Студопедия

КАТЕГОРИИ:



Мы поможем в написании ваших работ!

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мы поможем в написании ваших работ!

Становление и развитие международно-правового регулирования прав ребёнка. Женевская декларация прав ребёнка (1924)


Права ребенка представляют собой общечеловеческую ценность. Это, прежде всего, обусловлено тем, что детство – уникальный, важнейший период в развитии человеческой личности. Будущее любого общества и всего человечества в огромной степени зависит от духовного и физического развития молодого поколения, его понимания роли и значения прав человека в жизни индивида и социума, а также ответственности за свою судьбу и свои действия.
В то же время можно сказать, что уважение к правам человека начинается с отношения общества к своим детям. Это означает, что обеспечение прав отдельного ребенка, молодого человека непосредственно зависит от сознательной, целенаправленной государственной политики на международном и национальном уровнях и от деятельности неправительственных организаций, которые исходя из безусловного признания самоценности детства, наличия у детей и молодежи своих специфических интересов и потребностей создают необходимые социально-экономические и политические условия для их жизни и развития.

Понятие «права ребенка» тесно соотносятся с понятием «права человека». В свою очередь, права человека являются не только универсальными ценностями для представителей всех культур и традиций, но и, по сути своей, ценностями местными, обязательствами, взятыми странами и уходящими своими корнями в международные договора и национальные конституции и законы.

Ряд историков полагают, что «Цилиндр» Кира Великого из династии Ахеменидов, который датируется 539 годом до нашей эры и был создан после завоевания Киром Вавилона, является первым документом по правам человека, а Пакт добродетельных (Hifl-al-fudul), заключенный арабскими племенами примерно в 590 году нашей эры, считается одним из первых документов о создании союза на основе прав человека.

На протяжении всей истории человечества войны и народные восстания зачастую являлись реакцией людей на бесчеловечное обращение и несправедливость. В английском «Билле о правах» 1689 года, составленном после гражданских войн в Англии, отразилось стремление людей к демократии. Ровно 100 лет спустя Французская революция породила «Декларацию прав человека и гражданина», в которой было провозглашено равенство всех.



В современных международных стандартах в области прав человека закреплены обязательства, которые государства должны соблюдать. Становясь участником международных договоров, государства берут на себя обязательства и обязанности по международному праву уважать права человека, защищать их и обеспечивать их соблюдение. Обязательство уважать права человека предполагает, что государства должны воздерживаться от посягательств на них или от попыток ущемлять права человека. Обязательство защищать права человека налагает на государства ответственность по защите отдельных лиц и групп людей от посягательств на их права человека. Обязательство обеспечивать соблюдение прав человека означает, что государства обязаны принимать соответствующие меры с целью содействовать соблюдению основных прав человека.

Ратифицируя международные договора по правам человека, правительства обязуются осуществлять меры и принимать законодательства на национальном уровне, согласующиеся с их договорными обязательствами и обязанностями. Поэтому в национальной правовой системе предусмотрены основные механизмы защиты прав человека, гарантируемых международным правом. В тех случаях, когда национальные правовые механизмы не обеспечивают защиту от нарушений прав человека, для рассмотрения жалоб отдельных лиц и групп людей используются механизмы и процедуры на региональном и международном уровнях, которые помогают обеспечить, чтобы международные стандарты в области прав человека действительно уважались, соблюдались и применялись на практике.

Обеспечение прав ребенка относится в большей мере к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество. Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в гарантировании жизнеспособности общества и прогнозировании его будущего развития. Однако следует признать, что ни одно государство в мире не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав ребенка. Даже для самых демократических и экономически развитых государств характерны рост преступности несовершеннолетних, наличие семей с низким жизненным уровнем, смертность детей из-за недостаточного медицинского обслуживания, рост беспризорных детей. Все эти факторы доказывают невозможность разрешения детской проблемы только национальными средствами и вызывают необходимость объединения усилий мирового сообщества в целом, что и обусловило возникновение института международно-правовой защиты прав ребенка.

Международная защита прав ребенка представляет систему взаимосогласованных действий государства и неправительственных международных организаций, направленных на разработку и обеспечение прав ребенка с целью формирования полноценной и гармонически развитой личности, содействие их закреплению в национальном законодательстве и оказание международной помощи детям слаборазвитых государств.

Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник сравнительно недавно. Губительные последствия первой мировой войны в отношении гражданского населения и растущий интерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки вызвал необходимость Лиги Наций создать в 1919 г. Комитет детского благополучия, который рассматривал права детей в основном в контексте мер, которые нужно было принять в отношении беспризорных детей, рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Большую роль в разработке социальных стандартов защиты детей в этот период сыграли неправительственные организации, в частности Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб. В 1923 г. в рамках этой организации была разработана декларация, содержащая основные условия, которым должно следовать общество, чтобы обеспечить соответствующую защиту детей и заботу о них.



В целом, работа по созданию документа о правах детей осуществлялась по следующим этапам:

· 1919-05-19 – в Лондоне Джебб Эглантин и ее сестрой Дороти Бакстон основана британская организация «Спасите детей». Она стала первой организацией международного Фонда Безопасности детей. Главной целью организации ставилось создание мощного международного альянса по защите детей, который бы имел свои представительства в самых отдаленных уголках мира.

· 1919-11-19 – в Швеции создана первая в стране организация по защите и спасению детей под названием «Рада-Барнен». В ее основании приняли участие Элен Пальмшерна (председатель), писательница Элин Вагнер и Герда Маркус.

· 1920 – В Женеве основан «Международный союз спасения детей». Крупнейшими членами альянса на момент создания были английский «Фонд Спасения Детей» и шведская «Рада-Барнен».

· 1923-02-23 – принятие «Международным союзом спасения детей» в Женеве декларации по защите детей, разработанной Джебб Эглантин.

· 1924-11-26 – «Декларация прав ребенка» одобрена и утверждена Пятой Ассамблеей Лиги Наций в Женеве.

Таким образом, в 1924 г. в Женеве Лига Наций на своей 5-й сессии приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый документ международно-правового характера в области охраны прав и интересов детей. Необходимость данного действия была обусловлена рядом причин мирового масштаба: высокий процент детской смертности, недоступность детского здравоохранения, ограниченные возможности получения детьми базового образования, использование взрослыми детей с целью наживы на вредных производствах и в сфере сексуальных услуг, печальные судьбы детей-беженцев и детей-сирот как жертв военных действий и т.д.

Женевская Декларация провозглашала идею особой заботы о детях «ввиду их физической и умственной незрелости»; онаосновывалась на следующих 5 принципах международно-правовой защиты детей:

Ø ребенку должна предоставляться возможность нормального развития, как материального, так и духовного (пр. 1);

Ø голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования (пр. 2);

Ø ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии (пр. 3);

Ø ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, и он должен быть огражден от всех форм эксплуатации (пр. 4);

Ø ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения (пр. 5).

В Декларации впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не является больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны – все человечество должно заботиться о благополучии детей.

В настоящее время оригинал документа хранится в городском архиве Женевы. На нем стоят подписи делегатов Ассамблеи, в частности, Эглантин Джебб, Януша Корчака – польского врача и педагога, Гюстава Адора – бывшего президента Швейцарской Конфедерации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные направления деятельности социально-педагогической и психологической службы по охране и защите детства в РБ | 

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2116; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. G ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Метод правового регулирования, характеризуется
  2. G ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Метод правового регулирования, характеризуется
  3. II. Экономическое развитие Европы и России в 16-17 веках
  4. II.Историческое развитие языков
  5. Автономный метод включает в себя три способа регулирования общественных отношений
  6. Аграрная реформа П.А. Столыпина и развитие фермерского предпринимательства
  7. Административное приостановление деятельности за нарушения требований пожарной безопасности
  8. Активное развитие промышленности
  9. Алгоритмы цифрового ПИД-регулирования
  10. Англия. Развитие ассоциативной психологии
  11. Антагонизм - это форма взаимоотношений между организмами, когда одни из них выделяют вещества (антибиотики, фитонциды, токсины) отпугивающие развитие других.
  12. Аттестация рабочих мест, установление льгот работающим во вредных условиях труда.

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.