Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гендерно-социальные отношения




Апреля 2012

Пол и гендер не есть одно и то же. Пол – это анатомия, физиология. Гендер – это психологические, социальные и культурные (мужчины и женщины в разных культурах разных эпох представляются несхожими образами) различия.

3 объяснения гендерных различий:

1. естественная теория: различия между мужчиной и женщиной определяют гормоны, хромосомы, генетика, размеры мозга и т.д.

2. функциональный подход (функционалисты): гендер есть следствие социализации, т. е. гендерным ролям обучают. Например, в процессе охоты, которой занимались исключительно мужчины, они приобрели агрессивность, теперь в рамках соц. роли мужчины агрессивность считается естественной. Функция у мужчин и женщин различны. Процесс обучения связан с оцениванием через санкции поощрения и наказания, которые применяются для выполнения соц. контроля. Ребёнок может устроить бунт, но, по мнению Фрейда, в результате окажется либо преступником, либо психически больным.

3. Гендер и пол – это конструкция, фиксированная сущность отсутствует. Как хочу, так себя и перекраиваю. Отвергает естественную теорию. Например, есть индивиды отрицающие свое отношение к человеческому представительству (человек-змея, человек-птица, человек-тигр), путем вживления животных элементов, разрезания языка на две равные части и т. д.

Общее: все 3 подхода сходятся в том, что гендер предписывает [как нужно реализовывать ту либо иную гендерную роль] (родился мальчиком, согласился с этим фактом и живёшь себе спокойно до скончания века; либо родился и избрал другой пол, но и в первом, и во втором случае придерживаешься сформированных правил о том, что свойственно мужчине, а что женщине).

Гендер – различия в статусе, престиже, обладании властью в группах, организациях, обществе.

Откуда появилось гендерное неравенство? 3 подхода к объяснению неравенства гендера:

1. функциональный подход (функционалисты): гендер способствует стабильности и интеграции. Парсонс: женщина выполняет экспрессивную роль, мужчина – инструментальную. Болби: мать ответственна за первичную социализацию, депревация (отсутствие матери) приводит к трудностям в социализации, выход в нахождении «поставной матери» (выполнение функции матери старшей сестрой, мачехой и т.д.)

2. естественная теория: мужчины и женщины выполняют те виды работы, к которым лучше приспособлены (логичкая основа организации общества)

3. феминисткий подход: гендер неравенство увязано с процессами сексизма, патриархата капитализмом и расизмом. Виды феминистского подхода:

a. феминизм либеральный: акцентирует законодательство и другие демократические возможности достижения равноправия, т. е. за реформирование общества, изменения через законодательную базу. Например, требования о равной оплате труда.

b. феминизм радикальный: гендерное неравенство рассматривается как системное явление => необходимо разрушить систему. Патриархат – систематическое превосходства м. над ж. Подавление происходит через семью => необходимо ликвидировать семью. Акцентирование на мужском насилии, которое проявляется по-разному: через вербалику (ненормативная лексика), не вербально (похлопывания, раздевающие взгляды), навязывание красоты (женщина воспринимается как объект удовлетворения сексуальных потребностей). Недостатки подхода: (1) игнорирование истории, (2) не учтена редукция проблемы гендера, т. е. сейчас становится труднее различить мужские и женские функции (в этом упрекают «черные» феминистки).

c. феминизм черный (негроидная раса): акцентируют расу, акцентируют класс, ключ к решения всех проблем – сохранение семьи.

В 80-е гг. стали изучать мужественность. Развитая индустрия внесли изменения в положения мужчины в обществе. Конелл «Гендер и власть» (1987), «Проявление мужественности» (1992): гендерные отношения динамичны, внешность обманчива (подчеркнуто женственная девушка может быть яркой феминисткой; под внешней мужественностью парня может скрываться женственность характера, например, Жан Морель). Конелл выделяет 3 формы кризисных тенденций

1. кризис институционализации: семья и гос-во, оказавшиеся в кризисе, могут влиять на гендерные отношения: неполные семьи, отаз женщины от материнства.

2. кризис сексуальности: раньше гомогенная гетеросексуальность, сегодня она расшатывается женской сексуальностью и мужской (сексменьшинства).

3. кризис форм. интересов, противоречащий гендерному порядку: секс-меньшинства заявляют о своих правах (создают партии, включаются в борьбу). Преподносятся как норма.

Наиболее распространенные трактовки кризиса:

1. экономические изменения, прежде всего на рынке труда. Женщина теснит мужчину, появляются специальности, в которых мужская деятельность не востребована (IT-технологии). «Легкая» экономика, к которой мужчина не всегда может приспособиться. Имеет большое значение отношение к этому женщин и общества.

2. рост разводов: 90-е гг. отмечены массовыми разводами, причина которых в потере мужчиной места работы. Сьюзен Фалуди «Застывшие. Предательства современного мужчины» (1999): выступает в защиту мужчины, обвиняет СМИ (анализ в каком облике представлен мужчина в СМИ – 70-е, 80-е, 90-е, 00-е: «Уже не Рембо» (с.)).

3. отделение сексуальности от функции продолжения рода. Возведение романтических отношений в абсолют. Сильно варьируются представления о привлекательности в разных культурах. 60-е – сексуальная революция. Кинси начал исследовать сексуальность в 60-е гг. (18 000 испытуемых): выявил различия в ожиданиях и поведении, т. е. мужчины имели неоднократные сексуальные связи до брака, но считабт, что женщина, вступая в брак, д. б. девственной. Объясняет изменением сексуальных отношений в период войны. В 90-е гг. Лилиан Рубин (от 13 до 45 лет 1000 испытуемых): в поведении м. и ж. прослеживается консерватизм. Объяснения в распространении СПИДа, люди скрывают о своих сексуальных отношениях. Рубин попыталась дать соц. объяснения: женщины раскрепостились в сексе и стали более требовательными к мужчинам, а мужчины в итоге стали воспринимать свою мужественность бременем (мужчины сами себя предали, мол, отказался от мужественности – легче прожить). С точки зрения институализации: западные страны (Дания, Норвегия) дают разрешение гомосексуальным отношеням (разрешается брак, венчание). Существует ряд стран, где браки не разрешаются, но некоторые гомосексуальные права не отвергаются (право наследования и т.д.). Явление асексуальности: появляются люди, которым в принципе ничего не надо (возникновение связано с увеличеним оборотов времени). Др. проблемы в сексуальности: проституция – раньше объяснялась распадами малых сельских сообществ и растворение женщины в безликом большом городе; институализация этой профессии в Германии, Голандии. Согласно ООН проституция была осуждена, но не запрещена. Распространения секс-туризма, детской проституции в Тайланде и Филипинах (корни данного явления в том, что на их территории стояли американские базы =>поставки проституток американским властям).

Российское общество демонстрирует живучесть в этой области, но наиболее устойчив к этому исламский мир.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.