Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лев Николаевич Толстой

Т родился в 1828 (-1910) году в Ясной Поляне. Мать Мария Николаевна Волконская, отец Николай Ильич Толстой. В семье пять детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и Мария (монахиня Оптиной пустыни). Мария Николаевна скончалась от последних родов. В 1837 году скончался и Николай Ильич. Между детьми были очень тесные отношения. Опекунство взяла Татьяна Александровна Ергольская. Дети жили и в Москве и в Казани. В 1844 г Т поступает в Казанский университет с начала на философский, потом на юридический факультет. В 1847 году покидает университет. С его точки зрения массовое образование не соответствует индивидуальным поиском личности. Судьбоносной встречей было знакомство с учением Руссо о естественном человеке. С этого момента начинается формирование собственной философии Толстого – в основе руссоизм, понятие о естественном человеке. Толстой возвращается жить в Ясную поляну, которая досталась ему по завещанию. Соединение концепции естественного человека и решение жить в своём поместье – решающие. Т ставит перед собой задачу быть естественным человеком. Т вслед за Руссо начинает писать дневники. С этого момента до конца своей жизни Т ведёт дневники руссоистского характера. Дневник ведёт каждый день, каждому событию и поступку даёт нравственную оценку и самооценку. Из дневников начинает вырастать его творчество. 1851год – «История вчерашнего дня», «Детство». ИВД посвящена внутреннему миру человека, Т проявляет себя как писатель, ставящий максимальные задачи, стремление описать один день человека (поток сознания), все чувства и мысли в каждую минуту существования.

Первое законченное произведение «Детство». «Детство. Отрочество. юность» называют автобиографической трилогией, там продолжается особый тип психологизма, внутренний мир взрослеющего человека. С точки зрения Т лучшим типом естественного человека является ребёнок.

С этого момента в творчестве Т начинается период исканий, он долго не может смирится с писательством. 50-е годы – период искания себя. В 1851 году поступает на военную службу. С 1851 – 54 год служит на Кавказе. Т участвует в сражениях, становится офицером артиллерии. На Кавказе Т встречается с двумя типами естественного человека: русские солдаты – простой народ, второй тип естественного человека – русский крестьянин, третий тип естественного человека – казаки (и крестьяне и военные). На Кавказе дописано Детство и Отрочество.

В 1853 году начинается Крымская война (1856). В 1854 году Т переводится с Кавказа в Крым. Находится там до 1855. Ключевым моментом войны стала Оборона Севастополя. Т по собственной воле просит направить его в Севастополь, служит на самом опасном четвёртом бастионе, офицер артиллерии. Опыт 4-го бастиона – существование на грани жизни и смерти. В это время написана Юность и Севастопольские рассказы. В 1855 по решению правительства Севастополь сдан. После этого Толстой выходит в отставку. В 1855 году приезжает в Петербург уже всеми принятым писателем. Публиковался в «Современнике». Т вновь решает отказаться от писательсятва. С 1857 – 1861 год путешествует по Европе. В этот момент Т принимает решение о том, что его поприще – развитие российского образования, период педагогических опытов, изучает педагогику всех стран. Его интересует образование детей. Оптимальная система с точки зрения Т – в Швейцарии. Т живёт в Ясной Поляне, организует собственную школу, издаёт журнал «Яснополянская школа». Суть педагогики Т – педагогика должна быть такой, чтобы не разрушать естественного человека. Принципы ненасильственного обучения. Принцип равенства учителя и ученика – сотрудничества. Т сам преподавал в школе.

1862 году Т женится на Софии Андреевне Берс, дочери придворного врача. Она разделяла все его взгляды, живёт с ним в Ясной поляне. Было 13 детей, выжили 8.

1860-е самое счастливое время в жизни Т, он живёт по принципу естественного человека.

«Война и мир» 1863 – 1869 гг.

60-е годы – десятилетие кризиса. На сочетании исторического кризиса и личной гармонии вырастает ВиМ. Произведение о кризисе войны 1812 года. Вопрос о преодолении кризиса и достижении гармонии – внутренний смысл ВиМ.

70-е годы. Т пишет «Анну Каренину», начиная с 70-х годов до конца жизни идут религиозно-философские искания. Впервые религиозная проблема встала пред Т в 1860 году, когда умер любимый брат Т Николай. В круг размышлений Т входит проблематика смерти. Перелом сознании Т – конец 70-х, начало 80-х годов. Проявление кризиса в сознании Т – произведение «Исповедь».на протяжении 70-х годов Т обращается к религии, т.к в его концепции естественного человека важна была чистота и безгрешность. Человек по своей природе добр и чист. Пред Т встаёт вопрос, как человеку сохранить добро и чистоту на протяжении жизни. на этой проблеме вырастает «Исповедь». Т на собственном опыте утверждает – ему сохранить чистоту и доброту не удалось, человек грешен. В круг размышлений Т входит понятие греха. Если невозможно сохранить чистоту и доброту, то единственный честный выход – самоубийство. В Анне Карениной 3 попытки самоубийства. Роман АК вырастает из проблематики самоубийства.

70-е годы – переходные годы. Перелом – «Исповедь».

Начиная с 80-х годов Т не только художник, но и религиозный художник. Т делает собственный перевод Евангелие, соединив все 4 Евангелие, предлагает своё Евангелие. Принципиальное отличие его Евангелие. Т считает, что ИсХ некогда не был никогда сыном Божиим, он мудрейший и великий, но земной человек, следовательно, не было чудес и Воскресении, поэтому в его Евангелие нет чудес. Концепция человекобога. Т осмысляет свою собственную религиозно-философскую концепцию («В чем моя вера?», «Царство Божие внутри нас»). Отрицание института церкви. На фоне этого пишется смерть Ивана Ильича.

Философия получило название Непротивление злу насилием. Базовым текстом является Нагорная проповедь ИсХ, в которой Т выделяет «Если тебя ударили по одной щеке, подставь другую». Продолжение проблематики Исповеди. Вокруг человека царит зло, вопрос в том, как сохранить чистоту. По мысли Т, единственный выход – остановить насилие на самом себе, огда смирятся со всем. Люди конца 19 века восприняли учение Т как великую истину. На протяжении 90-х толстовство захватило Россию, Европу, США – становится мировым явлением. На фоне 90-х годов Т пишет последний большой роман «Воскресение» - художественное воплощение идеи непротивления злу насилием. В этом романе вся Россия изображена как цепь насилия \ конус насилия. Герои, ставшие жертвами системы, пытаются не отвечать ударом на удар, смиряться.

1890-е годы. Важной составляющей толстовства было «опрощенье», вегетарианство. Т ратует за простую жизнь, опираясь на концепцию естественного человека, крестьянство не является для Т идеалом, в отличие от Достоевского. Вегетарианство – способ остановить на себе насилие. Его религиозная философия развивается на фоне общего развития русской религиозной философии 80-х, 90-х годов. Первые русские религиозные философы: Фёдоров, Соловьев, Розанов. Толстой глубоко уважал Фёдорова. Розанов специально ездил в Ясную поляну.

Негативное отношение к философии Т: популярность Т, по сравнению с философами, проблема его религиозности, верил ли Т в бога? В основе толстовства – Нагорная проповедь. Толстой – антихрист? (использует христианство, вкладывая в него прямо противоположный смысл). Т – восточно религиозно настроенный, буддист.

Эта же проблема занимает РПЦ. Т пишет целый ряд работ, жёстко критикующих РПЦ, определяет её, как институт насилия. В 1901 отлучён от церкви.

В 1900-е годы Т продолжает писать богословские и философские трактаты, считает себя не художником, а религиозным философом. В последнее десятилетие своей жизни формирует новое отношение к искусству («Что такое искусство?»). с точки зрения Т-философа искусство неестественно и безнравственно, он отказывается от своего художественного творчества. Говорит о безнравственности искусства. Тем не менее, отказавшись от искусства, продолжает писать художественные произведения, обращается к драматургии. Отвращение к театру Т объясняется его массовостью, воспринимает театр, как трибуну, воспитательное место, место проповедей.

«Плоды просвещения» - пьеса о дворянстве

«Власть тьмы» - пьеса о народе, по отношению и к тем, и к другим обличителен.

«Живой труп» - пьеса связана с духовными поисками Т. начиная с 90-х годов Т думает об уходе из дома, из семьи.

Одна из последних повестей Т «Хаджи-Мурат» - написана не с толстовских позиций. Концепция, противоположная концепции непротивления злу насилия.

Исходя из позиции опрощенья, Т хотел отказаться от всего своего имущества, Софья Андреевна занимала прямо противоположную позицию. Это стало причиной большого семейного конфликта, часть семьи поддерживала отца, часть – мать. Розанов писал, что семьи в доме Толстых. Проблема ухода Т – скорее, проблема не ухода. 27 октября 1910 уходит из семьи. Садится на поезд, в начале ноября заболевает в поезде, высаживается на станции «Астапово», умирает там же. Могила Т – могила естественного человека.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Братья Карамазовы» | Детство», «Отрочество», «Юность»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.