Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное взаимодействие и повседневная жизнь




Мая 2012

Социология личности

Личность – сплав социального и биологического, так как это то, как мы проявляем себя во взаимодействии с себе подобными.

Личность – первоэлемент социальной системы.

Понятия, описывающие положение в ней личности:

· социальная позиция (как мы себя видим);

· социальный статус (что мы должны сделать);

· социальная роль (как видят нас другие).

Личность может меняться, развиваться, и это нельзя игнорировать.

Социобиология (Лоренц). Человек не может быть человеком без общества. Если происходит воспитание ребенка среди животных, то обратное «перевоплощение» не произойдет (феральные люди).

Этапы формирования личности:

· адаптация;

· воспитание;

· обучение;

· взросление;

· возмужание (социализация личности).

Теории:

· Я-теории (например, теория зеркального я). Мид, Кули.

· психоаналитические теории. Эриксон.

· когнитивные теории. Плаже.

· теории нравственного развития. Колбери.

Для взрослой жизни характерны (1) ресоциализация и (2) десоциализация. (1) - человек сформировался как личность, но случилось нечто такое что заставляет его пересмотреть свои ценностные ориентации. Нпр, эмигрирует в другу страну, революция и т. д. (2) – выпадение из жизни социума. Нпр, реабилитация после тюремного заключения, реабилитация после участия в военных действиях, попадание в психолечебницу.

Социализация – это воздействие общества + деятельность самого человека.

Агенты социализации: родители, друзья – первичная социализация; СМИ, школа и т. д. – вторичная социализация.

Есть кроскультурные исследования, исследующие социализацию в разных культурах (Ру Бенедикт), разных соц. слоях.

 

Социальное взаимодействие – процесс, посредством которого мы воздействуем на окруж. и вызываем ответную реакцию с их стороны Изменчиво. Нпр Гиденса, евро турист в мусульманской стране – замечает структурирование повседневности.

Ирвинг Гофман обратил внимание на феномен гражданского невнимания. Суть: скользнул взглядом по окружающим и спрятал глаза. Расшифровка: «я тебя уважаю, я не нарушу твое пространство». Происходит непроизвольно.

3 причины, по которым социологи, изучающие соц. вз./д, обращ к повседневности:

1. то, что воспроизводиться изо дня в день – упорядочивание действительности;

2. чел упорядочивает реальность по-разному (меняются привычки);

3. изучая повседневность можно понять, как функционируют системы большого масштаба.

Взаимодействие происходит на вербальном и невербальном уровне.

Дарвин: проявление эмоций у всех людей одинак. Пол Экман и Фразин. Эксперимент с фотографиями с эмоциями, разные интерпретирующие иллюстрации («в жаркий день, дохлая свинья»). вывод: реакции предопределены природой.

Врожденное дополняется культурным + индивидуальное. Нпр, разные улыбки в разных культурах.

В соц вз/д всегда присутствует гендерный аспект. Гендер – половое неравенство; что думают о себе мужчины и женщины, что считают допустимым/недопустимым во вз/д полов.

Этнометодология – направление в социологии, изучающее способы, применяемые людьми для того, чтобы понять значение действий других, а особенно их речь. Строится на основе естественных недоговоренностей. Представитель: Гарфинкиль (?), через практику взламывания повседневнего поведения, создавали напряж ситуации, выводили людей из себя – вандализм взаимодействия (термин Гарфинкиля) или самопроизводящ. система взаимной подозрительности и неучтивости.

Есть восклицания, которые интерпретируются как регулируемая бдительность, мыдаем знать знать тем, кто рядом, что обычные практики повседневной жизни нам знакомы + оговорки (интерпретация по Фрейду).

В повседневности встречается (1) фокусированное и (2) нефокусированное вз/д. Нпр, (2) – дискотека, (1) - очередь. На фоне (2) развивается (1). Стараемся проставить маркеры начала/конца взаимодействия: дистанция и громкость речи.

Теория управления впечатлениями или драматургическая теория. Представитель: Ирвинг Гофман. Продолжение идей бихевиоризма (стимул – реакция) – режиссура собственного поведения.

Важно во взаимодействии: личная дистанция: на востоке дистанция меньше, чем на западе. Дистанции:

· интимная – до 50 см.;

· личная - от 50 см. до метра;

· социальная – от метра до 3 м.;

· публичная – более 3, 5 м.

Любое взаимодействие ситуативно: структурирование времени и пространства.

Современные тенденции: растет разобщенность, но формируют новые формы виртуального взаимодействия => маркеры личной идентификации для нас недоступны. Формирование новой культуры, соц порядка, норм.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.