КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ продуктов деятельности (контент-анализ)
Опрос. Например, категории, выделенные американским психологом Р. Бейлзом для изучения последовательных фаз в групповой деятельности, следующие. - ориентировка членов группы в отношении общей задачи; - оценка хода выполнения задачи членами группы; контроль; - фаза принятия решения; - сопровождающие процесс принятия решения эмоции (положительные и отрицательные).
Используя признаковые и категорийные системы, наблюдатели могут давать оценки, интерпретации (например вежливый, строптивый и т.д.), которые для каждого из них имеют свое значение. Чтобы избежать субъективизма, используют шкалы рейтинга. Они требуют фиксации не наличия признака, а степени его выраженности. Например: «Какой интерес проявляет ученик во время занятий?» Степень выраженности этого интереса можно оценить по 5-балльной системе: - совсем не проявляет (1 балл); - едва проявляет (2 балла); - проявляет какой-то интерес (3 балла); - проявляет большой интерес (4 балла); Как видно, метод наблюдения является достаточно трудоемким и сложным диагностическим инструментом, требующим от наблюдателя большого профессионального опыта и специальной подготовки. Попытки придать этому методу формализованный характер (например, составление жесткой процедуры наблюдения, получение с помощью шкалы рейтинга количественных оценок) способствуют повышению объективности и достоверности полученной информации. Суть: Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. При соблюдении определенных правил он позволяет получить не менее надежную информацию о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонностях, мотивах тех или иных поступков, о субъективных состояниях, чем метод наблюдения. Было бы ошибкой считать, что опрос — самый «легкий» для применения метод. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Как и в опросниках личности, самая большая сложность, которая возникает при применении этого метода, заключается в формулировании вопросов. Существуют многочисленные правила построения вопросов, расположения их в определенном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д. В литературе подробно описаны типичные ошибки, возникающие при неграмотном конструировании вопросов (В.А. Ядов, 1972). Методы опроса имеют некоторые различия по форме и характеру их организации. Так, они могут проводиться: - устно или письменно, - индивидуально или в группе, - один раз или многократно. - Вопросы могут формулироваться в прямой форме (ответ следует понимать в том же смысле, как его понимает опрашиваемый) и - косвенной (ответ предполагает расшифровку в ином, скрытом от отвечающего смысле). - Они могут иметь открытый или - закрытый характер. Одним из наиболее распространенных видов опроса является интервью. Интервью, Это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (отвечающим). По форме оно бывает: - свободное (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе, т.е. стройная стратегия в общих чертах, а тактика свободная); - стандартизированное (осуществлена детальная разработка всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов, т.е. стойкие стратегия и тактика); - частично стандартизированное (стойкая стратегия, а тактика более свободная). Диагностическ им целям в большей мере соответствует стандартизированная форма интервью, поскольку дает возможность получить сравнимые данные о разных испытуемых, ограничивает влияние посторонних воздействий, позволяет в полной мере и в нужной последовательности отработать все вопросы. Однако его следует применять только тогда, когда отвечающий охотно идет на это. В противном случае результат может быть неудовлетворительным, поскольку стандартизированное интервью многими людьми воспринимается как ситуация экзаменационного опроса, что ограничивает проявления непосредственности и искренности отвечающего. При работе с детьми стандартизированное интервью применяется редко. Психолог стремится к более естественным формам беседы. Чаще всего интервью имеет следующую структуру: а) введение — настройка на беседу, на сотрудничество; б) свободные высказывания испытуемого; в) общие вопросы (например: «Ты можешь мне что-нибудь рассказать о школе?»); г) подробное исследование; д) снятие возникшего напряжения и выражение признательности за участие в беседе. Интервью не должно быть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдерживать отвечающего.
Интерпретация полученных результатов не лишена субъективизма, поэтому, как уже говорилось выше, их следует рассматривать в комплексе с данными диагностических методик. В зависимости от целевого назначения интервью разделяют: - на диагностические - и клинические. Диагностическое интервью — это метод получения информации о свойствах личности, используемый на ранних этапах психотерапии. Оно может быть управляемым и неуправляемым («исповедальным»). Клиническое интервью — это метод терапевтической беседы, помогающей человеку осознать свои внутренние затруднения, конфликты, скрытые мотивы поведения. В психодиагностике существует еще один способ получения информации — это количественно-качественный анализ документальных источников, позволяющий изучать продукты человеческой деятельности. Под понятием «документальный источник» понимаются: -письма, - автобиографии, - записи на кинопленке, - материалы средств массовой информации (газеты, журналы и т.п.).
Для того чтобы при изучении документов можно было преодолеть субъективизм исследователя, выявить достоверную информацию и достаточно точно ее регистрировать, был разработан специальный метод, получивший название «контент-анализ» (буквально «анализ содержания»). Впервые он начал п рименяться начиная с 1920-х гг. для обработки материалов средств массовой коммуникации. Это более или менее формализованный метод анализа документов, когда на основе гипотезы исследователя в документальных материалах выделяются специальные единицы информации, а затем подсчитывается частота их употребления, Так, например, в 1920-е гг. русский исследователь Н.А. Рыбников в ходе анализа сочинений прослеживал, как распределяются положительные и отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола. Или другой пример. В 1980-х гг. Н.Н. Лепехиным и Ч.А. Шакеевой проводился контент-анализ эпизодов жестокости и агрессии в западных и отечественных кинофильмах. Анализ выявил количественное преобладание и более жестокий характер подобных эпизодов в западных фильмах. Таким образом, основная процедура контент-анализа связана с переводом качественной информации на язык счета. С этой целью выделяются два типа единиц: смысловые, или качественные, единицы анализа и единицы счета, или количественные. Основная трудность при работе с документальными источниками — умение провести качественный анализ, т.е. выделить смысловые единицы. Это во многом зависит от личной компетентности исследователя, уровня его творческих возможностей. Так как контент-анализ основан на принципе повторяемости, частоты использования различных смысловых единиц (например определенных понятий, суждений, образов и т.п.), его следует применять только тогда, когда есть достаточное количество материала для анализа. В контент-анализе от простого подсчета частот встречаемости тех или иных смысловых единиц постепенно перешли к более сложным статистическим приемам (корреляционной технике и факторному анализу). Новым этапом в развитии этого метода стала его компьютеризация. Особенно широко это используется в США — там разрабатываются стандартные программы анализа разнообразных документов, позволяющие достаточно быстро и надежно проанализировать огромный объем информации и освободить кодировщиков от утомительного ручного способа. В психологической диагностике контент-анализ наиболее часто используется в качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных при других исследованиях. С его помощью подвергаются анализу речевые сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические обследования, особенно при индивидуальной процедуре. Конкретно контент-анализ может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных методик (например ТАТ, тест Роршаха, тест «Завершение предложений»), интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого, открытых вопросов анкет и т.п. Так, например, в методиках диагностики личностных особенностей (тревожности, невротицизма и других) проводится контент-анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого: количество «тематических» высказываний (болезнь, страх, неуверенность и т.д.), глаголов, логических блоков и т.п. Такой анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в ответах испытуемого.
В последнее время в западной психологической литературе появился термин тесты учителя. СУТЬ: Под ним подразумеваются не только традиционные тесты учета и контроля школьных достижений, а целенаправленное использование учителем в своей работе малоформализованной диагностики. Особо выделяется умение проводить систематические наблюдения, имеющие своей целью изучение индивидуально-психологических особенностей учеников, их поведения. По основательности разработки тесты учителя далеко отстают от того, что достигнуто в формализованной диагностике. Однако само упоминание о них в психодиагностической литературе, вероятно, следует рассматривать как одно из проявлений неудовлетворенности той формалистичностью, которая стала неотъемлемой чертой психологического диагностирования. ИТАК, Только сочетание формализованных методик диагностики с наблюдениями, беседами и другими формами изучения обследуемого может дать удовлетворяющий результат. Литература Басов МЯ. Избранные психологические произведения. М., 1975. С. 429. Бурлачук. Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. С. 197. (1999 г.) Краткий психологический словарь. М., 1985. С. 430. Общая психодиагностика. М., 1987. С. 303. Психологический словарь. М., 1983. С. 447. ПРИЛОЖЕНИЕ: Простейшая классификация тестов и методик может выглядеть следующим образом. По направленности на изучение индивидуальных особенностей, черт личности, состояний: • методики изучения направленности, интересов; • личностные методики, характеризующие структурные компоненты личности; • социометрия (исследование личности спортсмена в системе внутригрупповых отношений); • методики изучения интеллекта и особенностей мышления; • методики для выявления патологических особенностей психики, характера; • методики изучения творческих способностей (информация может быть получена из результатов тестирования по Роршаху и др.); • общая осведомленность, профессиональные знания, навыки (большинство методик для исследования процессов мышления); • методики для изучения психических процессов: памяти, внимания, восприятия и др, (бланковые и аппаратурные тесты); • методики для изучения психомоторных процессов, координации и точности движений (суппорты, координациометры, специальные физические упражнения); • психофизиологические методики (аппараты для исследования сенсомоторных реакций, психофизиологические и электрофизиологические методики); • изучение глазомера, точности оценки пространственных признаков (бланковые и аппаратурные тесты); • изучение эмоционально-волевой сферы, эмоциональной устойчивости (комплексные методики иногда с применением физиологических и биохимических измерений); • оценка психических состояний (опросники Спилбергера-Ханина, САН). По Форме применения: • наблюдение (в естественных условиях или моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования); • беседа (индивидуальная и групповая); • опросники и анкеты (открытые и закрытые); • социометрические методики; • применение бланковых тестов (индивидуальные и групповые); • применение аппаратных тестов (индивидуальные и групповые); • обследование на тренажерах и тренажерных устройствах; • специальные контрольные физические упражнения (для исследования быстроты, внимания, оперативной памяти, координации и точности движений и др.); • комплексные методики (включающие двигательную деятельность, физиологические, электрофизиологические и другие измерения).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |