Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Братья Карамазовы»

Это роман-синтез. Это замысел фундаментального труда. Название – «житие великого грешника». Главным героем должен был быть Алекей Карамазов. Эпиграф и предисловие от автора. «Истинно, иситинно говорю вам: Если пшеничное зерно, падши в землю не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода».

Синтезированы две основные темы: тема преступления, случайного семейства. Тема случайного семейства разворачивается до убийства. В сонове сюжета – убийство, отцеубийство. Это личная тема Достоевского. Отец - Федор Павлович Карамазов, глубоко развращенный. Он выступает идеологом разврата. Дети болезнено относятся к тому, что они его дети. Они обнаруживают в себе карамазовское начало. Первая жена – Аделаида Ивановна, сын Дмитрий. Вторая Софья Ивановна, сыновья – Иван, Алеша. Городская юродивая Лизавета Смердящая, сын Смердяков.

Отец выбирает роль шута. Поэтому в романе появляется тема карамазовской крови, карамазовщины. «Сладострастное насекомое». Он сам во многом провоцирует на преступление. Все братья ненавидят отца, внутренне любой из них готов убить (кроме Алеши). Заявив тему случайного семейства, он развивает его до отцеубийства.

Принципиальное название. Тема братьев как семьи. Связано с братством, христианский аспект. Карамазовы – кара (черный в тюркских языках). Роман вырастает как большой диалог. Это продолжение проблематики «Подростка». Поиск современными молодыми людьми пути в жизни.

Путь, связанный с идеей богочеловека связан с Алешей. Развернута тема Иисуса Христа. Появляется развернутое изображение православного монастыря. Рядом с этим проблематика человекобога, сявзанная с остальными братьями.

Все 4 брата – герои-идеологи. Их проблема – как жить в мире будучи «Карамазовым».

Роман разворачивается в провинции. Скотопригоньевск. Кара не только черное начало. Достоевский осмысляет Россию и русских людей, русский национальный характер как азиатское начало. Россия – страна азиатской культуры. Это нехристианское начало. Рассказчик – хроникер. Эта позиция «плывет», преобразуется в собственно авторскую позицию. Последние 15 лет Достоевский сумел накопить определенную сумму и в маленьком городе курорте под Петербургом -Старая Русса купил дом. Этот городок во многом изображен в романе.

Начало романа – встреча семьи в монастыре. К старцу Зосиме, духовному наставнику Алеши, приходит семья Карамазовых. Первые сцены в монастыре – модель всего романа. Контекст – монастырь, где происходит скандал. Это конклавная сцена. Знаменитый жест старца, который кланяется в ноги Дмитрию. Он видит грядущее страдание. Фактически в начале романа уже взрослые братья впервые знакомятся. 1-я часть романа – большой диалог братьев, в котором каждый из них проявляется как герой идеолог.

Дмитрий Карамазов – тема русского национального характера. Он – необузданная русская натура. В диалоге с Алешей – «Исповедь горячего сердца». Это понятие принципиально, он живет сердцем. Вся его история – как жить горячим сердцем. Впервые разворачивается тема карамазовского как сладострастного. У Дмитрия – тема красоты «Красота – это страшная и ужасная вещь!.. Бог задал одни загадки. Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил». Н выстраивает противопоставление – Идеал Мадонны и идеал содомский. Красота это одновременно и то, и другое. Их равноценность. Эта оппозиция в жизни героя имеет определенный смысл.

Картина «Сикстинская мадонна».

Отцы и дети спорят из-за одних женщин. Дмитрий спорит с отцом из-за Грушеньки. С Дмитрием связана история Катерины Ивановны. Ее любит средний брат Иван.

Иван Карамазов – интеллектуал. С ним входит тема рационального. Книга 5. «Pro и contra», глава «Бунт». Вечная богословская тема – об оправдании Бога (теодицея). Она рождена проблемой: если Бог – добро, то почему он заставляет жить людей в таком страшном мире, почему человек страдает.

Алеша и Иван разговаривают в трактире. «Русские мальчики», которые спорят о Боге. Исповедь Ивана – монолог и поэма о великом инквизиторе. В монологе: «Я не Бога не принимаю, я мира, Им созданного, мира-то Божьего не понимаю и не могу согласиться принять». Рассказывает несколько историй, страдающих невинных детей. Иван не атеист, он бунтует против Бога. Апогей бунт – поэма об Инквизиторе. Она существует в рассказе. Во имя Христова, великий инквизитор сжигает сотни людей. Узнав о том, что Он явлися тот посажен в темницу. Вся поэма – монолог Инквизитора, который ночью приходит к пленнику. В основе монолога – евангельский текст о трех искушениях Иисуса в пустыне. Три искушения – уровень других сил, так как человеческий ум этого придумать не мог. Основной смысл – духовная свобода не нужна человеку, истину о человеке знает дьявол. Три истины о реальном человеке и заключены в трех искушениях Дьявола. Первое искушение хлебами земными или хлебами небесными. Дьявол искушает хлебом земным, который противопоставляет хлебу небесному. Реальному земному человеку нужен хлеб земной. Искушение чудом. Иисус отказывается от чуда. Он хочет, чтоб в него поверили в результате свободного выбора. Человеку нужно чудо, чтобы поверить. Искушение властью. Людям нужна власть. Поэма – бунт против Бога.

С точки зрения Алеши в истории нет любви.

Смердяков незаконный сын, рожден Лизаветой Смердящей, находится в услужении у отца. Наделен эпилепсией. Это ключевой момент в сюжете об отцеубийстве. Это его алиби. Ищет основания, чтобы наказать отца. Находит в теории и бунте Ивана. «Все позволено». Иван понимает, что его теория -основа убийства.

Алеша Карамазов – находится в монастыре, носит рясу по собственному выбору. У него есть духовный отец – святой старец Зосима. Он пришел к старцу. Когда старец умирает, он составляет два текста, которые были введены в роман. Житие и беседы со старцем. Это противовес поэме о великом Инквизиторе. В них суть христианства в понимании Достоевского. Христианство – радостное, в основе – любовь Бога творца к твари, любовь твари к отцу.

Эпиграф связан с главным героем. Эпиграф - тема смерти отцов. Федоров считал, что нет понятия авторства, а тексты пишутся общим разумом.

 

Федоров считал, что дети всегда стремятся к убийству своих родителей. На уровне поколений – каждое новое поколение, выходя в мир, хочет занять места, занятые старшим поколением. Отсюда неравенство. Это компенсируется тем, что дети становятся сами родителями.

Выбор, который делают отцы. Умирают оба отца и дети остаются один на один с миром, только они могут делать выбор жизненного пути. Выбор, который делают братья вновь описываются понятием – бунт. Бунт Ивана, бунт Дмитрия, Алеши, в определенном смысле – бунт Смердякова.

Бунт Дмитрия – то, что он испытывает на фоне убийства Федора Павловича. В ночь убийства он готов убить отца. Ранит Григория, на нем оказывается кровь старика. В основе бунта – неистовая карамазовская страсть. Это происходит на фоне отъезда Грушеньки. Он предельно близок к убийству. Очередная сцена разгула – арест Дмитрия.

Свой бунт переживает Алеша. Он связан со смерть старца Зосимы. История старца уходит корнями в реальную русскую историю Церкви. Прототипом монастыря была Оптинна пустынь, созданная в 14 веке. В 19 веке этот традиционный монастырь превращается в пустынь – особый тип монастыря, куда удаляются святые старцы. Они живут в полном одиночестве. Явление русских пустынников – особое явление в русском православии. Амбросий оптинский, к которому в 77 году приезжал Достоевский. Он стал прототипом старца Зосимы. Тексты восходят к Амбросию. При его жизни было связано представление, что он сотворил чудеса. Был канонизирован.

Считали, что старец Зосима способен творить чудеса. Решили, что если он святой, то после его смерти будут твориться чудеса. Первое чудо – чудо нетления. Чуда не происходит. Это начинает превращать смерть старца в скандал. Алеша уходит из монастыря. Его бунт против мысли о сомнении об его святости. Против обыденного сознания. Испытывая сложные чувства, он встречает Ракитина («Семинарист-карьерист»). Он – противоположность Алеши.

«Кана Галилейская». Это кульминация романа, потому что в нее в большом объеме входит евангелийский текст. Это притча о первом чуде Иисуса Христа. Он превращает воду в вино. Это чудо радости, но не горя. Алеша приходит храм, где над телом читают Евангелие. Сон алеши. Ему снятся события притчи.

Акт целования земли как символ единства земли и неба. После первой конклавной сцены Зосима возвещал об уходе Алеши из монастыря.

Он уходит в мир не слабым юношей, а твердым бойцом.

Выбор Дмитрия. Его не отпускают карамазовские страсти. С ним рядом Грушенька и Катерина Ивановна. В этой ситуации сон Дмитрия. Ему снится Россия. К нему тянут руки голодные дети. Тема несчастных детей. После приговора Дмитрий считает наказание справедливым в нравственном и христианском аспекте. Он признает свой грех и готов страдать.

Очень подробное описание следствия и суда. Достоевский не признает суд присяжных. Значимы фигуры прокурора и адвоката. Суд описывает как шоу, фарс, театральное зрелище. Все борются за лидерство у публики. В репликах – 20 лет каторжных работ для Дмитрия.

 

Свой выбор делает Смердяков, для него духовным авторитетом был Иван. Когда идёт суд над Дмитрием, Иван, с точки зрения Смердякова, предаёт его, чтобы спасти Дмитрия. Есть вина Ивана в своей теории и в отказе от ученика. С делает свой выбор – самоубийство. Ещё одна линия, связанная с темой зерна – отцеубийство рождает самоубийство. Ситуация ИК сложна, его заставляют сделать свой выбор. К ИК приходит чёрт, которому посвящена поэма «Великий инквизитор». Раздвоение личности ИК – его личный выбор (часть себя - дьявольская). Другая версия – действительно явление чёрта, искушение ИК. ИК спорит с чёртом, отвергает его обвинения, он остаётся на своих позициях, не принимает свою вину, не делает вывода. В один момент ИК кажется, что это был сон. Алёша стучится в этот момент к ИК, чтоб сообщить о самоубийстве Смердякова. ИК говорит, что ОН ему уже сказал (т.е. чёрт). Чёрт говорит о грехе. После смерти С Иван выступает на суде, прямо говорит, что он убийца. Взяв на себя этот грех, сошёл с ума. Он интеллектуал, который отказался от разума. С ним также карамазовские страсти, Катерина Ивановна, Лиза; они владеют им до конца.

Смердяков и Иван с одной стороны, и Алёша (христианский воин) с Дмитрием (грешник, наказанный) с другой.

Проблема молодого поколения. Дети занимают большое пространство в романе, речь идёт о школьниках (главы Мальчики, Детвора). Дети принимают активное участие в проблематике романа. Лиза Хохлокова претендует на роль героя-идеолога, девушка-философ. Её проблемы – смысл жизни, религия, выбор пути. Мальчики-гимназисты и Коля Красоткин – философствующий мальчик. Илюша Снегирёв входит в роман несколько скандально, пытается напасть на АК. ДК глубоко оскорбил отца ИС на глазах гимназистов. ИС в романе проходит путь, противоположный братьям К. их судьба – отцеубийство, ИС заболевает и умирает из-за поруганной чести отца (сын умирает за отца). ИС – идея ИсХ, богосына, умершего во славу отца.

Финал.

ИС похоронен, у камня на его могиле АК и 12 мальчиков. АК говорит речь, вопрос КК о воскресении. В финале прямое утверждение реального воскресения из мертвых.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Подросток» | Лев Николаевич Толстой
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.