КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие управленческой мысли
Вопросы Краткие итоги Информационный период Данный период представлен количественной школой управления. Информационный период связан с повсеместным внедрением компьютеров и применением математики в теории управления. В это время разрабатывается идея системной теории, заключающаяся в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Системный подход в решении позволяет избежать ситуаций, когда решение в одной области превращается в проблему для другой. В 70-е гг. появилась идея открытой системы, согласно которой, организация имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Этот же период ознаменовался появление ситуационного подхода, суть которого состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно варьироваться в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. центральное место должна занимать ситуация. В лекции были представлены четыре хронологических этапа развития теории и практики управления. Первый этап с древнего периода характеризовался накоплением опыта и был связан с практическими вопросами управления людьми, производством. Этап индустриализации уже характеризуется развитием научного подхода к менеджменту. В период систематизации начинают формироваться научные школы, которые прорабатывают технологии менеджмента на основе всего управленческого опыта, накопленного человечеством. В информационный период разрабатывается идея системного подхода. 1. Охарактеризуйте и выделите отличительные особенности древнего периода развития менеджмента. 2. Опишите основные отличия между этапом индустриализации и этапом систематизации.
3. Выделите развитие функций управления по хронологическим периодам. Цель лекции: познакомить слушателей с основными научными школами менеджмента, а также с историей управленческой мысли. В теории менеджмента принято выделять четыре основные школы: 1. Классическая школа менеджмента. Она с вою очередь представлена такими направлениями, как "Научная организация труда" и "Административный подход". 2. Школа человеческих отношений. 3. Поведенческая школа. Ее направления являются "Ориентация на психологию личности" и "Групповое поведение". 4. Количественная школа. Классическая (административная) школа управления Представители классической (1920—1950) школы имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. "Классики" старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы были связаны с двумя аспектами. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, "классики" были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы. Вторая категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Основоположником научного управленческого подхода стал американский инженер Тейлор Фредерик Уинслоу (23.03.1856 – 21.03.1915 гг.). Он первым попытался осмыслить процесс управления предприятием и придать ему научный характер. Свою трудовую деятельность Ф. Тейлор начал в низовых структурах, что наложило отпечаток на специфику его научных исследований. С 1882 по 1883 г. работал начальником механических мастерских. Параллельно получил техническое образование. В 1884 г. Тейлор стал главным инженером, в этом же году он впервые использовал систему дифференциальной оплаты за производительность труда.
С 1890 по 1893 гг. Тейлор — главный управляющий Мануфактурной инвестиционной компании в Филадельфии, владелец бумажных прессов в Мэне и Висконсине, организовал собственное дело по управленческому консультированию, первое в истории менеджмента. В 1906 г. Тейлор становится президентом Американского общества инженеров-механиков, а в 1911 г. — учреждает Общество содействия научному менеджменту. С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по научной организации труда. Оформил патентами около сотни своих изобретений и рационализаций. Тейлор систематизировал свои взгляды и изложил их в книгах "Управление фабрикой" и "Принципы научного управления". В них он сформулировал 5 основных принципов НОТ: 1. Для осуществлении любой деятельности необходимо научно, с помощью тестов отбирать людей, способных выполнять работу. 2. Рабочего необходимо научить выполнять работу наиболее рациональными способами. 3. Рабочий не должен быть универсалом и ему необходимо специализироваться в какой-то одной конкретной области. 4. Заработная плата должна побуждать рабочего к добросовестному труду. За перевыполнение плана его необходимо премировать. 5. Между рабочим и менеджером должно быть справедливое распределение ответственности, основанное на дружественной кооперации. Главным стержнем работы Тейлора стал тезис о том, что дневное задание рабочему и методы выполнения поручаемых ему функций должны быть научно обоснованы. Современная трактовка принципов Тейлора выглядит следующим образом (рисунок 2.1):
Рис. 2.1. Современное представление принципов менеджмента по Тейлору Супруги Гилбет Фрэнк Банкер (1868 – 1924) и Лилиан Мюллер (1868 – 1924) параллельно с Тейлором, но независимо от него проводили свои исследования. Они занимались изучением вопросов физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство.
Основная идея исследования состояла в том, что в процессе работы человек делает огромное множество лишних движений. Если их своевременно обнаружить и устранить, то соответственно можно повысить эффективность труда рабочего. Для своих исследований Гилбреты избрали труд каменщика. Результатом работы стало снижение движений, который производит каменщик во время работы с 16 до 8. В данной части исследования они дополнили работу Тейлора, однако, помимо чисто технологических вопросов, они перешли к социальным. По мнению супругов Гилбрет, каждый производственный рабочий в процессе своего профессионального роста должен проходить три стадии: Рабочий должен полностью освоить свою профессию. Рабочий должен подготовить для себя смену. Рабочий должен параллельно приобрести дополнительные навыки и подготовить себя к более сложной работе. Одним из наиболее знаменитых методов было использование фотографии трудовых движений. Ф. Гилбрет выделил 3 фазы трудовых движений: 1. Определение наилучших приемов работы. 2. Обобщение их в виде правил. 3. Применение этих правил для нормализации условий работы с целью повышения ее производительности. Лилиан Гилбрет выдвинула идею участия рабочих в планировании, которая была воспринята менеджерами как достаточно практичная и полезная в том отношении, что она обеспечивала восприятие рабочими принятых наверху решений и облегчала оценку выполнения заданий на основе принятых предварительных целей. Принципы производительности труда были сформулированы контролером казначейства штата Мэриленд (США), 48 губернатором того же штата Колумбом Харрингтном Эмерсоном (26.03.1864 – 15.12.1945). В своей книге "Эффективность как основа управления и опыт управления" Эмерсон развил идею об основах эффективности в менеджменте. Эмерсон определил два способа предопределения неэффективности работ: Необходимо научить людей правильно работать посредством анализа элементов труда.
Следует сравнивать задачи таким образом, чтобы они мотивировали максимальную производительность. Отличительной идеей Эмерсона является взгляд на связь между эффективностью и организационной структурой управления. Он рекомендовал к использованию стандарты учета издержек для оценки эффективности работы организации. Бухгалтер по учету издержек, тесно сотрудничающий с инженером по эффективности, выполняет следующие функции: 1. Дает "промышленному и деловому миру" определенные стандарты и долларовую систему мер, применимую к оценке всех услуг, материалов, оборудования. 2. Проводит точный количественный анализ и определяет рыночную стоимость всех текущих операций, с тем, чтобы информировать о степени эффективности. 3. Предоставляет в распоряжение работников средства и способы, которые обеспечивали бы стопроцентную производительность. В своей работе "Двенадцать принципов эффективности" Эмерсон сформулировал следующие принципы управления, актуальные по сей день: 1. Отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления. 2. Здравый смысл, предполагающий в том числе признание отдельных ошибок и поиск их причин. 3. Компетентная консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на их рекомендациях. 4. Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ней, своевременным поощрением. 5. Справедливое отношение к персоналу. 6. Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет. 7. Диспетчеризация по принципу "лучше диспетчеризация хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без диспетчеризации". 8. Нормы расписания, способствующие поиску и реализации резервов. 9. Нормализация условий труда. 10. Нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения и регламентировании времени. 11. Наличие письменных стандартных инструкций. 12. Вознаграждение за производительность. Моррис Кук - сторонник применения научных методов в менеджменте и один из четырех человек, которым Тэйлор доверил пропагандировать свои идеи в области управления. К тому времени, когда Кук появился на сцене, промышленное производство было единственной сферой приложения принципов научного менеджмента. Он распространил эти принципы также на систему высшего образования и управления на всех уровнях — от муниципального до государственного. Известность Куку принес его доклад о состоянии высшей школы США в 1910 г., в котором он указал на недостатки в структуре высшего образования — некомпетентное принятие решений, пожизненное занятие преподавательских должностей, неадекватную оценку успеваемости и необъективные критерии оплаты труда профессоров. Позднее он получил возможность реализовать свои идеи управления, работая в мэрии г. Филадельфии. Уоллас Кларк известен своей пропагандой американского научного менеджмента в Польше, Англии и Франции. Кларк вместе с У. Поляковым приложил много усилий для внедрения идеи научного менеджмента в СССР. Американский промышленник Генри Форд (старший) (30.07.1863 – 07.04.1947) в научном менеджменте известен следующими результатами: 1. Разработка теории "Фордизма" - модель массового производства стандартизированных товаров на сборочных конвейерах с использованием неквалифицированных или полуквалифицированных работников, занятых простыми операциями и объединенных на крупных фабриках. Такое производство обладает "эффектом масштаба". 2. В 1891 г. разработал конструкцию газолиновой тележки, на базе которой впоследствии был создан автомобиль. В управленческой философии Форда выделяются следующие положения: 1. Высоко оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не больше. 2. Обеспечить наилучшее состояние всех машин, настаивать на их абсолютной чистоте, приучать людей уважать себя и окружающих. Цель своей предпринимательской деятельность Форд видел в служении обществу: "Если не иметь перед глазами цели, очень легко перегрузить себя деньгами и потом в непрестанных усилиях зарабатывать еще больше денег совершенно забыть о необходимости снабжать публику тем, чего она хочет на самом деле. Делать дела на основе чистой наживы — предприятие в высшей степени рискованное... Задача предприятия производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. Стоит сообразить народу, что производитель ему не служит, и конец его недалек". Это своего рода социальная ответственность перед обществом. Принципами организации работы Форд определял: Машины – они являются исполнителями тяжелых работ. Операционное внедрение лучших научно-технических новинок – определяется требованиями по организации производства. Монотонные и требующие творческого подхода работы – производственные операции. Чистота, гигиеничность, уют, учет психофизиологических характеристик работников – обязательные параметры производственной среды. Альфред Причард Слоун (младший) (23.05.1875 – 17.02.1966), создатель организационной схемы и руководитель "Дженерал Моторс" сформулировал философию менеджмента, которая опирается на три важных фактора: Концепция. Методология. Рациональность. Основы менеджмента Слоун видел в следующем: 1. Разграничение обязанностей и координация действий. 2. План разработки решения вопросов разрабатывается посредством "мозгового штурма". 3. Качество менеджера – умение создать рабочую группу, способную принимать взвешенные решения. 4. Решающее значение придается системе и организации. 5. Все служащие обязаны повышать свою квалификацию – от обмена опытом на семинарах до обучения в институте. 6. Важное значение придается психологии внутрифирменных отношений. Выработанная под руководством Слоуна организационная схема "Дженерал Моторс" считается классической, а сформулированные им качества, которыми должен обладать менеджер, можно назвать катехизисом делового человека нашего времени. Прежде всего, это следующие свойства: · умение управлять – постоянное взаимодействие опыта, знаний и воображения; · приверженность к фактам – неустанный поиск истины; · открытость мышления – стремление к беспристрастному анализу; · смелость – готовность идти на риск, рассчитав его цену; · справедливость – уважение прав других людей и организаций; · принципиальность – стремление отстаивать свою точку зрения; · лояльность – готовность пожертвовать личным в интересах дела; · движение вперед – создание условий для лучшего выбора. Немецкий социолог, историк и экономист Максимилиан Карл Эмиль Вебер (21.04.1864 – 14.06.1920) на основе анализа различного рода организаций пришел к выводу, что иерархия, власть и бюрократия оставляют основу любых социальных организаций. Он использовал аналогию военной организации для разработки наиболее рационального подхода в поисках эффективной системы организации. Такой подход Вебер назвал бюрократическим. Он основывается на постулате, согласно которому "объективное ведение бизнеса означает ведение бизнеса в соответствии с надежными правилами независимо от личности". В "идеальной бюрократии" выделяется менеджер рациональный и нерациональный - характеристика лица, принимающего решения, с точки зрения нормативной рациональности, которая определяется как степень информированности руководителя. Менеджер рациональный – это хорошо информированный менеджер, тогда как менеджер нерациональный не обладает достаточным знанием ситуации. Менеджер рациональный имеет установку, конкретную цель, а менеджер нерациональный таковой не имеет. На этом основании М. Вебер говорил о рациональности как критерии оценки поступков. В качестве основных характеристик бюрократической организации. Вебер выделил: 1. Четкое определение обязанностей каждой должности на основе функциональной ответственности. 2. Четко установленная иерархия команд, охватывающая все уровни организации. 3. Комплекс правил и процедур, предписывающих права и круг ответственности каждого сотрудника. 4. Организация, функционирующая безлично, т.е. вне зависимости от личного начала. 5. Организация, в которой работники поощряются исключительно за творческую компетентность.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |