Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие возраста




Возраст – это категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития.

Демидова И.Ф.: «Возраст – это конкретно историческая определенность, зависящая от уровня и характера развития общества»

 

Возрастные системы (их 3):

1. Циклическая – у древнего человека символ развития – колесо, древнеинд.символ космического порядка: круговорот рождения и смерти, все вечно движется

2. Линейная – в древнекитайской философии была идея необратимости развития и жизнь была разделена на этапы, соответствующие социальным ролям человека.

3. Ступенчатая – жизнь понимается как постепенный спуск к смерти

На каждой ступени люди объединяются не по возрасту, а по индивидуальным возможностям.

Типы возраста:

1. Хронологический (паспортный)

2. Биологический (по уровню функционирования внутренних органов и систем человека)

3. Психологический – определяется уровнем психического развития человека

4. Социальный – выполнение человеком ролей в обществе, опосредованный межличностными отношениями

5. Личностный – возрастное самоощущение человека

Классификации возрастных периодов:

1. Древнекитайская классификация:

ü до 20 лет – молодость,

ü до 30 лет – возраст вступления в брак,

ü до 40 лет – возраст выполнения общественных обязанностей,

ü до 50 лет – познание собственных заблуждений,

ü до 60 лет – последний период творческой жизни,

ü до 70 лет – желанный возраст,

ü от 70 лет – старость

2. По Пифагору:

ü до 20 – весна,

ü от 20 до 40 – лето,

ü от 40 до 60 – осень,

ü от 60 до 80 – зима

3. по Эрику Эрикссону – он отталкивался от Фрейда (эгопсихология):

ü от рождения до 1 года – младенчество или орально – сенсорная стадия,

ü от 1 до 3 лет – раннее детство или мышечно – анальная стдия,

ü от 3 до 6 лет – возраст игры или локомоторно – генитальная стадия

ü От 6 до 12 лет – школьный возраст или латентная стадия

ü От 12 до 19 лет – подростковый и юношеский возраст

ü От 20 до 25 лет – ранняя зрелость

ü От 26 до 64 – средняя зрелость

ü От 65 до бесконечности – поздняя зрелость

Факторы психического развития человека:

1. Биологический, фактор наследственности – основной упор на врожденных задатках, конституции человека, генотипических особенностях, наследственности

2. Социальный – воспитание и обучение человека, ближайшее социальное окружение

3. Активность или психологический фактор – волевая регуляция деятельности, развитие самосознания

Эти факторы сводятся в неком треугольничке.

 

Теории развития:

Биологизаторские теории:

1. Теория Ж.Ж.Руссо – говорил, что существуют естественные законы развития. Развитие рассматривается как развертывание заранее предусмотренной биогенетической программы (биологическая матрешка), здесь сходно понятие созревание.

2. Стенли Холла – основной принцип – рекапитуляции или повторяемости. Суть: индивидуальное развитие организма (онтогенез) является кратким и быстрым повторением истории развития ряда предков данного вида (филогенеза).

3. Вильям Шелдом – разделил всех людей на 3 типа телосложения: мезоморфный, эктоморфный и …

4. В 80-е г.г. 20 в. был выявлен ген преступности xxy выделен Пирсом – предрасположенность к насилию у мужчин

5. В родословной Бахов до Иогана Себастьяновича было до десятка музыкантов.

Социальные теории:

1. теория Джона Локка «Теория чистой доски» - что человек поход на чистую доску и социальными влияниями можно написать все, что угодно

2. Л.С.Выготский – основатель направления культурно – исторической психологии. Говорит, что процесс развития детерминирован сверху идеальными формами: историческое развитие, материальной и культурной, формами практической и теоретической деятельности, которые существуют в обществе на данном этапе. Дижущая сила развития – обучение.

Психологические теории:

1. Экзистенциальные психологи: В. Франкл говорит о том, что существует экзистенциальный вакуум – потеря смысла жизни.

2. Карл Роджерс – развитие личности он понимает как тенденцию к самоактуализации

3. Маслоу – пирамида потребности, высшая – в самоактуализации. Тот человек, который отказывается от борьбы за самоактуализацию, он – предатель самого себя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.