Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Арианство после I Вселенского Собора




Лекция № 3 от 17.10.2011

 

Главной проблемой было то, что на I Вселенском Соборе был использован термин omoousioV, что, таким образом, по мнению ариан, а таких было в принципе на востоке большинство, представляло собой скрытое или явное монархианство, т.е. отсутствие учения о Пресвятой Троицы. У ариан представить Троицу можно: Отец, ниже Сын, ну и где-то там Святой Дух летает… J. А если идти строго по логике термина «единосущный» якобы получается, что Троица исчезает – вот самая главная причина того, что арианство даже после I Вселенского Собора не только не погибло, но и начинает процветать. Главным защитником примерно с 330-х вплоть до 350-х годов являлся Афанасий Великий или Афанасий Александрийский. Каким образом он защищал Никейский Символ Веры? Он не употреблял термин «единосущный», но утверждал, что Сын Божий соравен Богу Отцу. Благодаря его непримиримой позиции Никейский Символ Веры вообще сохранился на востоке.

Что происходило в епархиях и вообще в городах ближнего Востока в эти годы? Противники Афанасия пытались свергнуть его с епископства. Семнадцать лет своей жизни он провел вне Александрии. Два раза он был в ссылке. Три раза он был вынужден покинуть александрийскую кафедру из-за царящих там беспорядков. В Александрии, как и везде по ближнему востоку, происходили беспорядки. Конечно же, противники Ария специально их пытались осуществить, для того чтобы обвинить самого Афанасия и поэтому дважды он был в ссылке при императоре Констанце. Причем в это время произошел даже трагикомичный такой случай, когда противники Ария, после очередной произошедшей достаточно кровавой стычки, схватили Афанасия и потащили его в суд, при этом тащили с собой некую чью-то руку, обвиняя его в том, что Афанасий в драке зарезал человека, а именно епископа Гизы, отрезал ему руку. Афанасий попросил на суде слово и указал на старенького, пришедшего в суд, дедушку. Попросил его показать сначала одну руку, потом другую. Когда все убедились в наличии обеих рук, попросил его представиться. Тот говорит: я Тимофей, епископ гизский. Этот трагикомичный эпизод отражает вот эти стычки и интенсивность всего происходившего в Александрии в это время. Другие обвинения в адрес Афанасия были еще более жесткими: о том, что он очень гордый, что он не рукополагает или еще что-то такое – обвинения строились одно на другое. Афанасий по характеру борцом, поэтому сломить его этими руками и другими обвинениями было довольно сложно. В крайнем случае, он покинет Александрию, пойдет в знаменитые пустыни египетские, где, кстати, и напишет обоснование монашества на примере Антония и Пахомия Великих. Житие этих монахов написал именно он, находясь в пустыне. В какой-то степени он является их учеником. Но написал он их именно тогда, когда ситуация в Александрии вообще была патовая, т.е. вот эти беспорядки охватывали весь город и он был вынужден покидать Александрию. Благодаря ему вообще сохраняется причастность к Никейскому Символу Веры вообще на востоке. На западе, где арианства было гораздо меньше (мало понимали, что там за omoousioV такой, что за сыр-бор такой на востоке, просто образование было хуже) вообще считали приверженцев Афанасия, говоря современным языком, - православными, а его противников – арианами. Т.е. человек мог представиться другом и знакомым Афанасия на западе и все – значит он нормальный и православный. То, что он мог быть проходимцем или еще кем-то никого не волновало[12].

Примерно с 338 года арианство начинает делиться. Оговоримся, ариане не дураки – они просто не могут принять Никейский Символ Веры, потому что им кажется, что это отрицание Пресвятой Троицы. К этому времени великие отцы-капподокийцы еще не разграничили понятия сущности и ипостаси. Имеется терминологическая путаница. У того же Афанасия Великого мы видим, что по логике он мыслит правильно, а филологи говорят: а вот употребляет он здесь слово не то. Филологи видят причину этого в своеобразии египетского мышления, которое до Василия Великого, при изложении на греческом претерпевало некоторый ущерб. В связи с этой терминологической путаницей арианство не так уж выглядит глупо до Василия Великого. Потому что именно Василий Великий филологически это поставит очень четко.

Крайние ариане утверждали, что Сын Божий не подобен Богу Отцу. Кроме того, возникло более компромиссное течение, что Сын Божий подобен Богу Отцу. Их иногда называют полуариане. Затем возникла группа, соединившая этот термин с термином из Никейского Символа Веры. От этого искусственного соединения родился термин «подобосущный». Вот эта группа была наиболее близка к Никейскому Символу Веры. Реальность же представляла собой вообще комическую ситуацию. Но как она есть, так мы и отметим ее. Большинство епископов, запутавшись, подписывало несколько Символов Веры (т.е. там где были и подобные, и подобосущные и какие хотите). Император Констанц, приемник Константина, поддерживал «никейцев», но затем стал склоняться к мнению Ария. Юлиан Отступник (тот самый, который пытался возродить язычество) в 361 году освободил из мест ссылок сторонников никейского Символа Веры, чтобы в городах стравить христианские партии: арианские, полуарианские и т.д. В 362 году Афанасию удалось провести в Александрии Собор, осудивший еще раз арианство[13]. «Никейцы» говорили о двух сущностях, избегая термина ипостась. Это понятие, согласно Оригену, не употреблялось к природе Божества. Только бы они употребили слово «ипостась», тут же на них бы посыпались бы обвинения со стороны ариан. Опять же это касается, может быть, такой египетской традиции, от Оригена, что ипостась к природе не употреблять, хотя сам Ориген несмотря на многие-многие его сомнительные вещи, арианином не был (понятно, он жил в III веке). Тем не менее, влияние его богословия было настолько велико, что вроде бы такую простую вещь, что Бог троичен в лицах, но един по сущности, пока что александрийцы ну никак не могли понять. Лучше слово «ипостась» отодвинуть в сторону, чтоб вообще дело не запутывать. Потому что слово «ипостась» до 362 года как раз и употребляли там, где и не надо, что и возмущало довольно образованных ариан. В 360-х годах выросло абсолютно новое поколение защитников Никейского Символа Веры[14]. Его ядром были отцы-капподокийцы: Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.