Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие личности




16.11.11

Возрастная периодизация психического развития человека

Д.Б. Эльконин разработал таблицу

Социальная ситуация развития – понимается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью.

Ведущая деятельность - ввел это понятие в науку А.Н.Леонтьев – это тот вид деятельности, который формируется на данном возрастном этапе, является важным и от ведущей деятельности зависят наблюдаемые изменения в человеке.

Психологические новообразования – это новый тип строения личности, это те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание человека, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.

Кризис – переломный пункт в нормальном течении психического развития, это перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение человека к среде, изменение потребностей, побуждений.

Пренатальный период – связанный с беременностью

Натальный – связанный с родами

Постнатальный – после родов

Эпигенетическая теория Эрика Эриксона.

Он трудился в рамках социо- генетического подхода.

Психосоциальная идентичность базируется на принятии личностью целостного образа себя, так называемая «Я концепция», в единстве с многообразными социальными связями

ЭЭ родился в 1902 году, отец датчанин, мать еврейка. Родители были в разводе, он воспитывался отчимом, и впоследствии он подписывал статьи фамилией отчима до определенного времени. Высшего образования он так и не получил. Тонко развит художественно. В 1927 году он принят преподавателем в психико- аналитическую школу под руководством Анны Фрейд. В 1936 он стал работать преподавателем в Йелле. У него появился интерес к антропологии. Он стал интересоваться помощью больным детям.

Эгоидентиичность. Люди преодолевают психо- социальные кризисы:

  1. позитивное преодоление кризиса (формируется позитивная сторона личности)
  2. негативное преодоление кризиса (формируется негативная сторона личности)
Возраст/ окружение Результат развития. Нормальная линия развития. Аномальная линия развития. Сильная сторона.
От 0 до 1 года/ мама + доверие - недоверие к окружающим людям Доверие в принципе. Любовь, забота, признание, привязанность, удовлетворение жизненно важных потребностей ребенка. Недоверие, нежелание ребенка, плохое обращение с ребенком, не учет его интересов, потребностей, пренебрежение ребенком, лишение любви, слишком раннее/ резкое отлучение от груди. Надежда (составляющая личности, как следствие «+», более доверчивы к людям, общительны)
От 1 до 3 лет/ родители + автономия - зависимость (стыд и сомнение) Складывается самостоятельность, уверенность в себе. Если родители создают условия, в которых ребенок может себя проявить, то +. Сомнение в себе, ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в способностях, слабо развита речь, ребенок пытается скрыть свою ущербность от окружающих. Если + => формируется сила воли.
От 3 до 6 лет / родители, домашнее окружение + инициатива и уверенность в себе - чувство вины Активность, у ребенка формируется живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в поле - ролевое поведение. Пассивность, вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависимости, подавленность, отсутствие признаков поле - ролевого поведения. Цель.
6 - 12 лет/ родители, сверстники, школа + трудолюбие - чувство неполноценности Чувство долга, стремление к достижениям, развитое коммуникативное умение, ребенок решает реальные задачи Слабо развиты трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных ситуаций, острое чувство неполноценности, живут по схеме «я то, чему я научился» - нужно ходить в кружки, секции и т.п. Компетентность.
13- 18 лет/ сверстники + Эгоидентиичность - смешение ролей Жизненное самоопределение, развивается временная перспектива, планы на будущее - кем быть, каким быть, четкая гендерная полереализация (ощущение девушкой, юношей). Путаница ролей, смешение временных перспектив. Верность – способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни, оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.
Ранняя взрослость от 19 до 25 лет + интимность - изоляция Формируется душевная теплота, понимание, доверие, способность отдать часть себя другому человеку не боясь. Изоляция, проявляется в одиночестве, страхах, связанных с интимностью, неспособностью налаживать доверительных отношений с людьми. Любовь
От 26 до 64 лет. + продуктивность - инертность (стагнация) Целеустремленность, забота об окружающих людях Происходит обеднение личной жизни, регрессия. Забота
Поздняя зрелость от 65 до смерти + эгоинтеграция (цельность) - отчаянье Человек приходит к чувству завершенности жизни, осуществление целей, планов, ощущение полноты жизни, ее целостности. Формируется отчаянье, отсутствие завершенности жизни, неудовлетворенность прожитой жизнью, люди начинают привлекать других людей для осуществления своих целей. Мудрость

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.