КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы оценки и способы повышения надежности эргатической составляющей ИС
Оценка надежности эргономической составляющей, как и других подсистем информационной системы, может быть проведена на основе:
1. Расчета автомоделей; 2. Имитации 3. Эмпирически. В принципе эти методы не отличаются от методик расчета других подсистем. Для повышения надежности эргономической составляющей используются методы 1. Методы контроля функционирования системы; 2. Обучение операторов; 3. Введение избыточности. Следует также учитывать ряд особенностей присущих человеку, правильная оценка которых позволяет повысить надежность важной составляющей ИС – человека-оператора. Рассмотрим эти особенности подробнее. Сложность управления технологическими объектами и невозможность обеспечения их полной независимости от влияния окружающей среды создают ряд проблем и приводят к заметному числу случайных, нештатных ситуаций. Даже при высоком уровне организации автоматического управления объектом неоспорима важность индивидуального действия оператора не только как фактор, повышающий надежность функционирования человеко-машинной системы, но и как возможная причина возникновения или усугубления опасной ситуации. Цели операторов в управлении безопасностью объекта, определяются режимами его работы. Так, при нормальных эксплуатационных режимах оператор должен предотвратить нежелательные тенденции развития технологического процесса, не подвести объект к опасной ситуации. При отклонении от нормального режима - предотвратить развитие аварийно-опасной ситуации и вывести систему в безопасное состояние. И, наконец, участвовать в управлении безопасностью в аварийных ситуациях. Активная, творческая основа деятельности оператора требует (новых подходов к анализу и обеспечению безошибочности его деятельности) разностороннего изучения всех внешних и внутренних факторов, которые могут отдельно или в сочетании явиться причиной ошибок оператора. Все сведения, необходимые для обеспечения функционирования современных технологических объектов и технической части подвижных объектов, человек-оператор получает опосредованно от различного рода информационных систем (рис.1). Функции информационного обеспечения не ограничиваются предоставлением оператору необходимых данных и сведений. В любом случае, так или иначе, информационная система подспудно влияет на психологические характеристики человека, изменяя его поведение за счет формирования установок, намерений, представлений, оценок, предпочтений, т.е. определяет характер отражения сложившейся ситуации в сознании оператора, тем самым управляя его деятельностью. Это влияние весьма значимо, особенно в нетипичных ситуациях, требующих экстренных (чрезвычайных) действий с возможными дополнительными целями и нестандартными планами действий. То есть качество работы оператора зависит как от содержательной стороны информационного обеспечения, так и от способов его подачи. Оператор центрального поста управления основную информацию получает от систем отображения информации. Это преимущественно визуальная информация, сопровождающаяся сигналами предупреждения и тревоги. При необходимости оператор получает дополнительную звуковую информацию с местных постов управления или руководящие указания от управленческих (командных) структур. По функциональному назначению можно выделить три вида информации, поступающей к оператору: собственно информационное обеспечение, предоставляющее оператору информацию об объекте и сложившейся на данный момент ситуации, на основании которой он должен выработать линию поведения; информация, получаемая от систем поддержки оперативных решений («советчики» оператора); и информация, дающая оценку деятельности оператора. На этом информационном фоне, а также на базе прошлого опыта в сознании оператора формируется смысл события, как его интеллектуальная (содержательная), так и эмоциональная стороны. Происходит преломление события в индивидуальном сознании, как бы субъективная его трактовка оператором. Считается неоспоримым. Что ошибки чаще возникают из-за того, что оператор не опоздал, а поторопился. От эмоционального состояния оператора во многом зависит безошибочность его работы (рис. 2). Эмоциональная сторона смысла события определяет значимость-тревожность события для оператора. Предполагается, что адекватная оценка значимости-тревожности ситуации зависит от успешности решения оператором подобных задач в прошлом, формирования на основании прошлого опыта или обучения соответствующих установок, особенностей личности. Рис.2. Эмоциональные помехи, способствующие ошибкам оператора. Другим важным фактором, влияющим на качество работы оператора, является мотивация. • Высокая мотивация к труду повышает безошибочность работы. • Поведение операторов обусловливается либо стремлением к успеху и, как следствие, низкой мотивацией и небрежным отношением к «простым», с их точки зрения, задачам, либо стремлением избежать неудач и низкой мотивацией при сложных задачах. • Из-за свойственного людям преувеличения вероятности желательных событий и преуменьшения нежелательных, при равной степени мотивации побеждает тот мотив, который быстрее реализуется. • В конфликте мотивов «выгода - безопасность» часто побеждает мотив выгоды. Роль оценочной информации в деятельности оператора влияет на отношение оператора к труду, его мотивацию, эмоциональное состояние. Поощрительная оценка (положительная стимуляция) должна поддерживать в сознании оператора установку на престижность безошибочной работы и постыдность нарушения правил эксплуатации, усиливать мотивацию «безопасности» в конфликте мотивов «выгода — безопасность».
Вопросы для самопроверки 1. Перечислите показатели надежности эргатической составляющей информационной системы. 2. Какими методами можно оценить надежность человека-оператора. 3. Укажите методы повышения надежности эргатической составляющей информационной системы.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |