Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строительство и архитектура эпохи Возрождения




Лекция 12

Зарождение капиталистических отношений на рубеже XIV - XV вв. в странах Западной Европы изменяет социально-политическое лицо, приводит к распространению гуманизма и буржуазным революциям. Развитие гуманизма в Италии, классические примеры античности приводят итальянских зодчих к созданию нового стиля, получившего название ренессанса или Возрождения. Этот стиль захватил все страны Европы. Архитектура прошла периоды раннего (XV в.), Высокого (конец XV - первая половина XVI вв.) и позднего Возрождения (вторая половина XVI в.). В Италии, кроме того, выделяется период Проторенессанса (пред­вестия Возрождения). Ранее Возрождение связано с Флоренцией, уроженцем которой был родоначальник архитектуры ренессанса Филиппо Брунеллески. Основные архитектурные произведения этого периода: купол собора Санта-Мария дель Фьоре, Воспитательный дом и капелла Пацци (все построены Брунеллески во Флоренции); палаццо Медичи-Риккарди (ар­хитектор Микелоццо) и палаццо Руччелан, построенное по проекту Альберти. Частные дома стали важными постройками в поисках новых архитектурных форм. Таковы палаццо Фарне- зе в Риме, построенное Сангалло, палаццо Строцци и палаццо в Урбино архитектора Лаура- на. Раннее Возрождение проложило путь Высокому Возрождению. Центром архитектуры становится резиденция пап - Ватикан, Рим. Здесь работали великие архитекторы своего вре­мени. Выдающиеся памятники архитектуры, сооруженные в Риме: здание главной папской канцелярии, часовня Темпьетто, построенные Браманте, а также собор св. Петра, проект ко­торого разработал Браманте, а затем перепроектировали и строили его великие мастера Ра­фаэль, Сангалло, Перуцци, Микеланджело. Последний этап - позднее Возрождение - связан с именем Микеланджело. Вместо ясных принципов, которые выработало Высокое Возрож­дение, получают развитие большая декоративность, усложнение композиции, потеря четко­сти форм и линий. Крупнейшие работы принадлежат Микеланджело: перестройка площади Капитолия, капелла Медичи, достройка собора св. Петра. Архитектор Андреа Палладио соз­дал архитектурное направление, ставшее предвестником классицизма. Виллы и дворцы, цер­ковные сооружения - основные работы этого выдающегося зодчего. Особой славой пользу­ется его знаменитая вилла «Ротонда» близ Виченцы, построенная в 1551 - 1567 гг. В XV в. был открыт трактат Ветрувия, который сыграл очень важную роль в развитии теории архи­тектуры. Мастерами Возрождения, архитекторами-учеными были изданы теоретические труды, в которых плодотворно использован опыт древних. «Десять книг о зодчестве» Аль­берти, «Четыре книги об архитектуре» Палладио, «Правило пяти ордеров архитектуры» Виньолы, труды Леонардо да Винчи теоретически обосновали и закрепили успехи архитек­туры ренессанса. Архитектура Возрождения в большей или меньшей степени повлияла на возникновение национальных вариантов стиля, стимулировала создание архитектурных школ в различных странах.

 

 

 

 

 

Флоренция. Палаццо Медичи-Рикарди

Палаццо Медичи является самым крупным строением архитектора Микелоццо ди Бартоломео. Композиция дворца типичная для флорентийских палаццо этого вре­мени. План его образует почти правильный квадрат с заключенным в центре квад­ратным же двором. Палаццо, имеющий три неодинаковых по высоте этажа, заверша­ется мощным карнизом антикизирующего профиля, который пришел здесь на смену простому стропильному карнизу. Уличные фасады представляют собой образец того «рустичного стиля», который стал характерной особенностью флорентийской граж­данской архитектуры реннего Ренессанса. Рельеф стены убывает по вертикали: ниж­ний этаж обработан сильно выступающим рустом, второй этаж - гладким рустом, третий выложен из тесно пригнанных друг к другу ровных каменных квадратов. При такой трактовке композиция постепенно облегчается кверху, отчего карниз кажется несколько тяжелым. Первый этаж двора решен в виде галерей. Во внутренние покои вели четыре портала (три со стороны Виа Ларга, теперь Кавур, и один со стороны Виа Де Гори). Палаццо был построен по заказу Козимо Медичи.

 

 

Флоренция. Палаццо Строцци

Крупным произведением флорентийского дворцового зодчества второй поло­вины XV в., создание которого связывается с именем Бенедетто да Майяно, является Палаццо Строцци во Флоренции (начат в 1489 г.). В его проектировании и строи­тельстве принимали участие также Джулиано да Сангало и Симоне Поллайоло Кронака. Строго симметричная осевая группировка въездов, входов, лестниц, лоджий, основных помещений и приемных залов рассчитана на эффектное чередование в ин­терьере. Великолепный классический по формам карниз - единственная нарядная деталь, противопоставленная суровой массе стен, сложенных из выпуклых рустов.

 

 

Флоренция. Собор Санта Мария дель Фьоре

 

Собор был заложен в 1296 г. Арнольдо ди Камбио. В 1368 г. после возведения базиликальной части особое совещание утвердило модель купола, разработанную восемью «живописцами и мастерами». Фундаменты пилонов купола были заложены уже в 1380 г. В 1420 г. была утверждена модель купола Брунеллески и Нанни ди Банко. Купол закончен в 1431 г., апсиды его барабана - в 1438 г., а балюстрада - в 1441 г. Проект купола отличали оригинальное конструктивное решение и проду­манная строительная технология. Брунеллески соединил свободно опирающийся ку­пол с многогранным куполом из восьми сегментов, уменьшив массу сооружения за счет пустоты между двумя оболочками. После окончания строительства купола до верхнего кольца и освещения собора в 1436 г. был объявлен конкурс на модель фо­наря; победителем снова вышел Брунеллески. Фонарь купола был сооружен только после смерти зодчего. Грандиозный купол, самый высокий в Тоскане, вознесся над собором как символ превосходства Флоренции в соперничестве средневековых горо­дов-государств Италии. Новаторский проект Филиппо Брунеллески сочетал в себе знание достижений готики и римского инженерного искусства со смелым практиче­ским подходом. Брунеллески совершил переворот в развитии зодчества и проложил дорогу эпохе Ренессанса, превратившей Италию в центр новой культуры и искусства.

 

 

 

 

Флоренция. Воспитательный дом

Первым памятником нового стиля и самым ранним произведением Брунеллески в области гражданского строительства является Воспитательный дом на площади Сантиссима Аннунциата. При первом же взгляде на это здание бросается в глаза его существенное и принципиальное отличие от готических строений. Подчеркнутая го­ризонтальность фасада, нижний этаж которого занимает открывающаяся на площадь девятью арками лоджия, симметричность композиции, завершенной по бокам двумя более широкими, обрамленными пилястрами проемами - все вызывает впечатление равновесия, гармонии и покоя. Ясность и простота композиционного и пространст­венного решения отличает и архитектуру обнесенного галереей внутреннего дворика здания. Брунеллески создал в Воспитательном доме (Оспедале дельи Инноченти) но­вый тип гражданского архитектурного сооружения, объединяющего большое коли­чество помещений общественного или жилого порядка, расположенных по перимет­ру квадратного двора. Воспитательный дом был открыт в 1445 г. Он построен из кирпича, стены и своды оштукатурены. Колонны, архивольты, междуэтажные тяги и орнамент сделаны из местного известняка. Терракотовые барельефы с изображением спеленатых младенцев выполнены Андреа делла Роббиа.

 

 

Рим. Темпьетто

Небольшой, прекрасных пропорций, круглый в плане, храмик во дворе церкви Сан-Пьетро ин Монторио - это и есть Темпьетто. Центрическое здание имеет 16 римско-дорических колонн, расставленных по окружности, завершается антабле­ментом и балюстрадой. Завершается здание цилиндрическим барабаном, увенчанным куполом. Без каких-либо украшений, фасад прорисован цельно, а детали храмика очерчены четко и строго. Темпьетто - наиболее зрелое из центрических произведе­ний, послужило важной ступенью на пути к проекту собора святого Петра в Риме.

 

 

Флоренция. Капелла Пацци

Построенная во дворе церкви Санта Кроче, капелла Пацци занимает одну из уз­ких стен его ограды. Прямоугольная в плане, перекрытая в центре куполом, а по бо­кам полуциркульными сводами, она отличается ясностью пространственной компо­зиции, чистотой линий, изяществом пропорций и декорировки. Фасад ее открывается во двор шестиколонным портиком с большим центральным проемом. Плоскость стен интерьера расчленена более темными полосами архитектурных тяг, как бы обрисо­вывающих костяк строения. Этим членениям всецело подчинена полихромная деко- рировка в виде рельефов из поливной терракоты, выполненных скульпторами Лук­кой делла Роббиа и Дезидерио да Сеттиньяно, а частично, как полагают, и самим Брунеллески. Центрический характер здания, все объемы которого группируются во­круг подкупольного пространства, простота и четкость архитектурных форм, гармо­ническое равновесие частей делают капеллу Пацци средоточием новых принципов архитектуры Ренессанса.

 

 

Флоренция. Церковь Сан Лоренцо Брунеллески

Одним из основных произведений Брунеллески является перестроенная им церковь Сан Лоренцо во Флоренции. Он начал ее с постройки боковой капеллы, по­лучившей в последствии название «старой ризницы». В ней он создал тип ренессанс­ного центрического сооружения, квадратного в плане и перекрытого куполом, по­коящимся на парусах. Четкость архитектурных членений интерьера подчеркнута темными полосами пилястр, карнизов и арок, выделяющихся на светлом фоне стен. Само здание церкви представляет собой трехнефную базилику. Центральный неф ее перекрыт плоским кессонированным потолком, боковые нефы - парусными сводами. Последние отделяются легкой аркадой, поддерживаемой колоннами, напоминающей по своим пропорциям аркаду на фасаде Оспедале дельи Инноченти. Нефы и трансепт церкви образуют систему связанных между собой, но четко дифференцированных зальных помещений с капеллами по периметру церкви. Проект церкви Сан Лоренцо позже перерабатывался Брунеллески. При жизни зодчего закончены старая сакристия и трансепт с хорами без купола. После его смерти строителем церкви был А. Манетти Чаккери, который во многом изменил замысел автора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.