Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль дифференциальной оплаты

ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Ф.ТЕЙЛОРА

Основателем школы научного управления считается Фредерик Тейлор. Первоначально сам Тейлор называл свою систему «управлением посред­ством заданий». Понятие «научное управление» впер­вые в 1910 г. применил Луис Брандвайс.

Фредерик Тейлор считал, что управление как осо­бая функция состоит из ряда принципов, которые мо­гут применяться ко всем видам социальной деятель­ности.

Основные принципы Фредерика Тейлора.

1.Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности.

2.Отбор, тренировка и обучение рабочих и менед­жеров на основе научных критериев.

3.Сотрудничество администрации с рабочими.

4.Равномерное и справедливое распределение обязанностей.

Тейлор утверждает, что в обязанности руковод­ства входит выбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении. Подготовка является определяющим моментом для повышения эффективности работы.

Тейлор считает, что специализация труда одинако­во важна как на управленческом уровне, так и на ис­полнительном. Он считает, что планирование необхо­димо осуществлять в плановом отделе чиновниками, которые всесторонне подготовлены и могут выполнять все функции планирования.

Фредерик Тейлор создал систему дифферен­циальной оплаты, согласно которой рабочие по­лучали заработную плату в соответствии с их выра­боткой, т.е. он основное значение придавал системе сдельных ставок заработной платы. Это значит, что рабочие, производящие продукции больше дневной стандартной нормы, должны полу­чать более высокую сдельную ставку, чем те, кто не вырабатывает норму. Основным побудительным фактором работающих людей является возможность зарабатывать деньги, увеличивая производитель­ность труда.

1.Система дифференцированных сдельных ставок должна стимулировать большую производительность рабочих, т.к. от этого повышается сдельная ставка заработной платы.

2.Использование идей Тейлора обеспечивает зна­чительный рост производительности труда.

Тейлор и его последователи проанализировали взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущностью работающих для установ­ления рабочих дефиниций. И, следовательно, это не могло решить проблему деления организации на от­делы, диапазонов контроля и поручений полномочий.

Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах; должно осу­ществляться специально разработанными метода­ми и мероприятиями. Следует нормировать и стан­дартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. В своей кон­цепции Тейлор значительное внимание уделяет «че­ловеческому фактору».

Научное управление, по Тейлору, сосредотачива­лось на работе, выполняемой на самом нижнем уров­не организации.

Тейлоризм интерпретирует человека как фактор производства и представляет рабочего механиче­ским исполнителем предписанных ему «научно обо­снованных инструкций» для достижения целей орга­низации

 

6. ШКОЛА «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

Предпосылки возникновения: недооценка че­ловеческого фактора, упрощение представлений о мотивах человеческого поведения, присущие клас­сической школе, послужили предпосылкой возникно­вения на рубеже 30-х гг. XX в. школы «человеческих отношений», или «человеческого поведения».

В ее основу положены достижения психологии и со­циологии (наук о человеческом поведении).

Основатели школы «человеческих отноше­ний»: Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергер.

Основные представители.

1.Дуглас Мак-Грегор - профессор школы индуст­риального управления Массачусетского технологи­ческого института.

2.Крис Арджирис - профессор Йельского универ­ситета.

3.Ренсис Лайкерт - директор Института социальных исследований Мичиганского университета.

4.Группа социологов Гарвардского университета, регулярно занимающаяся проблемами «человеческих отношений».

Основная идея школы «человеческих отноше­ний» - сосредоточивать основное внимание на ра­ботнике, а не на его задании.

Предметом исследования школы «человеческих отношений» являются:

- коммуникационные барьеры;

- психологические мотивы поведения людей в процессе производства;

- групповые нормы;

- групповые отношения;

- проблемы «конфликта и сотрудничества»;

- неформальная организация.

Создание этой школы связывается с «хоторнскими экспериментами». Важную роль в создании этого направления сыграли также исследования Мэри Паркер Фоллиет, которая была одним из первых те­оретиков, обосновывающих необходимость научного исследования психологических аспектов управления.

Фоллиет утверждала, что теория управления долж­на базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии. Она одна из пер­вых выдвинула идею «участия рабочих в управлении» и боролась за создание атмосферы «подлинной общ­ности интересов».

Э.Мэйо и Ф.Ротлисбергер утверждали, что сама работа и «чисто физические требования» к производ­ственному процессу имеют относительно меньшее зна­чение, чем социальное и психологическое положение и самочувствие рабочего в процессе производства.

Основные положения школы «человеческих отношений».

1.Человек является «социальным существом».

2.Строгая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с «приро­дой человека».

3.Решение «проблемы человека» - дело предпри­нимателей.

На место формализации организационных процес­сов, строгой иерархии подчиненности, свойственных «классической» теории, концепция «человеческих от­ношений» ставит необходимость тщательного учета неформальных аспектов организации, создание но­вых средств повышения производительности труда. По мнению теоретиков этой школы, к ним относятся «просвещение служащих», «групповые решения», «па­ритетное управление» и «гуманизация труда».

Представители школы «человеческих отношений» считают, что групповые ценности являются наиболее важным условием научной организации управления. Они подвергают критике тейлоризм, ограничивающий задачи управления стимулированием индивидуальных усилий рабочих, обосновывают необходимость сти­мулирования не индивидов, а группы

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Административная школа А. Файоля | Концепции российского менеджмента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.