по спорам в области интеллектуальной собственности (слайд 1). К компетенции Коллегии, в частности, относятся споры: об авторстве на изобретение, полезную модель, промышленный образец, сорт растения, топологию интегральной микросхемы; об установлении патентообладателя; о нарушении исключительного права на использование объекта промышленной собственности и других имущественных прав; о вознаграждении за создание и использование служебных объектов промышленной собственности и распределении вознаграждения между соавторами; об использовании изобретения, полезной модели, промышленного образца, топологии интегральной микросхемы в период действия временной правовой охраны; о праве преждепользования; о признании патента недействительным; о заключении и исполнении лицензионных договоров, договоров об уступке прав, договоров о залоге имущественных прав, удостоверяемых патентом, признании этих договоров недействительными; о нарушении законодательства о товарных знаках и знаках обслуживания, географических указаниях; по жалобам и возражениям на решения апелляционного совета при патентном органе и др. Практика первых трех лет работы Коллегии Верховного Суда Республики Беларусь показывает, что около 50% всех рассмотренных дел — это жалобы на решения апелляционного совета при патентном органе. Другая часть дел относится к искам о досрочном прекращении действия регистрации товарных знаков, о взыскании убытков в связи с нарушением исключительного права на использование объектов промышленной собственности, об установлении правообладателя, о признании недействительными патентов, о восстановлении действия патента и т.п. Верховному Суду подведомственны и другие споры, вытекающие из применения законодательства, регулирующего имущественные и личные неимущественные отношения в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности (ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь в редакции от 30 декабря 2002 г.) [23]. Защита авторского права и смежных прав Меры борьбы с пиратством Пиратство в словаре русского языка определяется как промысел пиратов, разбой. В сфере интеллектуальной собственности к понятию «пиратство» относятся изготовление и распространение контрафактных (поддельных) товаров; в области музыки, например, это копии музыкальных произведений: контрафактные копии, контрабандные копии, пиратские копии. Контрафактные копии представляют собой точные копии звуковых, видеодисков или кассет в такой же упаковке, как и оригинал, с использованием товарного знака, принадлежащего правообладателю оригинальной записи. Контрабандные копии — это копии записей, сделанных в ходе живого исполнения, или передачи, сделанные без разрешения правообладателя. Пиратскими являются несанкционированные копии звуко- и видеозаписи, которые имитируют оригинал, имеют плохое качество и в ряде случаев отличаются упаковкой от оригинала. Наиболее распространенными объектами пиратства, как отмечается в публикациях ВОИС, являются: звуковые записи; видеозаписи; компьютерные программы; трансляции; книги. Ежегодный ущерб только производителей компьютерных программ, вследствие пиратского копирования, оценивается в 14 млрд. дол. США. Пиратское копирование звуко- и видеозаписей оценивается от 1 до 5 млрд. дол. США. Наибольший интерес для пиратов представляют произведения, пользующиеся успехом на рынке. Авторы, исполнители, производители фонограмм, издатели, организации вещания несут значительный материальный ущерб, поскольку не получают соответствующее вознаграждение. Пиратские знаки значительно дешевле оригинальных, что стимулирует насыщение рынка популярными товарами по низким ценам, в результате материальный ущерб несет государство. В то же время низкие цены повышают спрос на товары, в результате чего расширяется индустрия по производству пиратской продукции, и государство теряет международную репутацию, ставится под вопрос участие в международном культурном обмене. Контрафакция и пиратство в области прав интеллектуальной собственности представляют серьезную не только национальную, но и международную проблему. Имеются данные о связи пиратства в области интеллектуальной собственности с другими формами организованной преступности. Значительные потери несет государство и общество в форме упущенных доходов от налогов, возможностей получения инвестиций. Решение этой проблемы, имеющей глобальный характер, может быть более успешным, если правообладатели будут иметь соответствующие закрепленные законом права и средства защиты, включая эффективные меры защиты на основе уголовного и гражданского права. Основная мера борьбы с пиратством — это наличие достаточной законодательной базы, предусматривающей уголовно-штрафные санкции (штрафы, тюремное заключение) за нарушение патентных, авторских и смежных прав. Важное значение имеет также применение сдерживающих мер по нераспространению пиратской продукции. К этим мерам в ряде стран относят законодательное введение применения защитных идентификационных знаков для маркировки аудиовизуальных произведений и фонограмм. Экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм перед выпуском в оборот маркируются защитными идентификационными знаками, в противном случае их распространение или экспорт запрещены. В закон «Об авторском праве и смежных правах», очевидно, необходимо внести дополнения, обязывающие физических или юридических лиц, осуществляющих воспроизведение аудиовизуальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах, размещать на каждом экземпляре, содержащем указанные объекты, информацию, которая идентифицирует обладателя исключительных имущественных прав или организацию коллективного управления имущественными правами, предоставивших разрешение на такое воспроизведение. Предупредительными мерами до окончательного судебного решения являются: арест товаров, в отношении которых имеются подозрения, что они являются пиратскими копиями, и оборудования для их изготовления; опечатывание помещений, где несанкционированно изготавливаются или предлагаются к продаже или прокату контрафактные копии; издание постановлений (распоряжений) о прекращении производства или распространения несанкционированных копий. Исключительно важной мерой в предотвращении пиратской деятельности является создание эффективной системы коллективного управления авторскими и смежными правами. Эта система должна являться связующим звеном между пользователями и правообладателями, что окажет влияние на сокращение пиратской деятельности. Большая роль в борьбе с пиратством отводится правоохранительным органам. В ряде стран созданы специальные подразделения, основной функцией которых является борьба с нарушителями авторских и смежных прав. Им предоставлено право инициировать расследования и подавать иски в суд. Отсутствие эффективной правоприменительной практики по предотвращению нарушений авторских и смежных прав наносит ущерб, как правообладателям, так и международному престижу государства. Гражданским кодексом Республики Беларусь (ст. 139) установлено, что использование результатов интеллектуальной деятельности может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. Какие же нормы в отношении защиты объектов авторского права предусмотрены в законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»? Так в соответствии с законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (п. 1 ст. 39) физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований закона, является нарушителем авторского права и смежных прав. Экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, распространение или иное использование которых влечет за собой нарушение авторского права и смежных прав, являются контрафактными. К контрафактным отнесены также экземпляры охраняемых произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций вещания, импортируемые без согласия правообладателей в Республику Беларусь (пп. 2, 3 ст. 39). Нарушением авторского права и смежных прав также являются: любые действия, включая изготовление, импорт в целях распространения или распространение (продажа, прокат) устройств или предоставление услуг, которые осуществляются осознанно или при наличии достаточных оснований сознавать, что они без разрешения позволяют обходить или способствуют обходу любых технических средств, предназначенных для защиты авторских или смежных прав, предоставляемых законом «Об авторском праве и смежных правах», и основной коммерческой целью или основным коммерческим результатом которых является обход таких средств; устранение или изменение любой электронной информации об управлении правами без разрешения правообладателя; распространение, импорт с целью распространения, передача в эфир, сообщение для всеобщего сведения без разрешения правообладателя произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, в отношении которых без разрешения правообладателя была устранена или изменена электронная информация об управлении правами (п. 5 ст. 39). Любые экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, с которых без разрешения правообладателя устранена или на которых изменена информация об управлении правами или которые без разрешения правообладателя изготовлены с помощью любых незаконно используемых устройств, считаются контрафактными (п. 6 ст. 39). Защита авторских и смежных прав, как было указано выше, осуществляется в судебном порядке. При этом правообладатель в соответствии с законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 40) вправе требовать: признания авторского или смежных прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения авторского или смежных прав; пресечения действий, нарушающих авторские или смежные права или создающих угрозу их нарушения; возмещения убытков, включая упущенную выгоду; взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторского права и смежных прав, вместо возмещения убытков; выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 тысяч минимальных заработных плат, определяемой судом, вместо возмещения убытков или взыскания дохода с учетом существа правонарушения; принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой авторского или смежных прав. Контрафактные экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания подлежат обязательной конфискации по решению суда. Суд вправе вынести решение о конфискации любых материалов и любого оборудования, в том числе устройств, незаконно используемых для изготовления и воспроизведения экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания с обращением их в доход государства. Контрафактные экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации вещания могут быть переданы правообладателям по их требованию, а не востребованные ими экземпляры подлежат уничтожению или переработке с обращением в доход государства. Ответственность за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности Одним из распространенных видов судебных споров, связанных с нарушением исключительного права, охраняемого патентом, является промышленное или коммерческое использование объекта промышленной собственности без разрешения патентообладателя. Использованием изобретения, полезной модели, промышленного образца признается введение в гражданский оборот продукта, изготовленного с применением запатентованного изобретения, запатентованной полезной модели или изделия, содержащего запатентованный промышленный образец. Лица, незаконно использующие топологию интегральной микросхемы, обязаны прекратить ее использование и возместить причиненный ущерб. За незаконное использование товарного знака, а также обозначения, сходного с ним до смешения для однородных товаров, владелец знака может потребовать: прекращения нарушения и возмещения причиненных убытков; удаления с товара или с упаковки незаконно используемого знака; ареста или уничтожения товаров, в отношении которых был незаконно применен товарный знак; наложения штрафа в размере стоимости товара или передачи его в пользу потерпевшей стороны. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (Слайд 2) Незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности, а также сорта растения или топологии интегральной микросхемы – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, на индивидуального предпринимателя – до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, а на юридическое лицо – до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации (Статья 9.21 Нарушение авторских, смежных и патентных прав). В рамках осуществления Национальным центром интеллектуальной собственности контроля за соблюдением законодательства в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности к ответственности за нарушение его требований привлечено Республиканское унитарное предприятие «Белорусский металлургический завод». Постановление о привлечении РУП «БМЗ» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь, вынесено судом Жлобинского района Гомельской области. Установлено, что факт нарушения законодательства об охране авторских прав имел место во Дворце культуры металлургов РУП «БМЗ» при проведении молодежной дискотеки. Соответствующие музыкальные произведения использовались (исполнялись) во время дискотеки без надлежащего разрешения, чем были нарушены требования постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.1997 г. № 452 «Об управлении имущественными правами авторов на коллективной основе и минимальных ставках авторского вознаграждения за использование некоторых видов произведений литературы и искусства». Несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, – влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере десяти процентов от суммы договора (Статья 9.25. Нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров). Умышленное использование индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица товарного знака (знака обслуживания), фирменного наименования, географического указания конкурента, либо продажа или предложение к продаже товара (услуги) с применением предупредительной маркировки о товарном знаке (знаке обслуживания), не зарегистрированном в Республике Беларусь, либо копирование промышленных образцов конкурента, влекущие смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конкурента, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью (Статья 11.26. Незаконное использование деловой репутации конкурента). В Республике Беларусь создана современная и достаточно совершенная законодательная база, позволяющая авторам и правообладателям в полной мере воспользоваться преимуществами монопольного распоряжения плодами своей интеллектуальной деятельности. Однако для того, чтобы эти законы работали, необходим соответствующий запретительно-карательный механизм государственного принуждения к исполнению законов, который закреплен в отдельных статьях Уголовного и Таможенного кодексов Республики Беларусь. Уголовная ответственность за нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав предусмотрена Уголовным кодексом Республики Беларусь (ст. 201 и 248) (слайд 3). Так, присвоение авторства либо принуждение к соавторству, а равно разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собственности до официальной публикации сведений о них наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет. Незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение или сопряженные с получением дохода в крупном размере наказываются общественными работами, или штрафом, или ограничением свободы на срок от трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет. Эти действия, совершенные повторно наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 201 УК). Умышленное использование индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица товарного знака (знака обслуживания), фирменного наименования, наименования места происхождения товара конкурента, либо продажа или предложение к продаже товара (услуги) с применением предупредительной маркировки о товарном знаке и знаке обслуживания, не зарегистрированном в Республике Беларусь, либо копирование промышленных образцов конкурента, влекущие смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конкурента, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет (ст. 248 УК). Роль и значение таможенной службы в деле охраны интеллектуальной собственности освещались в научной литературе и средствах массовой информации, поэтому остановимся лишь на тех нововведениях, которые были внесены в Таможенный кодекс Законом Республики Беларусь от 4 декабря 2001 г. № 71-3 «О внесении дополнений в Таможенный кодекс Республики Беларусь» (слайд 4). Согласно Закону на таможенные органы Республики Беларусь возлагается обязанность осуществлять меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь (ст. 10). Для осуществления таких мер таможенные органы вправе приостановить выдачу заинтересованному лицу разрешения на перемещение товаров через границу (ст. 18) по решению должностного лица таможенного органа Республики Беларусь в случаях, установленных Таможенным кодексом (ст. 126). Кодекс дополнен главой 28 1 «Особенности таможенного контроля в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности», согласно которой правообладатель или его представитель (заявитель) вправе подать в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь (далее - ГТК) заявление об осуществлении мер по защите его прав на объекты интеллектуальной собственности, если имеются основания полагать, что эти права нарушены или могут быть нарушены при перемещении товаров через границу. ГТК рассматривает заявление в течение одного месяца со дня его поступления (при наличии оснований - не более шести месяцев) и принимает решение об осуществлении таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. В случаях несоблюдения заявителем требований настоящей главы, а также, если ГТК примет решение о том, что таможенные органы Республики Беларусь не могут обеспечить защиту прав на объекты интеллектуальной собственности, принимается решение об отказе в осуществлении мер по защите. О своем решении ГТК уведомляет заявителя в десятидневный срок. За подачу заявления заявитель уплачивает сбор, предусмотренный ст. 197-5 Кодекса (ст. 197-1). Заявление, подаваемое заявителем в ГТК, должно содержать информацию о правообладателе с указанием объектов интеллектуальной собственности, права на которые нарушены или могут быть нарушены, и сроке, в течение которого правообладателю потребуется защита его прав; детальное описание товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, а также сведения о месте изготовления таких товаров, их производителях и лицах, имеющих разрешение или лицензию на право использования объектов интеллектуальной собственности; описание товара, в отношении которого предполагается, что этот товар является контрафактным, и т.п. Форма, порядок подачи и рассмотрения заявлений определяются соответствующей инструкцией ГТК (ст. 197-2). К заявлению прилагаются: 1) документы, подтверждающие наличие и принадлежность права на объекты интеллектуальной собственности (свидетельство, лицензионный договор, другие документы в соответствии с законодательством), а в случае необходимости - документальное подтверждение полномочий лица, представляющего интересы правообладателя; 2) подтверждение об уплате сбора за подачу заявления об осуществлении таможенными органами Республики Беларусь мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности; 3) иные документы, определяемые Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. При возможности одновременно с подачей заявления представляются образцы, фотографии или иное изображение товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, а также товаров, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными. Форма, порядок подачи и рассмотрения заявлений об осуществлении таможенными органами Республики Беларусь мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности определяются Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь. После уплаты соответствующего сбора решение об осуществлении мер, принятое ГТК, включается в реестр решений об осуществлении таможенными органами Республики Беларусь мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности [30]. Это решение может быть исключено из реестра по просьбе заявителя или по решению ГТК в случае несоблюдения заявителем положений главы 28-1, а также, если решение об осуществлении мер было принято на основании неполных или недостоверных сведений (ст. 197-3). Срок, в течение которого таможенные органы Республики Беларусь будут осуществлять меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, устанавливается ГТК с учетом сроков, указанных в заявлении, но не более двух лет с момента включения решения в реестр. Указанный срок может быть продлен по просьбе заявителя, однако он не может быть больше срока действия прав правообладателя (ст. 197-4). За осуществление таможенными органами Республики Беларусь мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности взимаются сборы: а) за подачу заявления - 20 евро; б) за включение в реестр решения об осуществлении в) за продление срока осуществления мер по защите Постановлением ГТК от 31 мая 2002 г. № 33 утверждено Положение о порядке осуществления таможенными органами Республики Беларусь мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь. Если таможенные органы обнаруживают, что предъявляемые или декларируемые товары, в отношении которых принято решение об осуществлении мер по защите содержащихся в них объектов интеллектуальной собственности, являются или могут являться контрафактными, таможенное оформление таких товаров приостанавливается, и они помещаются на склад временного хранения сроком на 10 рабочих дней с возможностью продления еще не более чем на 10 рабочих дней по ходатайству заявителя. Если в течение срока действия решения о приостановлении таможенного оформления товаров заявитель обратится с просьбой о его отмене или не внесет установленный сбор, решение о приостановлении таможенного оформления отменяется, а товары подлежат таможенному оформлению и выпуску в порядке, установленном Кодексом. Если же суд или другой компетентный орган примет решение о наложении ареста на такие товары, решение о приостановлении таможенного оформления подлежит отмене, а товары будут находиться под таможенным контролем до принятия судом соответствующего решения. Предусмотренные настоящей статьей меры не распространяются на товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь физическими лицами или пересылаемые в международных почтовых отправлениях и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности (ст. 197-6 Таможенного кодекса). Для обеспечения расходов, связанных с приостановлением таможенного оформления товаров, заявитель в течение пяти рабочих дней после получения уведомления о приостановлении обязан внести обеспечение в размере, достаточном для компенсации расходов таможенных органов и владельцев складов временного хранения, связанных с приостановлением таможенного оформления. Сумму обеспечения и возмещения расходов, которые могут возникнуть в связи с приостановлением таможенного оформления товаров, определяет ГТК. Убытки декларанта, импортера, грузополучателя, экспортера или собственника товара, которые могут возникнуть при этом, возмещаются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (ст. 197-7). Для определения того, являются ли контрафактными товары, в отношении которых принято решение о приостановлении таможенного оформления, таможенный орган Республики Беларусь предоставляет заявителю и декларанту необходимую информацию, которая является конфиденциальной и не должна передаваться третьим лицам, в том числе государственным органам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Заявитель и декларант могут брать пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении таможенного оформления (ст. 197-8). Введение названных статей в Таможенный кодекс Республики Беларусь, несомненно, окажет благотворное влияние на снижение объема торговли контрафактной продукцией в Беларуси. Объемы реализации контрафактной или, как ее чаще называют, «пиратской» продукции в последние годы XX и в начале XXI вв. непрерывно росли, нанося урон как ее законным обладателям, так и представляющим их странам. Так, по данным Международного союза интеллектуальной собственности (International Intellectual Property Alliance), опубликованным в ежегодном докладе президента ПРА Эрика Смита (Eric H. Smith) в мае 2003 г. на сайте http:// www.iipa.com, потери 1100 фирм США, занятых производством аудио-видео-продукции, программного обеспечения и книг, составили в 2002 г. 9,8 млрд. долларов, а общие потери законных владельцев в мире оцениваются в 20-22 миллиарда. В докладе выделены четыре группы стран, где, по мнению аналитиков ИРА, дела с охраной объектов интеллектуальной собственности обстоят наихудшим образом. В первую группу вошла Украина, во вторую - Парагвай и Китай, в третью входят 10 стран, включая Россию, и Европейский союз, а замыкают «черный список» 36 стран, в том числе Беларусь. Помимо вышеупомянутых нормативно-правовых актов определенные правовые вопросы в области защиты интеллектуальной собственности изложены в законе Республики Беларусь 2 декабря 2002 г. № 154-З о внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" Формы недобросовестной конкуренции. Запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными все действия, способные вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов, товаров или предпринимательской деятельности конкурентов, в том числе: незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания), наименования места происхождения товара на товарах, их упаковке, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, в рекламных материалах, печатных изданиях и иной документации; введение в гражданский оборот товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров; незаконное копирование внешнего вида товара другого хозяйствующего субъекта, за исключением случаев, когда копирование товара или его частей (узлов, деталей) обусловлено исключительно их техническим применением; введение в гражданский оборот товаров другого хозяйствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, если иное не предусмотрено договором, заключенным между хозяйствующими субъектами. Защита прав авторов и правообладателей и разрешение споров о нарушении прав в области интеллектуальной собственности осуществляется в рамках имеющейся в республике системы представленной на слайде 5. Данная система призвана обеспечить гармоничное развитие государства с учетом интересов каждой личности.
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22 июня 2001 г. № 37-З Объекты инвестиционной деятельности Объектами инвестиционной деятельности являются: недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс; ценные бумаги; интеллектуальная собственность. Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах: создание юридического лица; приобретение имущества или имущественных прав, а именно: доли в уставном фонде юридического лица, включая случаи увеличения уставного фонда юридического лица;
недвижимости; ценных бумаг; прав на объекты интеллектуальной собственности; концессий; оборудования; других основных средств.
Статья 11.24. Hарушение антимонопольного законодательства Уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин. Статья 11.25. Ограничение конкуренции Заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью. Статья 11.26. Незаконное использование деловой репутации конкурента Умышленное использование индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица товарного знака (знака обслуживания), фирменного наименования, географического указания конкурента, либо продажа или предложение к продаже товара (услуги) с применением предупредительной маркировки о товарном знаке (знаке обслуживания), не зарегистрированном в Республике Беларусь, либо копирование промышленных образцов конкурента, влекущие смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конкурента, –
влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью. Статья 12.7. Незаконная предпринимательская деятельность 1. Предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), –
влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, на индивидуального предпринимателя – от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или лишение права заниматься определенной деятельностью. ОХРАНА НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных В соответствии с международными правовыми нормами и национальным законодательством программы для ЭВМ и базы данных относятся к объектам авторского права и охраняются его нормами как литературные произведения. В некоторых странах наряду с законом об авторском праве и смежных правах дополнительно принят Закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных (например, в Российской Федерации). Законом «Об авторском праве и смежных правах Республики Беларусь» также определено, что компьютерные программы охраняются, как литературные произведения, и такая охрана распространяется на все виды программ, в том числе на прикладные программы и операционные системы, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код (п. 3 ст. 7 закона [3]). Базы данных или компиляции иных материалов в любой форме, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества, охраняются как таковые. Такая охрана не распространяется непосредственно на сами данные или материалы и действует без ущерба какому-либо авторскому праву, к сфере распространения которого относятся такие данные или материалы. Для рассмотрения вопросов правовой охраны программ для ЭВМ и баз данных необходимо дать определение объектам, которые могут подпадать под охрану авторским правом. Прежде всего, ЭВМ (компьютер) как основное средство, для которого создаются программы, — это техническое устройство или комплекс устройств, предназначенных для обработки информации и решения вычислительных и информационно-логических задач. Обработка информации осуществляется с помощью технических и программных средств. Программа — это набор машинных команд, которые следует выполнить компьютеру для реализации того или иного алгоритма. В свою очередь, алгоритм — это набор правил или логических шагов, позволяющих решать какую-либо конкретную задачу. Программа представляет собой алгоритмическое решение этой задачи, выраженное на конкретном языке. В законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» дается следующее определение: «компьютерная программа - упорядоченная совокупность команд и данных для получения определенного результата с помощью компьютера, записанная на материальном носителе, а также сопутствующая электронная документация» (ст. 4). Операционная система — пакет программ, постоянно находящийся в памяти компьютера и обеспечивающий управление устройствами компьютера, его взаимодействие с пользователем. Сопутствующая документация придается операционной системе для облегчения пользования и возможных изменений программы. База данных - это объективная форма представления и организации данных, систематизированных определенным образом для возможности их обработки и поиска с помощью компьютера. База данных или компиляции иных материалов в любой форме, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества, охраняются как таковые (п. 3 ст. 7 закона [3]). На содержимое базы данных авторское право не распространяется. Таким образом, авторским правом охраняются любые программы для ЭВМ и базы данных, представленные в объективной форме и являющиеся результатом творческой деятельности. Не распространяется правовая охрана на идеи, принципы, алгоритмы, языки программирования, лежащие в основе программ и баз данных. Субъектами права на программу для ЭВМ и базу данных могут быть: автор (соавторы) — физическое лицо (лица), в результате творческой деятельности которого (которых) они созданы; работодатель, которому принадлежат имущественные права на программу для ЭВМ или базу данных, созданные в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей, если договором между ними не предусмотрено иное; наследник, к которому переходят в установленном законом порядке имущественные права на программу для ЭВМ или базу данных; правообладатель — любое лицо, которому в силу закона или по договору принадлежат имущественные права на программу для ЭВМ или базу данных. Автору (соавторам) принадлежат личные неимущественные права: право авторства, право на имя, право на защиту репутации, право обнародовать или разрешать обнародовать программу для ЭВМ или базу данных. Любые изменения, вносимые в программу или в базу данных, не могут быть внесены без согласия автора (соавторов). Обнародование программы для ЭВМ или базы данных может осуществляться только с согласия автора, причем за автором сохраняется право на отзыв, т.е. право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения. Право автора на отзыв не применяется в отношении служебных произведений. Автору программы для ЭВМ или базы данных либо другому правообладателю принадлежат имущественные права на осуществление следующих действий:
Выпуск в свет (опубликование) программы или базы данных осуществляется путем предоставления экземпляров программы или базы данных на любом носителе неопределенному кругу лиц в не Воспроизведение (изготовление) программы или базы данных в любой форме и любыми способами. Это может осуществляться путем распечатки на принтере, фиксации данных в машиночитаемой форме, включая запись в память ЭВМ, передачи базы данных из одной компьютерной системы в память другой. В соответствии с законом [3] лицо, правомерно владеющее экземпляром компьютерной программы, вправе изготовить копию компьютерной программы при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда оригинал компьютерной программы утерян, уничтожен или стал непригодным для использования. При этом копия компьютерной программы не может быть использована для иных целей и должна быть уничтожена, если владение экземпляром этой компьютерной программы перестанет быть правомерным (п. 1 ст. 21). Распространение — это предоставление доступа к воспроизведенной в любой материальной форме программе или базе данных, в том числе сетевыми или иными способами, а также путем продажи, проката, сдачи внаем, предоставления взаймы, включая импорт для любой из этих целей. Адаптация. Означает внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях обеспечения функционирования программы для ЭВМ на конкретных технических средствах пользования или 5. Модификация (переработка) программы или базы данных. Означает любые изменения, не являющиеся адаптацией, включая перевод с одного языка на другой. Без согласия правообладателя допускается исправление явных ошибок в программе и базе данных. 6. Декомпилирование программы для ЭВМ. Декомпилирование -это технический прием, включающий преобразование объектного кода в исходный текст в целях изучения структуры и кодирования программы. Использование декомпилированной информации для составления новой программы без согласия правообладателя не допускается. Авторское право на программу для ЭВМ или базу данных действует с момента создания программы или базы данных в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Авторское право на программу для ЭВМ или базу данных, выпущенных анонимно или под псевдонимом, действует с момента их выпуска в свет в течение 50 лет. В случае если автор раскроет свою личность в течение указанного срока или принятый автором псевдоним не оставляет сомнений в его личности, то применяется общая норма, изложенная выше. Личные неимущественные права автора программы для ЭВМ или базы данных охраняются бессрочно. Исключительное (имущественное) право на программу для ЭВМ или базу данных может быть передано полностью (уступка) или частично (лицензия) другим физическим или юридическим лицам по договору. Договор заключается в письменной форме и должен устанавливать объем и способы использования программы для ЭВМ или базы данных, порядок выплаты и размер вознаграждения, срок действия договора. Правообладатель может заключать также договоры с посредниками (дилерами, дистрибьюторами), которые занимаются тиражированием и распространением такого рода продукции. В течение последующих двух десятилетий вопросы правовой охраны компьютерных программ были объектами исследований как на международном, так и на национальном уровне. В ряде стран внесены поправки в законодательство по интеллектуальной собственности с учетом рекомендаций, выработанных ВОИС в виде типовых положений относительно охраны программ для компьютеров. В то же время вопросы обеспечения неимущественных прав авторов компьютерных программ, контроля за использованием программ, применения, принудительного лицензирования в случае невозможности получения добровольной лицензии требуют более тщательного изучения. В настоящее время выделяют три подхода к правовой охране компьютерных программ: 1) с помощью патентного права; 2) с помощью авторского права и 3) положениями, направленными против нарушения промышленных секретов [1, с. 596]. Патентная форма охраны применяется в случае, если программа является частью технологического процесса в области химии, физики или биологии. Значение патентной охраны возрастает по мере того, как многие компании все больше убеждаются в том, что интеллектуальная собственность является их главным капиталом. Патентные ведомства многих стран склоняются к признанию программного обеспечения патентоспособным объектом. Это явилось следствием выдачи патентов непосредственно на программное обеспечение. Так, фирма «IBM» в 1998 г. получила более 700 патентов, связанных с программным обеспечением, фирма «Microsoft» получила более 500 патентов на компьютерные программы. Европейское патентное ведомство выдало более 15 тыс. патентов на программное обеспечение, хотя Европейской патентной конвенцией компьютерные программы как таковые исключены из перечня патентоспособных объектов. Основным критерием признания изобретения в области компьютерных программ является получение конкретного результата в промышленности. Так, ведомство США по патентам и товарным знакам важным условием патентоспособности компьютерной программы считает ее практическое использование для получения полезного результата. Такое же условие используется патентным ведомством Японии. По требованию Европейского патентного ведомства программное обеспечение может быть патентоспособным, если оно соответствует критериям патентоспособности и вносит «технический вклад» в соответствующую область. В то же время многие разработчики программного обеспечения и юристы считают закон об авторском праве и коммерческой тайне наиболее надежными инструментами охраны программного обеспечения. В Республике Беларусь вопрос об охране компьютерных программ и баз данных решается в пользу охраны авторским правом, что соответствует основным международным договорам в этой области. Однако в связи с тем, что развитие техники и цифровой записи активизировало незаконное копирование и использование компьютерных программ и баз данных, возникла необходимость усиления их правовой охраны. Одним из способов решения этой проблемы является введение дополнительной охраны прав авторов путем регистрации компьютерных программ, баз данных, договоров уступки прав на указанные объекты и лицензионных договоров. В целях усиления охраны прав авторов компьютерных программ и баз данных Национальным центром интеллектуальной собственности подготовлен проект закона Республики Беларусь "О внесении изменений в закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»". Предусмотренные проектом закона нормы, в первую очередь регистрационная процедура, производимая по желанию правообладателя, позволяет, с одной стороны, дополнительно защитить права физических и юридических лиц, занимающихся созданием и введением в гражданский оборот компьютерных программ и баз данных на территории нашей страны, с другой, является дополнительным источником доказательной базы при установлении принадлежности прав на компьютерные программы и базы данных при рассмотрении судами дел о нарушении авторских прав. Это в конечном итоге создаст дополнительные условия для предотвращения нарушения законодательства об авторских и смежных правах. Проблемы охраны генетических ресурсов, традиционных знаний и фольклора Одной из важнейших проблем, обсуждаемых в общественных кругах разных стран, является правовая охрана генетических ресурсов, традиционных знаний и фольклора. Вопросы охраны интеллектуальной собственности, относящейся к генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору, приобретают актуальность как в экономическом, так и в политическом аспекте, поскольку имеют отношение к сельскому хозяйству, продовольствию, биологическому разнообразию и окружающей среде, правам человека, культуре и торговле. Для поиска решений этих вопросов Генеральной ассамблеей ВОИС, проходившей в сентябре 2000 г., было принято решение о создании Межправительственного комитета ВОИС по интеллектуальной собственности, генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору. Первоочередными темами для обсуждения государствами-членами Комитета были определены: доступ к генетическим ресурсам и распределение прибыли от их использования; охрана традиционных знаний, инноваций и творчества; охрана фольклора, включая ремесла. Необходимость обсуждения этих вопросов вызвана тем, что по отношению к генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору длительное время использовалась доктрина «общего наследия». Элементы этого наследия были доступны для использования и с точки зрения интеллектуальной собственности считались народным достоянием. На современном этапе развития науки и технологий появилась возможность использования элементов «общего наследия» для создания новых объектов, которые могут охраняться как объекты интеллектуальной собственности. Это, прежде всего, касается создания новых сортов растений и выведения пород животных. Законодательством ряда стран, в том числе Республики Беларусь, предусмотрена возможность охраны этих объектов. В то же время большинство видов генетических ресурсов, в том числе редких и исчезающих видов диких растений, аборигенных и местных пород животных, представляющих уникальный генетический материал, не подлежит охране в рамках действующей системы интеллектуальной собственности. Бурное развитие исследований в области биотехнологий привело к разработке и внедрению на рынке медпрепаратов, продуктов питания, парфюмерной индустрии и др. генетически измененных объектов. Это вызвало в ряде стран бурные протесты общественности и законодательное запрещение продажи таких объектов. Тем не менее без развития биотехнологий, генной инженерии невозможно обеспечить нормальные условия жизнедеятельности стремительно растущего населения нашей планеты. Необходимость охраны традиционных знаний обусловлена недостаточностью нормативно-правовой базы, позволяющей относить их к объектам интеллектуальной собственности и предоставлять охрану. В разных странах мира предпринимаются попытки создания баз данных по традиционным знаниям. Специалисты выделяют две системы знаний: систему традиционных знаний официального сектора (как частного, так и государственных институтов) и систему знаний неофициального сектора (сообщества и отдельные личности). Интеллектуальная собственность первой системы официально зафиксирована и охраняется законом. Например, способы лечения, основанные на методах народной медицины, лекарственные препараты на основе трав, минералов, морских водорослей, активированной воды и т.п., средства и методы воздействия на организм человека и окружающую среду (биокорректоры, аппликаторы и др.) относятся к патентоспособным объектам. Система знаний неофициального сектора не охраняется, хотя наличие информационной базы по традиционным знаниям могло бы предотвратить необоснованную выдачу патентов. Особую ценность предоставляют знания коренных и малочисленных народов, передававшиеся из поколения в поколение и сохраняющие традиционный образ жизни. Необходимо, чтобы доступ к традиционным знаниям этих народов обеспечивался с их согласия, а нормативно-правовая база предусматривала защиту интересов коренных и малочисленных народов. Правовая охрана может относиться также к формам и выражениям, в которых передаются традиционные знания, например, в виде самобытных народных промыслов. Фольклор как выражение традиционной культуры различных народов, как искусство, создаваемое народом и бытующее в широких слоях населения, как совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта также требует эффективных мер по его сохранению и развитию. Различают фольклор словесный (народно-поэтическое творчество), музыкальный, танцевальный, изобразительный, декоративно-прикладной и другие виды. В рамках патентного законодательства возможна правовая охрана изделий народных художественных промыслов в качестве изобретений (например, Способ изготовления изделия, Способ плетения кружева и т.д.), промышленных образцов, товарных знаков или наименований мест происхождения товаров (например, Гжель, Слуцкие пояса). Другим объектам народного творчества, отражающим философско-эстетическую культуру конкретной народности, традиции народного исполнительства и т. д., в рамках действующей системы интеллектуальной собственности охрана или защита не предоставляется. Межправительственный комитет ВОИС по интеллектуальной собственности, генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору представил информацию, наработанную за время своего функционирования. В результате обсуждения на Ассамблее государств-членов ВОИС в сентябре 2003 г. принято решение продолжить работу Комитета еще в течение двух лет по вопросам, включенным в его мандат, с рассмотрением международных масштабов этих вопросов. Не исключается получение результата этой работы в виде международного документа (акта, договора).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |