Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административная школа А. Файоля




Родоначальником административной школы управления является Анри Файоль (1826-1926).

Главная задача административной школы - создание универсальных принципов управления, со­блюдая которые организация будет успешно осу­ществлять свою деятельность.

Принципы управления, сформулированные А. Файолем.

1. Разделение труда, т.е. специализация, необходимая для результативного использования рабочей силы, применительно к управленческому и исполни­тельскому труду.

2. Дисциплина. Эффективным средством воспи­тания дисциплины является личный пример руковод­ства. Необходимо установить общие правила для членов коллектива и контролировать их выполнение.

3. Единоначалие. Единоначалие обеспечивает единство точки зрения, единство действия и един­ство распорядительства.

4. Единство руководства. Виды деятельности, имеющие одну и ту же цель, должны иметь одного ру­ководителя и следовать единому плану.

5. Власть и ответственность. Власть и ответ­ственность взаимосвязаны между собой.

6. Подчинение частных интересов общим. Ин­тересы работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интересов граждани­на или группы граждан.

7. Вознаграждение. Стимулирование труда работ­ников должно быть справедливыми, и каждый работ­ник должен знать, за что он получает вознаграждение и в каком размере.

8. Стабильность рабочего места для персонала. По мнению А. Файоля, слишком сильная текучесть кадров является одновременно и причиной, и следствием плохого управления.

9. Инициатива, т.е., по определению Файоля, обдумывание и выполнение плана. Файоль считал, что подчиненные должны получить возможность проявить личную инициативу, т.к. это стимулирует их к более эффективной деятельности.

10. Порядок, т.е. «всему (каждому) свое место, и все (каждый) на своем месте». Работник должен знать свои обязанности, меру ответственности и соблюдать должностные инструкции.

11. Справедливость. Лояльность и верность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к под­чиненным. Необходимо вовремя разрешать конфликт­ные ситуации, стараться не допускать назревания конфликта.

12. Централизация. Файоль говорит о степени концентрации или рассредоточения власти в зависи­мости от сложившихся обстоятельств.

13. Скалярная цепь, т.е. «цепь начальников» от самого высшего до самого низшего ранга, от которой не нужно отказываться, но которую следует сократить, если слишком скрупулезное следование ей может помешать эффективному управлению.

14. Корпоративный дух, т.е. принцип «в единении - сила». А. Файоль считал, что в организации должна быть хорошо развита корпоративная культу­ра, каждый работник должен понимать цель деятель­ности организации, ее миссию и свою роль для дости­жения поставленных целей.

Особенность использования принципов: их приме­нение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется процесс управ­ления. В связи с этим число принципов управления неограниченно.

4. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ШКОЛА И ШКОЛА «СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ»

Основными представителями эмпирической школы менеджмента являются П.Р.Дэвнс, А.Слоун младший, А.Чандлер и др.

Особенность эмпирической школы: стремле­ние приблизить теоретические исследования к прак­тике с помощью определения принципов организаци­онного управления, которые формируются в виде наставлений, указаний, инструкции, примерного уста­ва менеджерской деятельности.

В работах представителей этой школы отражается стремление синтезировать главные идеи основных школ наряду с выработкой рекомендаций по вопро­сам организационной структуры компаний, мотивации поведения людей, проблемам коммуникаций и т.п. на основе принципов, созданных «классической» школой научного управления. Представители этой школы анализируют также социометрические и психологи­ческие аспекты управления.

Наиболее известными представителями школы «социальных систем» являются Ч. Бар­нард, Г. Саймон, Ф. Селзник и др., которые разра­батывают системный подход к вопросам организа­ции управления, обращая преимущественное внимание на соотношение частей системы с систе­мой в целом и на взаимозависимости значительно­го числа переменных факторов. Центральным ме­тодологическим понятием оказывается понятие связи или связующих процессов. Устанавливают­ся три основных связующих процесса: комму­никация, равновесие и принятие решения, главным интегрирующим фактором организации считается цель. Представители этой школы стремятся вы­явить постоянные элементы всякой организации «организационные универсалии», присущие различ­ным системам. Это стремление опирается на ис­пользование в анализе социальных процессов ки­бернетики, математических методов и т.д.

Ключевая цель представителей школы «социальных систем» заключается в создании универсальной и нор­мативной теории организационного управления.

Однако существуют расхождения во взглядах от­дельных ее представителей. Так, Г.Саймон, разби­рая множество подлежащих системному исследова­нию переменных, придает основное значение изучению их влияния на принятие решения, доходя до отождествления понятий принятия решений и управ­ления.

Ф.Селэник придает первостепенное значение влиянию переменных на цели и задачи организацион­ных систем, уделяет существенное внимание меха­низмам, соединяющим воедино организации и группы с различными целями, много внимания уделяет проблемам взаимосвязи конфликта и организации.

Англичанин А.Райс занимался исследованиями в области индустриальной социологии. Вопросы конкурентоспособности, экономичности, оператив­ности производственной организации становятся весьма актуальными, что предопределяет деталь­ный анализ ей положения во внешней, быстро меняю­щейся среде.

Производственная организация рассматривается как система, погруженная в более общую организа­ционную среду, равновесие которой имеет предопре­деляющее значение для выживания данной органи­зации.

Для производственной организации важную роль играет исследование роли ее технического и техно­логического базиса в межличностных отношениях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 690; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.