КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление (руководство) как функция менеджмента
Вопросы Краткие итоги В лекции представлено определение контроля как функции менеджмента, а также те основные вопросы, на которые можно получить в процессе проведения контроля. Представлена технология проведения контроля, а также критерии, которыми необходимо руководствоваться. Рассмотрены виды управленческого контроля (предварительный, текущий и заключительный). Определена процедура проведения контроля, которая заключается в установлении стандартов, сравнении достигнутых результатов со стандартами и выборе подходящей линии поведения. Для определения эффективности контроля в лекции также указаны основные требования. 1. Дайте характеристику контролю как функции менеджмента. 2. Выделите основные критерии проведения контроля. 3. Назовите этапы проведения контроля и дайте им краткую характеристику. 4. Опишите требования, предъявляемые к функции контроля
Цель лекции: представить характеристику функции управления, представить стили управления и руководства. Руководство – это поведение, при котором субъект реально влияет на деятельность объекта, обеспечивая движение к поставленной цели. Под руководством понимается организационная функция менеджмента, заключающаяся в управлении людьми, обеспечивающими эффективность предприятия или его подразделений в целом. Термин "руководство" подразумевает два смысловых значения: это менеджеры и это деятельность менеджеров по управлению. В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем аспектам: · выдача директив относительно того, что нужно сделать; · налаживание сотрудничества между людьми; · обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленной цели. Эффективность руководства можно выразить следующей формулой: ЭР = Л + Вгде ЭР – эффективность руководства; Р – лидер, которому делегирована власть. Он должен одновременно уметь влиять на подчиненных и эффективно управлять организацией для достижения поставленных целей; Л – это процесс влияния одного лица на других; В – это делегирование полномочия влиять на поведение других. Выделяются следующие основные стили управленческого руководства: Дистанционный – руководитель не сближается с подчиненным. Контактный – основан на постоянном общении руководителя с подчиненным. Целеполагающий – руководитель предпочитает обозначить цели деятельности организации и предоставлять подчиненным самостоятельность в выборе путей достижения целей. Делегирующий – руководитель передает часть своих полномочий подчиненным. Существует также альтернативная классификация стилей руководства, согласно которой выделяются: 1. Авторитарный стиль. 2. Демократический стиль. 3. Либеральный (попустительский) стиль. Описательная характеристика авторитарного стиля (таблица 12.1):
Описательная характеристика демократического стиля управления (таблица 12.2):
Описательная характеристика попустительского стиля управления (таблица 12.3):
Известный социальный психолог Курт Левин предложил концепцию, согласно которой вся сложная структура лидерства располагается по шкале между полярными позициями (рисунок 12.1):
Рис. 12.1. Концепция лидерства по К. Левину По Лайкерту выделяются следующие стили руководства: Эксплуататорско - авторитарный. Благосклонно - авторитарный. Консультативно – демократический. Основан на участии. Стили руководства по Макгрегору: "Теория X" описывает черты авторитарного стиля руководства: жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальных стимулах. "Теория У" характеризует демократический стиль руководства: широкое использование творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, стремление к ответственности, моральные стимулы, заинтересованность в труде, участие в управлении Стили руководства по Блэйку – Моутону (рисунок 12.1):
Рис. 12.2. Управленческая решетка Блэка-Мутона Стили руководства по Танненбауму-Шмидту: Прежде чем решить какими должны быть действия – демократичными или автократичными – в разных ситуациях, руководителю необходимо рассмотреть три серии вопросов. 1. Вопросы личного характера. 2. Руководитель должен оценивать свои собственные взгляды, наклонности, уровень доверия к себе со стороны подчиненных, степень своей решительности. 3. Вопросы, касающиеся подчиненных. 4. Руководитель должен оценить склонность членов своего коллектива к независимости, ответственности, интересы подчиненных, уровень знаний, стремление быть вовлеченным в процесс принятия решений. 5. Вопросы, касающиеся особенностей конкретной ситуации. Стили руководства по Фидлеру: Модель Фидлера явилась важным вкладом в развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются: 1. Отношения между руководителем и членами коллектива. Подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей. 2. Структура задачи. Подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и ее структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность. 3. Должностные полномочия. Это - объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация. Стили руководства по Джону Адаиру: Ценные качества руководителя: 1. Способность работать с большим кругом людей, 2. Умение брать на себя ответственность, 3. Стремление к достижению больших целей, 4. Опыт руководства, 5. Большой опыт разных деловых функций в середине карьеры. Стили руководства по Вруму – Йеттону (рисунок 12.3):
Рис. 12.3. Стили руководства по Вруму - Йеттону
Рис. 12.4. Стили руководства по Хиршу – Бланшару На стиль руководства влияют следующие факторы (рисунок 12.5):
Рис. 12.5. Факторы, влияющие на стиль руководства.
При использовании того или иного стиля руководства необходимо придерживаться следующих принципов: 1. Уважать друг друга. 2. Давать установку. 3. Взаимно гарантировать информирование и гласность. 4. Лично вступать в коммуникацию. 5. Деятельно нести ответственность. 6. Делать процессы осознаваемыми. 7. Содействовать соучастию и солидарной ответственности. 8. Осознавать перемены как шанс. 9. Конструктивно использовать обратные сигналы и конфликты. 10. Быть готовым учиться.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1013; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |