КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Каков социальный портрет усыновителя?
Какие дети чаще всего передаются на усыновление? Пока наиболее «востребованными» остаются малыши в возрасте до трех лет. Хотя в последние годы постепенно расширяется возрастной диапазон: дети в возрасте старше трех лет в прошлом году составили 35% в общем числе усыновленных. При этом 14 усыновленных детей – в возрасте старше 10 лет. Чуть больше людей, которые видят себя в роли родителей девочки. Но и мальчики не обделены вниманием усыновителей: среди детей, усыновленных в прошлом году, 306 девочек и 256 мальчиков. На мой взгляд, в общественном сознании постепенно вызревает мысль, что счастье жить в семье, счастье быть любимым нужно не только каждому осиротевшему ребенку (вне зависимости от его пола и возраста, состояния здоровья), но и каждому взрослому. Большинство семей усыновителей (84%) – полные, 15% составляют одинокие женщины, 1% – одинокие мужчины. Хочу подчеркнуть, что усыновление уже давно не является уделом бездетных супружеских пар – почти половина усыновителей имеют своих детей, успешно их воспитывают. Как правило, это образованные люди, имеющие благоустроенное жилье, материальный достаток, позволяющий содержать еще одного ребенка (только 4% усыновителей проживают совместно с родителями мужа или жены). Большинство усыновителей – горожане, но в последние годы среди усыновителей возрастает число сельских жителей. В 2007 году среди усыновителей преобладали представители силовых ведомств (военные, пограничники, милиционеры, таможенники, сотрудники госбезопасности, МЧС), в 2008 году больше стало инженерно-технических работников, в 2009-м – представителей малого бизнеса, интеллигенции, квалифицированных рабочих. В 2010 году среди усыновителей стала заметна когорта работников бюджетной сферы (педагоги, врачи, медицинские сестры, работники культуры). Как правило, усыновителями являются люди в возрасте от 30 до 40 лет. Большинство семей, принимающих детей на усыновление, состоит в браке от 7 до 15 лет (76%). Это позволяет говорить о семейной, социальной зрелости и устойчивости усыновителей, а следовательно, дает надежду на стабильность размещения детей в новых семьях. Говоря о социальном портрете усыновителей, нельзя не отметить, что, несмотря на свой возраст, социальный статус и даже наличие родительского опыта по воспитанию собственных детей, все эти семьи нуждаются в уважении и поддержке не только со стороны психологов и социальных педагогов, но и школьных учителей, воспитателей дошкольного учреждения, соседей, коллег по работе. Сегодня вокруг нас все больше семей, принявших на воспитание детей-сирот. Если далеко не каждый из нас обладает мужеством принять на себя боль и проблемы ребенка-сироты, то каждому из нас по силам быть к такой семье добрее и внимательнее.
ТЕМА 8. Деятельность социального педагога по профилактике сиротства, выявлению детей, нуждающихся в государственной защите 1. Характеристики неблагополучия семьи. Статус ребенка, находящегося в социально опасном положении. 2. Взаимодействие социального педагога с госучреждениями и общественными организациями в ходе профилактической работы. 3. Система работы социального педагога по выявлению, признанию и учету детей, нуждающихся в государственной защите. 4. Социальное расследование в ходе социально-профилактической работы с семьей, находящейся в социально опасном положении. 5. Индивидуальный план по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего.
Рекомендуемая литература
1. Бедулина, Г.Ф. Работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении // Г.Ф. Бедулина, И.С. Бакун // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2008. – № 9. – С. 47–53. 2. Малиновский, И.Н. Программа социально-педагогической работы с детьми, оказавшимися в экстремальной жизненной ситуации / И.Н. Малиновский // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2008. – № 12. –С. 50–56. 3. Организация социально-педагогической деятельности в учреждениях образования: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Т.С. Капелевич. – Минск: Новое знание, 2007. – С. 70–. 4. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.В. Шакурова. –М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 272 с.
1. Характеристики неблагополучия семьи. Статус ребенка, находящегося в социально опасном положении. В процессе профилактики социального сиротства социальному педагогу, как правило, приходится взаимодействовать в большей мере с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении. Следует отметить, что ребенок считается находящимся в социально опасном положении, если его родители: – злоупотребляют спиртными напитками, склонны к наркомании, токсикомании и другим аморальным проявлениям, свидетелем которых ребенок является; – не удовлетворяют базисные потребности ребенка (в жилище, уходе, защите, пище, одежде и обуви, школьных принадлежностях); – не осуществляют надзор за жизнедеятельностью ребенка, бросают его одного или с чужими людьми; – жестоко обращаются с ребенком, подвергают его насилию сами или способствуют насилию над ребенком, совершаемым другими лицами; – не могут защитить ребенка от насилия и жестокости. Также несовершеннолетние находятся в социально опасном положении, если: – вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия; – являются жертвами физического, психического или иного вида насилия; – пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф; – оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях. (Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите: постановление Министерства образования от 28.07.2004 № 47). Приложением 1 к приказу МО РБ от 08.05.2007г. № 270 определяются следующие показатели неблагополучия семьи, которые приводят к обретению ребенком статуса, находящегося в социально опасном положении. 1. Социально-экономические показатели: Ø длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства; Ø длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток; Ø расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению; Ø отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.; Ø необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.; Ø задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам; Ø частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки. 2. Медико-санитарные показатели: Ø антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами; Ø отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления; Ø алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер; Ø неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм; Ø несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи; Ø противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего. 3. Социально-демографические показатели: Ø родители имеют статус лиц без определенного места жительства; Ø устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка); Ø выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей; Ø родители или один из них посещает деструктивную секту; Ø родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям. 4. Психолого-педагогические показатели: Ø полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку; Ø непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации; Ø систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия; Ø насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами; Ø устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций; Ø повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи. 5. Криминально-аморальные показатели: Ø постановка родителей на учет в органах внутренних дел; Ø нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов; Ø аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми); Ø проявления жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи; Ø наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира; Ø попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи; Ø оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома; Ø вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образования ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток. Оказание социально-педагогической и психологической помощи и поддержки семье в воспитании детей, предотвращение вытеснения ребенка из семьи, сохранение и развитие его в биологической семье является важной задачей социально-педагогических учреждений. Результативность работы по профилактике попадания детей в социально опасное положение зависит от того, насколько вовремя и глубоко выявляются причины, лежащие в основе попадания детей в социально опасное положение. Важна также разработка и реализация комплекса мер как в регионе, так и в каждом учреждении образовании по раннему устранению условий и причин неблагополучия несовершеннолетних.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |