КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 13. Экологическая политика
13.1. Предварительный экологический анализ (ПЭА). 13.2. Разработка и содержание экологической политики. 13.1. Предварительный экологический анализ (ПЭА) Предприятия зачастую имеют очень слабое представление о воздействиисвоих процессов, продукции и услуг на окружающую среду и, в свою очередь, о влиянии окружающей среды на их деятельность, продукцию, услуги. Получение этих сведений является основой для составления программы управления экологической деятельностью, которая позволяет предприятию сосредоточить усилия на наиболее важных проблемах. Таким образом, первым шагом для создания СУОС на предприятии является проведение предварительного экологического анализа (ПЭА). ПЭА представляет собой всеобъемлющий системный анализ влияния деятельности предприятия на окружающую среду, который позволяет выявить слабые места в вопросах охраны окружающей среды и определить существующие экологические проблемы с целью последующего их разрешения, а также найти потенциальные возможности для совершенствования деятельности в области охраны окружающей среды. ПЭА должен фокусироваться на 4 аспектах: 1. Определении и оценке экологических вопросов и потенциальных проблем, возникающих в производственных процессах (например, какие вещества и отходы, образующиеся в процессе производства, могут иметь отрицательные последствия для окружающей среды и человека). 2. Определении системы управления, процедур и практики контроля (например, кто отвечает за удаление опасных отходов и каким образом они хранятся на территории предприятия). 3. Описании предыдущих аварий или несчастных случаев на предприятии, уплаченных штрафов (сколько и за что), а также мер, предпринятых для исправления создавшейся ситуации. 4. Требовании законов и норм и статуса производства по отношению к этим требованиям (например, имеет ли предприятие разрешение на сброс сточных вод такого состава и в таком количестве). Основная задача ПЭА заключается в том, чтобы точно определить «взаимоотношение» предприятия с окружающей средой на текущий момент. Обычно он охватывает следующие вопросы: 1. требования действующих законодательных и нормативных актов; 2. экологические аспекты деятельности предприятия; 3. соответствие требованиям внутризаводских, а также внешних стандартных правил, принципов и руководств; 4. существующие процедуры и практика управления окружающей средой; 5. существующую хозяйственную практику и организацию деятельности по выполнению контрактов, закупок и поставок; 6. структуры, функции и деятельность организации, которые могут способствовать или препятствовать улучшению состояния окружающей среды. Исходя из этого, ПЭА предоставляет организации следующие возможности: 1) Формирует основу СУОС. 2) Определяет области потенциального риска и позволяет выделить из них наиболее значимые. 3) Обеспечивает идентификацию потенциальных проблем и информации, необходимую для их решения и предотвращения. 4) Обобщает информацию о действующих и потенциальных законодательных и нормативных актах. 5) Определяет возможности для уменьшения затрат путем уменьшения экологического риска. 6) Формирует основу для эффективной и постоянно действующей оценки экологических аспектов деятельности организации. Первым шагом проведения ПЭА является определение целей, составление плана и организация процесса проведения анализа. Целью анализа является сбор данных для подготовки и разработки программы управления экологической деятельностью и формирования экологической политики предприятия. Масштаб анализа зависит от имеющихся ресурсов (особенно времени), а также от намеченных целей программы управления экологической деятельностью. Рабочая группа, проводящая анализ, может состоять из работников предприятия, на котором проводится анализ, а также может включать консультантов. При формировании команды важно учесть следующие факторы: 1. Руководитель группы должен быть наделен всеми необходимыми полномочиями и нести ответственность за выполнение работы. 2. Члены группы должны обладать техническими и юридическими знаниями, необходимыми для сбора информации и ее оценки. 3. Включение работников анализируемых объектов в состав рабочей группы поможет с одной стороны более быстро получить необходимую информацию, а с другой стороны – исследование, проведенное персоналом с другого объекта или внешними специалистами, дадут более объективные результаты. Сбор и анализ информации является достаточно сложной задачей, поэтому тщательное планирование и подготовка помогут не только сэкономить время, но и предотвратить проблемы, которые могут возникнуть при проведении ПЭА. Подготовка начинается со сбора информации о действующем в стране законодательстве, а также в странах, в которые предприятие экспортирует свою продукцию или отходы. ПЭА предусматривает сбор информации трех типов: 1. Запись визуальных осмотров. 2. Сбор документированной информации. 3. Записи интервью. Анализ начинается с обзора всех процессов и функций, относящихся к анализируемому подразделению, и составления упрощенного массового баланса. Массовый баланс основываются на схематичной диаграмме процесса, анализ которой позволяет выявить возможные источники образования и выбросов отходов. Он может быть как количественным, так и качественным (рис. 13.1).
Рис. 13.1 – Схема материальных потоков при проведении с варочных работ
Массовый баланс определяет, какие материалы и вещества участвуют в процессе, какие в него входят и какие выходят в виде продукции, отходов, выбросов, сбросов или потерь тепла и энергии. В упрощенной форме массовый баланс может быть представлен по следующему уравнению:
где Мвх – масса всех входящих продуктов; Мкп – масса конечной продукции; Мпп – масса побочных продуктов; Мо – масса всех отходов. Существует множество источников получения информации, необходимой для составления массового баланса. Например: 1. Анализ продукции, процессов, выбросов и отходов, производимых на предприятии; 2. Ведомости закупки сырья; 3. Спецификация продукции; 4. Балансовый отчет о материалах, используемых при дизайне продукции 5. Отчетность по отходам, сбросам и выбросам. Источниками другой необходимой информации являются: 1) разрешения и лицензии; 2) данные об управлении и обращении с отходами, документация финансового отдела; 3) данные о проведенных мониторингах и проверках; 4) документы законодательных актов; 5) записи о жалобах, поступивших от работников и потребителей продукции; 6) данные о здоровье рабочих и безопасности труда; 7) отчет по уходу за оборудованием и объектами; 8) отчеты об авариях и несчастных случаях; 9) данные о платежах за выбросы и размещение отходов; 10) данные о стоимости электроэнергии, воды, сырья. Вдополнение к собранной таким путем информации необходимо посетить само производство, чтобы ознакомиться с производственным процессом. Это необходимо для того, чтобы убедиться, что представленная информация соответствует действительности. Информацию, не содержащуюся в документации, можно получить с помощью интервью. Кроме того, встречи и беседы с персоналом предприятия помогают решить вопросы, возникшие во время проведения визуального осмотра и анализа документации. Заключительный отчет должен содержать достаточный объем информации, которая в дальнейшем будет использована в разработке и внедрении программы управления окружающей средой. Отчет должен включать в себя описание экологических проблем предприятия, иерархию его экологических рисков и потенциального воздействия на окружающую среду. Отчет включает в себя: 1. Резюме. 2. Цели проведенного анализа и его масштабы. 3. Основную информацию о предприятии (описание производства, процессов и операций, выбросов, сбросов и отходов, процедур хранения материалов, элементов системы управления, аварий и несчастных случаев, произошедших в прошлом). 4. Оценку базовой информации (например, оценка несоответствия и соответствия экологическим нормам). 5. Выводы об экологическом воздействии, оказываемом деятельностью предприятия. Эти выводы должны учитывать все атмосферные выбросы, сточные воды, твердые отходы, образующиеся на предприятии. Кроме того, в них должна быть отражена эффективность действующей системы управления, ее слабые и сильные стороны, рекомендации по разработке или изменению экологической политики. В завершении ПЭА рабочей группой составляется руководство по управлению окружающей средой, в которое необходимо включить следующую информацию: 1) структуру предприятия и распределение ответственности; 2) планы объекта или предприятия, диаграммы процессов и массовые балансы; 3) выдержки из экологических законодательных нормативных актов, относящихся к деятельности предприятия, а также лицензии и разрешения; 4) анализ экологических аспектов, а также критерии их значимости; 5) список дополнительных источников информации. Если это руководство постоянно обновляется и дополняется, то оно может не только служить как справочный материал, но с развитием СУОС может стать основой для управления деятельностью по охране окружающей среды всей организации.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 856; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |