Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естественно-правовая юриспруденция

К концепции естественного права относится к числу древних и классических доктрин, она оказывает заметное влияние на проблему правопонимания. В настоящее время приобрела определённую актуальность, её идеи высказывали древние философы, но наибольшее значение она получила в трудах Монтескье,Локка,Гобса и др. В современных условиях теория естественного права сохраняет своё значение в рамках европейских традиций и ценностей и продолжает оставаться объектом познания.

Ещё в древности философы дискутировали по вопросу,коренится ли право в самой природе вещей, в определённом неизменном миропорядке или же явл. результатом произвольного соглашения между людьми,следствием человеческого установления. так софисты считали, что право не есть явление вечное и неизменное, а всего лишь результат искуственного изобретения человеческим умом. Иную позицию занимали Сократ. Платон, Аристотель. С их позиций право не во всём своём объёме явл. порождением человеческого ума. В его основе лежит вечный и незыблеммый божественный порядок, кот. господствует во всём мироздании, а не только в человеческих отношениях,рядом с законами,изобретёнными людьми. Этот порядок вложен в сердца людей божественным разумом.

В древнем Риме среди юристов было распространено мнение, согласно кот. наряду с подвижным и изменчивым позитивным правом существовало вечное естественное право, кот. коренится в самой природе человеческого разума. Эта позиция была не очень последовательной,т.к. естественное и позитивное право то отождествляет, то различает. Позитивное право считают частью естественного права. Причём римские юристы представляли естественное право как некую совокупность вечных норм правды, согласно которым все люди свободны и равны. Естественное право рассматривалось как наука о добром и справедливом, как воплощение ценности добра и справедливости, в то время как право, создаваемое законодателем имело смысл лишь постольку, поскольку могло быть продуктом умения людей творить добро вопреки силам произвола, порока, зла. Среди мыслителей средневековья господствовало убеждение, что существует вечное естественное право и законы, имеющие божественное происхождение. Сегодня учение о естественном праве обретают новые черты,во-1,оно освобождается от богословских наслоений,а во-2, не смешивается с общенародным позитивным правом. В естественном праве чаще всего не видят часть позитивного права, а рассматривают его как совокупность неких идеальных норм, кот. служат прообразом позитивного права.

Основатель естественной теории права Гуго Гроций считал, что законы стественного права коренятся в самой природе разума, а потому емеют такое же незыблемое значение как и сам разум. По мнению этого мыслителя нормы естественного права совершенно независимы от воли Бога. Они существовали бы даже если бы Бог не существовал, как Бог не может изменить законы логики и арифметики. В первичных теориях естественного права чётко проступала концептуальная позиция. Особый вклад внесли английские просветители, которые внесли концепцию о неотъемлимых правах человека, кот. принадлежат ему по факту рождения. Мыслители России поддерживали идеи, принципы и положения теории естественного права(Деснитский, Золотницкий, Куницин, Трубецкой). Суть идеи естественного права заключается в том, что наряду с правом, созданным людьми и выраженном в законах,судебных решениях,т.е. позитивным правом существует естественное право, как сумма требований по своей основе непосредственно, без какого-либо людского участия рождённых самой натуральной жизнью общества, объективными условиями жизнедеятельности, естественным ходом человеческого бытия. При этом высшая ценность естественного права-неотъемлимые права и свободы личности.

Само по себе естественное право не может выступать регулятором общественных отношений и выполнять ф-и, присущие позитивному праву. Именно это обстоятельство даёт основание сторонникам позитивного права отрицать какое бы то ни было практическое значение естественного права(пр: Ганс Кельзен).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принципы организации и деятельности государственного аппарата | Понятие и виды государственного принуждения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.