Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление (руководство) как функция менеджмента




Вопросы

Краткие итоги

В лекции представлено определение контроля как функции менеджмента, а также те основные вопросы, на которые можно получить в процессе проведения контроля.

Представлена технология проведения контроля, а также критерии, которыми необходимо руководствоваться.

Рассмотрены виды управленческого контроля (предварительный, текущий и заключительный).

Определена процедура проведения контроля, которая заключается в установлении стандартов, сравнении достигнутых результатов со стандартами и выборе подходящей линии поведения.

Для определения эффективности контроля в лекции также указаны основные требования.

1. Дайте характеристику контролю как функции менеджмента.

2. Выделите основные критерии проведения контроля.

3. Назовите этапы проведения контроля и дайте им краткую характеристику.

4. Опишите требования, предъявляемые к функции контроля

 


Цель лекции: представить характеристику функции управления, представить стили управления и руководства.

Руководство – это поведение, при котором субъект реально влияет на деятельность объекта, обеспечивая движение к поставленной цели.

Под руководством понимается организационная функция менеджмента, заключающаяся в управлении людьми, обеспечивающими эффективность предприятия или его подразделений в целом. Термин "руководство" подразумевает два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению.

В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам:

· выдача директив относительно того, что нужно сделать;

· налаживание сотрудничества между людьми;

· обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленной цели.

Эффективность руководства можно выразить следующей формулой:

ЭР = Л + В

где ЭР – эффективность руководства; Р – лидер, которому делегирована власть. Он должен одновременно уметь влиять на подчиненных и эффективно управлять организацией для достижения поставленных целей; Л – это процесс влияния одного лица на других; В – это делегирование полномочия влиять на поведение других.

Выделяются следующие основные стили управленческого руководства:

Дистанционный – руководитель не сближается с подчиненным.

Контактный – основан на постоянном общении руководителя с подчиненным.

Целеполагающий – руководитель предпочитает обозначить цели деятельности организации и предоставлять подчиненным самостоятельность в выборе путей достижения целей.

Делегирующий – руководитель передает часть своих полномочий подчиненным.

Существует также альтернативная классификация стилей руководства, согласно которой выделяются:

1. Авторитарный стиль.

2. Демократический стиль.

3. Либеральный (попустительский) стиль.

Описательная характеристика авторитарного стиля (таблица 12.1):

Таблица 12.1. Формальная и содержательная стороны авторитарного управления
Формальная сторона Содержательная сторона
1. Деловые, краткие распоряжения. 2. Запреты без снисхождения с угрозой. 3. Четкий язык, неприветливый тон. 4. Похвала и придирки субъективны. 5. Эмоции в расчет не принимаются. 6. Показ приемов – не система. 7. Позиция руководителя – вне группы.. 1. Дела в группе планируются руководителем заранее и во всем их объеме. 2. Определяются лишь непосредственные цели, дальние цели коллективу не известны. 3. Голос руководителя – решительный.

Описательная характеристика демократического стиля управления (таблица 12.2):

Таблица 12.2. Формальная и содержательная стороны демократического управления
Формальная сторона Содержательная сторона
1. Инструкции в форме предложений. 2. Не сухая речь, а товарищеский тон. 3. Похвала и порицание с советами. 4. Распоряжения и запреты с дискуссиями. 5. Позиция руководителя внутри группы. 1. Мероприятия планируются вне группы. 2. За реализацию предложения отвечают все. 3. Все разделы работы не только предлагаются.

Описательная характеристика попустительского стиля управления (таблица 12.3):

Таблица 12.3. Формальная и содержательная стороны попустительского управления
Формальная сторона Содержательная сторона
1. Конвенциальный тон. 2. Отсутствие похвалы, порицания. 3. Никакого сотрудничества. 4. Позиция руководителя – незаметно в стороне от группы. 1. Дела в группе идут сами собой. 2. Руководитель не дает указаний. 3. Разделы работы складываются из отдельных интересов от лидеров групп. .

Известный социальный психолог Курт Левин предложил концепцию, согласно которой вся сложная структура лидерства располагается по шкале между полярными позициями (рисунок 12.1):

 

Рис. 12.1. Концепция лидерства по К. Левину

По Лайкерту выделяются следующие стили руководства:

Эксплуататорско - авторитарный.

Благосклонно - авторитарный.

Консультативно – демократический.

Основан на участии.

Стили руководства по Макгрегору:

"Теория X" описывает черты авторитарного стиля руководства: жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальных стимулах.

"Теория У" характеризует демократический стиль руководства: широкое использование творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, стремление к ответственности, моральные стимулы, заинтересованность в труде, участие в управлении

Стили руководства по Блэйку – Моутону (рисунок 12.1):

 

Рис. 12.2. Управленческая решетка Блэка-Мутона

Стили руководства по Танненбауму-Шмидту:

Прежде чем решить какими должны быть действия – демократичными или автократичными – в разных ситуациях, руководителю необходимо рассмотреть три серии вопросов.

1. Вопросы личного характера.

2. Руководитель должен оценивать свои собственные взгляды, наклонности, уровень доверия к себе со стороны подчиненных, степень своей решительности.

3. Вопросы, касающиеся подчиненных.

4. Руководитель должен оценить склонность членов своего коллектива к независимости, ответственности, интересы подчиненных, уровень знаний, стремление быть вовлеченным в процесс принятия решений.

5. Вопросы, касающиеся особенностей конкретной ситуации.

Стили руководства по Фидлеру:

Модель Фидлера явилась важным вкладом в развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:

1. Отношения между руководителем и членами коллектива. Подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.

2. Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и ее структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.

3. Должностные полномочия. Это - объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.

Стили руководства по Джону Адаиру:

Ценные качества руководителя:

1. Способность работать с большим кругом людей,

2. Умение брать на себя ответственность,

3. Стремление к достижению больших целей,

4. Опыт руководства,

5. Большой опыт разных деловых функций в середине карьеры.

Стили руководства по Вруму – Йеттону (рисунок 12.3):

 

Рис. 12.3. Стили руководства по Вруму - Йеттону

 

Рис. 12.4. Стили руководства по Хиршу – Бланшару

На стиль руководства влияют следующие факторы (рисунок 12.5):

 

Рис. 12.5. Факторы, влияющие на стиль руководства.

 

При использовании того или иного стиля руководства необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Уважать друг друга.

2. Давать установку.

3. Взаимно гарантировать информирование и гласность.

4. Лично вступать в коммуникацию.

5. Деятельно нести ответственность.

6. Делать процессы осознаваемыми.

7. Содействовать соучастию и солидарной ответственности.

8. Осознавать перемены как шанс.

9. Конструктивно использовать обратные сигналы и конфликты.

10. Быть готовым учиться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.