Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система работы социального педагога по выявлению, признанию и учету детей, нуждающихся в государственной защите




Взаимодействие социального педагога с госучреждениями и общественными организациями в ходе профилактической работы.

Одним из направлений решения проблемы помощи детям, находящимся в социально опасном положении, и организации эффективной социально-профилактической работы с их семьями является взаимодействие различных социальных институтов. В этом случае социальный педагог несет ответственность за привлечение к совместной работе различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов. При этом он проводит сбор информации о деятельности в регионе социальных институтов, государственных и общественных организаций, с которыми возможно сотрудничество. К таким учреждениям и организациям относятся:

· учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, которые обеспечивают максимальную занятость школьника в течение дня, компенсируя его безнадзорность со стороны семьи;

· правоохранительные органы (ИДН, КДН, ГАИ, СИЗО, УДИН, ОБЭП, СУД и др.), которые работают с учащимися и их семьями по вопросам правовой ответственности, осуществляют юридические консультации, обеспечивают взаимодействие с районными комиссиями по защите прав несовершеннолетних, организуют первичный профилактический учет;

· органы здравоохранения (женские консультации, поликлиники, кожновенерологические, наркологические и туберкулезные диспансеры, центры «Здоровья» и др.). Они осуществляют информационно-просветительскую и консультативную работу с несовершеннолетними и их родителями о медико-социальных последствиях употребления алкоголя, табака, токсических и наркотических веществ, а также профилактическую работу по предупреждению ранней беременности, инфекционных заболеваний и т.д.;

· библиотечные фонды обеспечивают информационно-методическую базу воспитательной и социально-профилактической работы;

· ЗАГС, православная церковь проводят беседы и консультации по формированию нравственно-духовных и семейных ценностей;

· социально-педагогические центры, общественные организации и объединения (Красный крест, ОСВОД и др.) развивают широкую профилактическую деятельность в учреждениях образования, выступают на телевидении, проводят массовые акции, организуют волонтерскую работу среди учащихся;

· органы опеки и попечительства обеспечивают социальную защиту и опеку учащихся;

· детские и молодежные общественные организации и объединения (БРСМ, БРПО, Ассоциация белорусских гайдов и др.) обеспечивают занятость учащихся, формирование у них активной личностной и гражданской позиции; помогают самопознанию и самореализации школьников, формированию у них здорового образа жизни, нравственно-правового сознания, умений самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

Взаимодействие социального педагога с государственными учреждениями и общественными организациями возможно при активности взаимодействующих сторон, когда они осознают общие цели и действия. Ориентиром для взаимодействующих сторон является сотрудничество. Основу сотрудничества различных социальных институтов по организации социально-профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, составляют: взаимная информированность участников взаимодействия о проблемах семьи и ребенка, характере взаимоотношений ребенка и семьи с окружающими людьми, взаимопомощь и взаимоподдержка учреждений и организаций в решении проблем семьи и ребенка, заинтересованность взаимодействующих социальных институтов в конструктивном решении проблем семьи и ребенка, совместный поиск способов поддержки ребенка и семьи, создание условий для реабилитации семьи и ребенка.

Ведущей целью такого сотрудничества является различных социальных институтов является оказание медицинской, социальной, педагогической и психологической поддержки детям и семьям, оказавшимся в социально опасном положении; содействие им в преодолении жизненных трудностей, решении личностных проблем.

Взаимодействие различных учреждений и организаций может осуществляться по следующим направлениям: помощь в семейном воспитании, нормативно-правовое просвещение детей и родителей, содействие в осознании социальных ролей членами семьи и в определении социального статуса семьи, культурно-нравственное и духовное развитие членов семьи, формирование здорового образа жизни семьи. В процессе реализации названных направлений могут использоваться самые различные формы и методы работы: лекции, беседы, семинары, конференции, круглые столы, дискуссии, социологический опрос, демонстрации видеоматериалов, профессиональные консультации, конкурсы творческих работ, мозговой штурм, педагогические и психологические тренинги, волонтерская деятельность и др.

Социально-профилактическая работа с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их семьями осуществляется на основе координации деятельности социальных педагогов и педагогов-психологов СППС учреждений образования в соответствии с постановлением Министерства образования РБ от 27.04.2006 г., № 42 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования». Опыт работы с такой категорией семей показывает, что эффективность деятельности сотрудников СППС будет обусловлена реализацией определенной системы социально-профилактической работы. Такая система, как правило, включает несколько ступеней. Рассмотрим их.

1. Профилактика детского социального сиротства. Профилактику социального сиротства, а также сопутствующих ему безнадзорности и беспризорности, противоправных действий несовершеннолетних осуществляют, как было отмечено в предыдущем вопросе, органы опеки и попечительства, КДН и ИДН, правоохранительные органы, учреждения здравоохранения, учреждения образования и воспитания. Именно последние играют ведущую роль в этом направлении, организуя сотрудничество всех учреждений и организаций.

Эта работа осуществляется на трех уровнях. Первый уровень – первичная профилактика, в которой принимают участие все субъекты социума, она осуществляется через средства массовой информации, культурно-массовые и спортивные мероприятия, информационно-просветительские встречи. Вторичная и последующая профилактика – это работа по факту с детьми и их семьями, оказавшимися в социально опасном положении. Все последующие ступени системы работы СППС в данном направлении основываются на вторичной и последующей профилактике.

2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Эта ступень рассматривается как комплекс профессиональных действий государственных органов и других организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства в семью с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия.

Сотрудники СПЦ при поступлении сведений о социально опасном положении ребенка от любых органов, организаций и лиц сопоставляют полученную информацию с имеющимся банком данных о несовершеннолетних (города или района), находящихся в социально опасном положении и при отсутствии сведений о данном ребенке связываются с учреждением образования, где обучается несовершеннолетний, для подтверждения сигнала о неблагополучии ребенка или же информировании о проявившемся неблагополучии. При подтверждении учреждением образования информации о неблагополучии ребенка несовершеннолетний признается находящимся в социально опасном положении, данные сведения должны поступить в СПЦ в трехдневный срок. В случае неподтверждения информации о социальном неблагополучии ребенка, специалисты учреждения образования также сообщают это в СПЦ.

3. Признание несовершеннолетних находящимися в социально опасном положении. Решение о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении принимается педагогическим советом или советом по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования, в котором обучается несовершеннолетний. В соответствии с Законом РБ от 31.05.2003 г. № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» такой ребенок может находиться на учете в течение срока, необходимого для оказания социальной или иной помощи, но не менее 6-ти месяцев, или до устранения причин и условий, создающих социально опасное положение.

4. Учет несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении. Учет детей, признанных находящимися в социально опасном положении на уровне города (района) ведут специалисты отдела методической и информационно-аналитической работы СПЦ на основании информации, получаемой от учреждений образования. Далее доступ к полученной и систематизированной информации имеют все субъекты межведомственного взаимодействия, включенные в работу с семьей и ребенком. Обновление информации банка данных детей, находящихся в социально опасном положении, осуществляется по мере постановки и снятия их с учета в соответствии с решениями педагогических советов и Советов профилактики учреждений образования.

5. Работа по устранению причин и условий, создающих социально опасное положение несовершеннолетнего. Данная работа ведется в рамках индивидуального плана помощи несовершеннолетнему и его семье. Она строится на основе взаимодействия СППС и специалистов учреждения образования. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то взаимодействие СППС осуществляется с сотрудниками ДУ, где он воспитывается. План помощи ребенку утверждается руководителем учреждения образования не позднее недели со дня вынесения решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении и согласовывается с учреждениями и организациями, включенными в план помощи.

6. Признание детей нуждающимися в государственной защите. В случае, если работа по выведению семьи из социально опасного положения не дает положительной динамики, учебное заведение, которое посещает ребенок, либо к которому он относится по месту жительства, выходит с ходатайством о признании ребенка нуждающимся в государственной защите. Вместе с ходатайством представляются:

ü информация о проведенной индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетним, принятых мерах, направленных на нормализацию ситуации, устранение причин и условий неблагополучия, содержащая обоснование необходимости межведомственного взаимодействия по обеспечению результативности и усиления ответственности всех заинтересованных по выведению несовершеннолетнего из социально опасного положения, заверенная должностным лицом организации;

ü проект межведомственного индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего;

ü акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего;

ü другая достоверная информация, подтверждающая социально опасное положение несовершеннолетнего.

Ходатайства учреждений образования о признании несовершеннолетних нуждающимися в государственной защите целесообразно согласовывать с управлениями (отделами) образования (секторами (отделами) охраны детства).

При поступлении в комиссию по делам несовершеннолетних неполной информации в отношении несовершеннолетнего, при необходимости проверки ее достоверности и ряде других случаев комиссия по делам несовершеннолетних запрашивает дополнительную информацию, организует изучение условий жизни и воспитания. К этой работе привлекаются по усмотрению комиссии по делам несовершеннолетних педагогические работники, специалисты органов, учреждений, осуществляющих выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

В том случае, когда несовершеннолетний является воспитанником, учащимся (студентом) учреждения образования, обычно подготовку материалов на заседание комиссии по делам несовершеннолетних по вопросу признания его нуждающимся в государственной защите осуществляют педагогические работники учреждения образования, специалисты управления (отдела) образования (прежде всего, сектора (отдела) охраны детства) при взаимодействии с другими заинтересованными службами и организациями.

Если несовершеннолетний не учится и не работает, КДН может поручить педагогическим работникам, прежде всего, социально-педагогических учреждений (социально-педагогических центров, детских социальных приютов), специалистам управления (отдела) образования провести работу по изучению условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, подготовке необходимой информации на рассмотрение комиссии.

КДН в 3-дневный срок после поступления ходатайства принимает решение: а) о признании ребенка (детей) нуждающимися в государственной защите; б) об отобрании ребенка (детей) у родителей; в) о формировании комиссии для отобрания; г) о придании несовер-шеннолетнему статуса оставшегося без попечения родителей и помещении ребенка на государственное обеспечение. (на основе Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»).

7. Составление межведомственного плана защиты законных прав и интересов ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите.

На заседание исполкома по вопросу признания несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите КДН представляет:

ü постановление комиссии по делам несовершеннолетних о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите;

ü акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего;

ü межведомственный индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, согласованный со всеми ответственными исполнителями;

ü другую информацию, подтверждающую социально опасное положение несовершеннолетнего.

Формы указанных акта обследования условий жизни и воспитания и межведомственного индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего даются в Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования от 28 июля 2004 г. № 47.

Проект индивидуального плана защиты прав и законных интересов ребенка предоставляется в КДН городского (районного) исполнительного комитета с ходатайством о признании несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите. План составляется специалистами СППС учреждения образования. Он строится на основе взаимодействия с другими социальными институтами, согласовывается с ними и с КДН. Такой план предусматривает коррекционно-реабилитационную работу с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении; реализацию программ помощи детям, нуждающимся в особой защите; устройство ребенка, лишенного родительского попечения; сопровождение выпускников приемных семей; социально-педагогическую помощь детям, находящимся в конфликте с законом; мониторинг положения детей и семьи.

План утверждается руководителем городского (районного) исполкома местной администрации и в 7-дневный срок рассылается всем учреждениям, участвующим в его реализации. КДН ежемесячно осуществляет контроль за реализацией плана защиты прав и законных интересов ребенка путем обследования условий его содержания и воспитания, а также анализа информации, полученной от социальных институтов.

8. Жизнеустройство несовершеннолетнего. Если работа социальных институтов по реализации плана привела к устранению причин социально опасного положения ребенка, КДН принимает решение о его возврате в биологическую семью. При этом ситуация в семье продолжает контролироваться как специалистами СППС, так и специалистами учреждения образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок, либо учреждением образования и воспитания по месту жительства ребенка. По решению Совета профилактики или педагогического совета ребенок переводится с учета как находящийся в социально опасном положении на профилактический учет сроком не менее шести месяцев.

Если ребенок определен в приемную семью, то психолого-педагогическое сопровождение этих семей осуществляет специалист СПЦ, если в опекунскую семью – то специалист СППС школы (ДУ) и специалист органов охраны детства. Если ребенка не удалось устроить в замещающую семью, администрация города (района) собирает необходимый пакет документов для определения ребенка в госучреждение.

9. Анализ эффективности системы по защите детства в городе (районе). Механизм действия данной системы анализируется не реже одного раза в полугодие на открытых заседаниях исполкома, совещаниях социальных институтов воспитания. По их итогам вырабатываются решения по корректировке и устранению имеющихся проблем. Данный алгоритм действий является подзаконным актом нормативно-правовой базы в области защиты прав ребенка в Республике Беларусь и обязателен для исполнения всеми субъектами межведомственного взаимодействия по защите детства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.