КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психолого-педагогические аспекты воспитания детей, нуждающихся в социальной защите, в условиях приюта
Во время нахождения ребенка в приюте (ДСП) специалисты ведут работу по трем направлениям: работа с социумом, с семьей, с ребенком. Каждое из направлений предполагает решение определенных задач. В работе с социумом это: • объективная оценка сложившейся ситуации; • прогнозирование возможных путей выхода из кризисной ситуации; • мобилизация ресурсов социума для оказания необходимой помощи ребенку и семье; • координация деятельности различных ведомств по оказанию своевременной помощи семье. Работа с семьей предполагает решение следующих задач: • установление позитивного контакта с родителями и родственниками; • помощь в глубоком осознании родителями существующих проблем и появлении искреннего желания принимать активное участие в их решении; • переориентация взглядов родителей на ценности семьи: формирование представлений о ребенке как о главной семейной ценности; • оздоровление детско-родительских отношений. Наиболее эффективные методики и формы взаимодействия с семьей: семейный совет; линия жизни; поиск ресурсов; мастерская будущего; тестирование, анкетирование; консультирование; составление памяток, рекомендаций; составление совместного плана помощи ребенку; совместное проведение праздников; социальный патронат. Третье направление деятельности – работа с самим ребенком. Задачи: • создание условий для адаптации несовершеннолетнего к жизни в приюте; • организация психолого-педагогической, социально-педагогической и медицинской помощи; • реализация комплекса мер, направленных на реабилитацию ребенка; • подготовка ребенка к возвращению в биологическую семью, передаче в замещающую семью или интернатное учреждение. Работа с воспитанником приюта обычно строится по следующей схеме. На базе инфекционного или детского отделений ТМО проводится комплексное медицинское обследование несовершеннолетних, направленных в приют. В течение 10 дней с момента поступления проводится психолого-педагогическая и социально-педагогическая диагностика, после чего составляется психолого-педагогическая характеристика. В результате проведения медико-психолого-педагогического консилиума разрабатывается программа реабилитации. В ходе реализации этой программы могут быть внесены определенные коррективы, для чего проводится промежуточный психолого-педагогический консилиум. На нем подводятся итоги работы, даются рекомендации родителям и педагогам по дальнейшей работе с ребенком. После выбытия ребенка из приюта осуществляется социальный патронат. Рассмотрим схему этих действий подробнее. Процесс социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей состоит из трёх основных этапов: диагностического, коррекционно- реабилитационного, постреабилитационного. На каждом этапе в комплексе осуществляется медицинская, психологическая, социально- правовая и педагогическая помощь. При поступлении в детский социальный приют ребёнок помещается в приёмное отделение, в котором создаётся группа наполняемостью до семи человек. Срок проживания несовершеннолетних в приёмном отделении устанавливается до 15 дней. Первые две недели пребывания ребёнка в приюте педагоги проводят с ним работу по программе «Адаптация», целью которой являются налаживание контакта и оказание социально-психологической поддержки несовершеннолетним и их родителям, оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации. Задачи программы «Адаптация»: Ø социальное расследование сложившейся ситуации в семье, оказание комплексной социально-психологической помощи в период адаптации несовершеннолетнего к новым жизненным условиям в детском социальном приюте; Ø оказание консультативной, социально-психологической и педагогической помощи родителям воспитанника ДСП с целью повышения воспитательного потенциала, реабилитационных возможностей семьи; Ø проведение психодиагностического исследования с целью изучения личностных и межличностных взаимоотношений с окружающими людьми; Ø выработка рекомендаций воспитателям по взаимодействию и дальнейшему развитию воспитанников ДСП. Затем дети переводятся в группы в соответствии с возрастом. Для реабилитационной деятельности особое значение имеет диагностическая работа. Дети, поступающие в приют, физически ослаблены, имеют различные хронические заболевания. Поэтому одной из главных задач медицинского аспекта деятельности является диагностика отклонений в состоянии здоровья и развития ребёнка, оказание первой медицинской помощи, проведение углублённых медицинских осмотров у специалистов, что позволяет более полно представить картину состояния здоровья ребёнка. На основании этих данных оказывается квалифицированная помощь в условиях стационара (мед. учреждение). Психологическая диагностика позволяет изучить эмоциональное состояние ребёнка, уровень его тревожности и агрессивности, понять причины возникновения проблем. Лучше узнать характер взаимоотношений в семье позволяет проведение диагностики детско-родительских отношений. На основе диагностических данных психологом заполняется карта индивидуально-психологических особенностей подростка и подготавливаются рекомендации воспитателям для дальнейшей работы с ним. Причины поступления детей в детский социальный приют разные, поэтому прежде чем принять решение, следует определить круг мероприятий по оказанию помощи. Социальным педагогом осуществляется социальное расследование (социальная диагностика): сбор сведений о ребёнке, родителях, родственниках, его социальном окружении, сложившейся ситуации в семье. С этой целью изучаются документы ребёнка, проводятся беседы с ним, социальными педагогами школ, родителями и родственниками ребёнка, сотрудниками психоневрологического диспансера, при необходимости с инспектором инспекции по делам несовершеннолетних; осуществляется обследование жилищно-бытовых условий проживания; составляется карта сетевых контактов, проводится анкетирование. В ходе педагогической диагностики воспитатели наблюдают за ребёнком. В дневнике наблюдения фиксируют следующую информацию: особенности поведения, наличие вредных привычек, стиль общения ребёнка со взрослыми, другими детьми и т. д. Согласовать и скоординировать действия всех служб приюта по организации социальной реабилитации несовершеннолетних помогает медико-психолого-педагогический консилиум, который проводится по истечении срока пребывания в приёмном отделении, где разрабатывается и утверждается индивидуальный план защиты прав и законных интересов воспитанника ДСП. Взаимодействие специалистов приюта продолжается и на коррекционно-реабилитационном этапе, когда ребёнок переводится из приёмного отделения в группу в соответствии с возрастом. Особое значение для воспитанников имеет медицинская реабилитация. За время нахождения детей в приюте важно не только восстановить их здоровье, но и укрепить его. Этому способствуют создание оптимального двигательного режима (ежедневная утренняя гимнастика, занятия по физкультуре, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, спортивные праздники), лечебно-оздоровительные мероприятия (витаминизация питания, закаливающие процедуры). Дифференцированный подход осуществляется при проведении занятий и консультаций по здоровому образу жизни с воспитанниками и родителями. Разнообразить просветительную работу помогает сотрудничество с психоневрологическим и кожно-венерологическим диспансерами. На данном этапе работа психолога ориентирована на создание благоприятных психологических условий для целостного развития несовершеннолетних. Проводятся как индивидуальные коррекционно-развивающие, так и групповые занятия по стабилизации эмоциональной сферы, развитию познавательных процессов, коммуникативных навыков, а также индивидуальные беседы и консультации, на которых развивается уверенное отношение к самому себе, дети учатся разрешать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение, следовать социальным нормам и правилам. Предусматривается работа с родителями по восстановлению и коррекции родственных отношений, утраченных связей. Педагогическая реабилитация несовершеннолетних предполагает: Ø ознакомление воспитанников с правами и обязанностями на основе законодательства Республики Беларусь о правах ребёнка; Ø формирование у них позитивного отношения к нормам и правилам социального взаимодействия; Ø профилактика правонарушений и фактов отклоняющегося поведения; Ø пропагандирование здорового образа жизни; Ø формирование навыков социального взаимодействия в обществе. Реабилитация по данным направлениям осуществляется через индивидуальные и групповые формы работы: занятия, беседы, уроки здоровья, консультации. Предпочтение отдаётся индивидуальной работе, которая позволяет создать доверительную атмосферу, снизить напряжение в общении, что способствует более эффективному процессу реабилитации. В этот период социальным педагогом и психологом проводится работа по программе «Семь Я». Она предназначена для работы с детьми, воспитывающимися в неблагополучных семьях, и направлена на профилактику возможных нарушений, коррекцию неадекватного поведения, развитие умений, навыков позитивной коммуникации и положительного восприятия. При работе с данной программой акцент ставится на развитии у несовершеннолетних чувства эмоционального комфорта, положительного отношения к другим, навыков адекватных реакций на ситуацию, желания обустраивать свою жизнь, видеть в ней возможности для самореализации. Главное – научить детей здоровому и полноценному общению с людьми, свободному от зависимости и манипулирования. Программа позволяет осуществлять работу в данном направлении комплексно. Кроме того, она рассчитана на воспитанников от младшего школьного возраста до подросткового. Если социально-психологическая помощь детям из алкоголизированых семей будет оказана на стадии младшего школьного возраста, то возможность формирования отклоняющегося поведения будет минимальной. Роль воспитателя в процессе реабилитации несовершеннолетнего воспитанника приюта определяется не только отслеживанием режимных моментов в жизни ребёнка, но и обязывает педагога находить оптимальные пути его вовлечения в процесс социализации. В работе педагога приоритет отдаётся приёмам опосредованного педагогического воздействия. Воздержание от излишней назидательности, развитие через создание воспитывающих ситуаций, приобщение к различным видам деятельности, одна из которых – трудовая. Для более полного удовлетворения интересов и потребностей воспитанников в приюте, как правило, действуют кружки (экологический, краеведческий и др.), организовано посещение ЦДТ. Дополнительное воспитание и развитие ребята получают посредством взаимодействия с ближайшей социальной средой, для этого организуется тесная связь приюта с учреждениями культуры и спорта, вырабатывается определённая система экскурсионной работы. В течение всего периода пребывания в приюте воспитанники знакомятся с историей и замечательными людьми города и страны, посещают музеи, выставки и т.д. В библиотеках проводятся утренники и конкурсные программы, беседы, поэтические часы. Сотрудничество детского социального приюта с учреждениями и организациями носит постоянный партнёрский характер и повышает эффективность воспитательного воздействия. Все специалисты должны выполнять свои функции согласно собственной профессиональной компетентности с постоянным уточнением и обменом информации о ребенке. Эти требования вырабатываются с учетом социально одобряемых и социально приемлемых моделей поведения воспитанников и утверждаются всеми субъектами, осуществляющими реабилитационную работу, после чего предъявляются воспитанникам СПЦ (приюта) как условия их проживания в учреждении. Немаловажным фактором при этом является этика взаимоотношений между субъектами взаимодействия. Не допускаются панибратские отношения, нарушение единства требований к ребенку, манипулятивное поведение, решение сотрудниками межличностных конфликтов в присутствии детей, обсуждение других членов трудового коллектива с воспитанниками СПЦ. Исходя из вышеизложенного, можно определить две основные цели в рамках работы с детьми, нуждающимися в социальной защите: 1. Сохранение естественных механизмов развития несовершеннолетнего, предотвращение условий, способных деформировать характер. 2. Формирование у несовершеннолетнего потребности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосо-вершенствованию. Для достижения этих целей необходимо руководствоваться следующими правилами: ü Если не знаете, как взаимодействовать с ребенком, остановитесь! Закон врачей «Не навреди» в полной мере можно отнести к педагогике и психологии. Ошибка педагога или психолога обычно обнаруживается через какой-то промежуток времени, но ее последствия могут быть не менее трагичными, чем при врачебной ошибке. Поэтому прежде чем начинать социально-психолого-педагогическую деятельность с несовершеннолетним, необходимо ощутить внутреннюю готовность оказать ему реальную помощь. ü Устраняйте из вашего общения с ребенком те способы или формы воздействия, которые вызывают у него протест или негативную реакцию. Исключите личную неприязнь к несовершеннолетнему и свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ним. Помните, что ваши негативные эмоции и нервозность могут свести на нет весь положительный эффект от общения и взаимодействия с ребенком. ü Соблюдайте принцип сотрудничества с подростком. Функционально-ролевым следствием процесса сопровождения должна стать активная роль подростка в системе его взаимодействия с учителем, психологом, социальным педагогом. ü Не фиксируйте внимание подростка на его неудачах. Если этого не избежать, то дайте комплексную оценку их причин. ü Не сравнивайте подростка с кем-либо ни в положительном, ни в отрицательном аспектах. Важнейшими принципами социально-психолого-педагогической работы с таким ребенком являются безусловная ценность и уникальность личности подростка, приоритетность его потребностей, целей и ценностей развития. Поэтому любое сравнение в данном случае недопустимо, так как может навредить несовершеннолетнему. Как правило, выстраивая процесс взаимодействия с воспитанником на основе учета его психолого-педагогических характеристик, социальный педагог выполняет следующие функции: Восстановительная функция. Предполагает восстановление естественных механизмов развития несовершеннолетнего, положительных качеств его характера. Компенсирующаяфункция. Эта функция проявляется в формировании у несовершеннолетнего стремления устранить тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которая ему больше нравится, где он быстрее добивается успехов, где стремится к самореализации. Стимулирующая функция. Данная функция выражается в поддержании тех положительных личностных характерологических образований, которые есть у ребенка. Корректирующая функция. Она заключается в исправлении негативных характерологических изменений несовершеннолетнего. Социализирующая функция. Направлена на предоставление возможностей несовершеннолетнему для социального развития и социального познания – формирования различных навыков и умений, повышения социально-психологической компетентности. Необходимо помнить, что эффективно взаимодействовать с воспитанником сможет только тот специалист, кто умеет видеть в каждом ребенке уникальную личность, творчески подходить к деятельности по сопровождению несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении и нуждающихся в социальной защите. Для каждого ребёнка неоспорима важность и уникальность опыта воспитания в родной семье, потому что только она может сформировать представления о социальных ролях, развить чувство ответственности и заботы, поэтому, наряду с реабилитацией воспитанников, проводится социальная реабилитация семьи. Для этого важно определить проблемы семьи и пути их преодоления совместно с родителями, родственниками и заинтересованными организациями; заключить договор, который налагает на неё определённые обязательства и ставит перед ней посильные задачи. Ежемесячно социальным педагогом совместно с психологом и воспитателями осуществляется патронат семьи по месту жительства с целью проведения диагностических, просветительских бесед и обследования материально-бытовых условий. Это позволяет определить положительные изменения, происходящие в семье, даёт возможность правильно решить вопрос о возвращении ребёнка в семью или о поиске других форм его жизнеустройства. Важным направлением является психолого-педагогическое просвещение родителей с целью создания оптимальных условий для взаимодействия в семье. Надо отметить, что любой аспект психолого-педагогического просвещения заканчивается различного рода рекомендациями. Без внимания не остаются вопросы родителей. В приюте один раз в квартал проводятся родительские собрания, где освещаются наиболее актуальные проблемы, которые возникают в процессе воспитания детей и реабилитации семьи. В процессе работы целесообразно организовывать семейные советы с родителями и родственниками (опыт шведских педагогов). На них приглашаются работники сектора по охране прав детства и специалисты учреждения образования, по ходатайству которого ребёнок был определён в приют. Цель этой методики – координация усилий членов семьи по поиску путей выхода из кризисной ситуации, в которой оказался ребёнок. Если его возвращение в биологическую семью по тем или иным причинам невозможно, то в ДСП реализуется программа по подготовке воспитанников приюта к помещению в опекунские и приёмные семьи. Данная программа направлена на психолого-педагогическую и правовую подготовку воспитанников детского социального приюта для проживания в замещающей семье.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |