Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековая архитектура. Деталь среднего -ыесра

Лекция 11

(продолжение)

 

  Деталь среднего -ыесра

 

о s____ 10п  

 

Вормс. Собор

Новый собор в Вормсе был третьим и последним из «имперских» соборов. При всей консервативности общей композиции, навеянной собором в Шпейере, форма, слагавшаяся здесь в процессе строительства, шаг за шагом отражала отход от строго­сти зрелых форм германской романики в сторону растущей декоративности. Тем не менее собор в Ворме оставляет целостное впечатление. Строительство началось с восточного конца, и к 1181 г. хор, трансепт и восточный пролет нефа были законче­ны. Все, включая западные башни и западную апсиду, было готово к 1234 г. В дальнейшем здание не перестраивалось до 1900 г., когда продолжавшаяся осадка западного конца, вызвавшая еще в 1429 г. обрушение северо-западной башни, потре­бовала усиления фундаментов. Эти работы были завершены в 1937 г.

 

 

Шпейер. Собор

Строительство собора начато в XI в. В процессе достройки в XII в. собор полу­чает крестовые своды на нервюрах не только в боковых, но также и в среднем нефе. Здесь был применен так называемый прием «связанной системы». Смысл его состоит в том, что каждому звену крестового свода среднего нефа соответствуют два звена боковых сводов. Храм имеет несколько увеличенную длину (до 120 м) и более мощ­ные, чем ранее, башни (особенно над средокрестием). Смягчилась суровость художе­ственного образа здания по сравнению с более ранними романскими постройками.

  о io го ъо4050л | _i __± 1; ЗГЛСЖ

 

Клюни. Монастырская церковь

Во время господства в Бургундии ордена бенедиктинцев, старейший и главный их монастырь находился в Клюни. Филиалы его были учреждены в разных странах Западной Европы, в которых, таким образом, получили широкое распространение архитектурные приемы, обусловленные потребностями ордена. В Клюни разрабаты­вали тип базилики, наилучшим образом соответствовавшей католической мессе. На месте двух прежних базилик здесь в 1088 г. была начата постройка третьей церкви (Клюни III), завершенная в 1107 г. Это была пятинефная базилика с двумя трансеп­тами, расширенными с восточной стороны добавочными капеллами. Хор имел обход и был обрамлен венком капелл. В 1120 г. с западной стороны было пристроено низ­кое трехнефное здание. В 1125 г. своды обрушились и храм был восстановлен вновь лишь в 1130 г. В 1807 г. церковь в Клюни была разрушена и от нее сохранилась лишь часть южного рукава трансепта.

  Поперечный раьреь

 

 

 

Периге. Церковь Сен Фрон

Особое место среди купольных сооружений Перигора занимает монастырская церковь Сен Фрон в Периге с 1669 г. ставшая городским собором. Одно время имен­но этот памятник считался родоначальником всей купольной группы церквей Акви­тании. Сейчас установлено, что нынешнему сооружению, «реставрированному», но фактически перестроенному архитектором Абади в 1855 - 1858 гг., предшествовала перекрытая деревом базилика с колокольней над нартексом. Эта колокольня (69 м) сохранилась и составляет древнейшую часть существующего здания, построенного после пожара 1120 года. В основе плана Сен Фрон лежит греческий крест, перекры­тый пятью куполами на парусах по схеме, в это время уже осуществленной в соборе Сан Марко в Венеции. Собор Сен Фрон - высшее конструктивное достижение среди купольных конструкций Перигора. Вопрос о происхождении этих конструкций оста­ется пока открытым. Это не купола на тромпах; подобные перекрытиям собора в Пюи, а каменные купола на парусах и без барабанов. Истоки перигорских куполов искали в Византии, в Венеции, на Кипре. Возможно особенности местного камня по­зволили аквиманским мастерам возводить конструкцию древних купольных жилищ.

    Мон-Сен-Мишель. Аббатство

 

Мон-Сен-Мишель - один из немногих средневековых монастырей, построен­ных в готическом стиле. Обитель возведена на скале у северного побережья Фран­ции. Попасть в монастырь по суше можно было только в часы отлива; во время при­лива скалу со всех сторон окружало море. От тектонической ясности памятников классической поры готики здесь уже ничего не осталось. Декоративная обработка конструктивных частей и чрезмерное обилие орнаментальных мотивов свидетельст­вуют об упадке готического строительного искусства.

 

 

Париж. Собор. Южный фасад

План пятинефного собора имеет форму вытянутого прямоугольника, завершен­ного с востока плавной полуциркульной линией хора. Трансепт лишь незначительно выступает за границу прямоугольника, венец капелл встроен между контрфорсами, как и капеллы нефа, что придает плану необычную в готике неразрывную конфигу­рацию. Травеи (за исключением первой травеи хора) имеют в плане почти квадрат­ную форму. Они перекрыты крестовыми сводами на нервюрах, которые разделяют их на распалубки (шесть в главном, четыре в боковых нефах). Высота их достигает 32,5 м. Это типичные для XII в. своды с малой стрелой подъема. Более высокую стрелу подъема имеют стрельчатые своды боковых нефов. Профили нервюр просты и спокойны. Они образуют два трехчетвертных вала по сторонам плоского или ост­рого ребра. Опорами сводов служат гладкие круглые столбы в хоре и в среднем нефе, круглые столбы с приставными колоннами в первой травее нефа и в трансепте. Стол­бы в диаметре достигают 1,4 м, но тем не менее, не загромождая пространство, со­храняют вид нагруженной опоры. В конструктивной системе собора ведущую роль играет система опор совместно с усиливающими их контрфорсами и аркбутанами. В соборе нет и строгой симметричности, характерной для фасадов романских зданий. Фасад расчленен пилонами контрфорсов на три сектора, неодинаковых по ширине. Наиболее широкий из них - средний. Южный сектор (правый) уже северного (лево­го) примерно на 1,75 м. Различна и высота боковых порталов. Эта разница в высоте смягчается наличием простого фронтонного мотива над арками северного портала, выложенного из камней, выступающих ребром. Собор являет живую картину разви­тия готического зодчества.

 

 

Реймс. Собор

Храм в Реймсе начали возводить в 1211 г. Строительство длилось ровно сто лет. Срок не такой уж большой для той эпохи. В те годы, когда началось сооружение грандиозного храма в Реймсе, Франция лишь по названию представляла единое го­сударство. Реймский собор, где короновались на царство французские короли, дол­жен был стать символом единства нации. Первое впечатление от нового Реймского собора: неудержимая устремленность ввысь. Пять врат - входных дверей - растяну­лись во всю ширину нижнего яруса, но двое из них фальшивые. Стрельчатые арки, ступеньками выступающие вперед, образуют входные двери. Такой прием называют перспективным порталом. Все двери завершаются треугольными фронтонами - вим­пергами. Диаметр розы собора 11,5 м. Высота храма от земли равна 80 м, это как дом в 26 этажей. План Реймского собора гармоничен. Западная трехнефная часть ведет к трехнефному же трансепту, который свободно вливается в широкий хор, завершен­ный венцом из пяти капелл. Структура интерьера - трехъярусное членение по верти­кали, отсутствие галерей. Между продольной аркадой среднего нефа и верхними ок­нами на большой высоте расположены трифории в виде узкой галерейки, состоящей из четырехпролетной аркады на тонких колоннах в каждой травее. Равномерный и все же не однообразный ритм чередования больших проемов с тектонически ясными и пластически обогащенными элементами системы устоев, вместе с изобилием скульптурных украшений (около 1000), делает это сооружение поистине «застывшей

 

 

музыкой».

Амьен. Собор

Амьенский собор, третий из замечательных памятников зрелого периода готи­ки, построен на месте сожженного в 1218 г. молнией старого здания. Согласно над­писи уничтоженного в 1825 г. «лабиринта», строительство собора было начато в 1220 г., с западного конца. В 1236 г. нефы были закончены. Хор построен в 1247 г., но вскоре после завершения пострадал от пожара. Свой окончательный вид он полу­чил в 1269 г. Западный фасад еще в XIII в. был доведен до розы, но подвергся обнов­лению в XV в., тогда же были достроены его верхние части. Надписи «лабиринта» называли в качестве строителей трех мастеров: Робера из Люзарша, Тома де Кормона и его сына Рене де Кормона, которые работали в период 1220 - 1288 гг., то есть од­новременно с мастерами Реймского собора. В конце XIII в. были увеличены контр­форсы в первом ярусе, а промежутки между ними превращены в капеллы. Амьен­ский собор самый большой из соборов Франции. Его длина (внутри) - 118 м (без вы­ступающей средней капеллы), высота среднего нефа - 42,3 метра, ширина нефов (без боковых капелл) - 33 метра, ширина трансепта -59 м, хоровой части - 48 м. Верхние окна среднего нефа больше окон Шартского и Реймского соборов. Они дают закон­ченный пример окон зрелой поры готики. Каждый проем, заполняющий целиком пространство между устоями, делится на два парных окна, объединенных арочным переплетом и восьмилепестковой розой под общей аркой.

 

 

Бове. Собор

Стремление к полному уничтожению стен при одновременном увеличении вы­соты нефов привело к ряду строительных неудач в большом по размеру соборе Бове, сооружение которого явилось кульминационным пунктом в развитии смелой конст­руктивной системы. Строители собора, начатого постройкой в 1247 г., захотели соз­дать собор еще более внушительный по размерам, чем Реймский и Амьенский. Если в соборе Реймса высота центрального свода равняется 37,5 м, в Амьене - 42,5 м, то в Бове она доведена до 47,5 м - высоты, оставшейся непревзойденной. В 1284 г. рух­нули своды храма, законченного постройкой в 1272 г. Для того чтобы обеспечить ус­тойчивость сводов на такой высоте при полном уничтожении стены, пришлось по­строить контрфорсы в два ряда с двухъярусными аркбутанами и участить опоры хо­ра: они расставлены на расстоянии 2,25 м друг от друга, при высоте арок в 20 м. При этом простые крестовые своды были заменены шестичастными. Эта работа была за­кончена в 1324 г. Дальнейшую историю собора занимают перестройки и новые не­удачи, затянувшиеся до XVI в. включительно.

 

 

Фрейбург. Собор. Ульм. Собор

 

 

В юго-западной Германии, во Фрейбурге был разработан особый тип западного фасада. Здесь высится лишь одна башня, основанием своим охватывающая фасад. Она увенчана ажурным каменным шатром (1320 - 1350 гг.). С тех пор однобашенные соборы возводились в Германии неоднократно. Наиболее известен Ульмский собор (общая длина - 127 м).

 

 

 

Кельн. Собор

 

Наиболее ярким примером влияния французской готики служит Кельнский со­бор. План его был создан около 1248 г. Для Кельнского собора характерна необы­чайная высота среднего корабля, поднимающаяся над боковыми с отношением 5: 2. Общая высота фасада с двумя башнями составляет 160 м, длина - 145,5 м. Строительство продолжалось в течение XIV - XV вв., затем прекратилось. Оно было во­зобновлено лишь в XIX в. Собору присущ изощренный декор.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средневековая архитектура. Мечеть строилась халифом ал-мансуром одновременно с Мединой, по- видимому, | Строительство и архитектура эпохи Возрождения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.