КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммуникативное пространство и ролевая структура принятия управленческих решений
Существуют различные способы принятия решений: единолично, консультативно и коллегиально — при согласовании с партнерами, с учетом мнения работников или специалистов. При индивидуальных решениях руководитель принимает решение самостоятельно, основываясь на той информации, которую он собрал без участия других людей. Консультационные решения характеризуются привлечением руководителем к сбору и обработке информации, интерпретации фактов, разработке вариантов решения экспертов. Решение принимается руководителем самостоятельно, с учетом полученной от консультантов информации. При коллегиальном решении руководитель не только консультируется с экспертами, но и привлекает их к обсуждению проблемы и выбору наилучшего решения. Идет процесс согласования с партнерами, со специалистами и иными заинтересованными сторонами принимаемого проектного решения. Каждый руководитель должен знать, в каких случаях и как часто следует использовать каждый из перечисленных подходов к принятию решений. Коммуникативное пространство организуется в зависимости от того, каков характер управленческого решения. В процесс принятия управленческих решений важно включить 1) тех, кто готовил информацию, 2) тех, чьи интересы затрагиваются прямо или косвенно, и 3) тех, кто может стать непосредственным исполнителем, особенно на нижних уровнях или в контактных точках. Особенно важно заложить в проектное решение организационный механизм его исполнения, а не откладывать его на неопределенное время. Вот почему желательно, чтобы проектное решение проверяли и оценивали его непосредственные исполнители. Именно они лучше всего помогут скорректировать механизм его реализации. Но именно этот механизм чаще всего оказывается недоработанным. Руководители высшего звена привыкают работать в своем "клановом" кругу, постоянно теряя обратные связи как раз там, где они особенно необходимы. Для того чтобы этого не случилось, можно применять два прямо противоположных организационных способа выработки и принятия управленческих решений (см. табл. 33) Таблица 1 Характеристики различных вариантов организации
Оба варианта дают возможность преодолеть дефицит информации при принятии проектного решения. В связи с чем, они эффективны. Кроме того, в данном случае опрокидываются привычные представления о том, кто принимает управленческие решения. В первом случае (вариант А) вышестоящий руководитель принимает роль нижестоящего, но, даже принимая решения "внизу", он чувствует "высоту своего полета". Во втором случае (вариант Б) принимающий решение нижестоящий руководитель оказывается в роли вышестоящего, чувствуя "земное притяжение". Оба варианта парадоксальны, но именно организационные парадоксы и определяют эффективность системы принятия проектного решения. Организуя принятие проектного решения в таких зонах коммуникативного пространства, руководитель тем самым минимизирует риски возможных негативных последствий. Управленческое решение психологически фиксируется в конечной точке переработки информации, где и осуществляется выбор предпочтительного варианта развертывания событий. В процессе принятия решения реализуется следующая ролевая структура (см. рис. 1).
Рис. 1. Ролевая структура принятия проектного решения. Распределение ролей может осуществляться между несколькими людьми в случае принятия решения консультационно или коллегиально или же все роли выполняются руководителем самостоятельно. Отметим, что руководитель всегда берет на себя всю ответственность за тот проект, который будет реализовываться в управленческом цикле. В самом акте выбора проектного решения его роль как "генератора идей" соотносится с ролью прогностика, то есть предсказателя тех результатов, которые запускаются в сценарный исход проектного решения. Руководитель принимает более рискованные проектные решения тогда, когда сам берется выполнять все роли в процессе принятия решения, а менее рискованные могут быть приняты в групповых обсуждениях при распределении ролей, поскольку возникает социально-психологический феномен "сдвига риска" в сторону его снижения или выравнивания.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |