Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 1 Введение в тему




Психометрические требования к построению и проверке методик

Лекция № 4

 

Учебные вопросы:

1. Введение в тему

2. Стандартизация

3. Надежность

4. Валидность

 

 

Диагностические методики обычно называют измерительными ин­струментами, а психологическую диагностику — психометрией.

Психометрия — область психологической диагностики, связанная с теорией и практикой измерений в психологии.

Это понятие было введено немецким исследователем X. Вольфом, который ставил перед собой задачу измерить величину внимания по­средством продолжительности аргументации, за которой человек в со­стоянии проследить.

Реализация идеи измерений психических явлений началась с работ по психофизике. Первоначально под психометрией понималось из­мерение временных характеристик психических процессов. Однако очень скоро область психометрии расширялась — к ней стали относить измерения не только ощущений, но и более сложных психических функций. Другими словами, все то, что связано с количественным оп­ределением психических явлений, стали включать в понятие «психо­метрия», которое затем переросло в понятие «общая психометрия».

С появлением такой области исследований, как дифференциальная психология, психометрия получила свое новое развитие, поскольку ста­ли возникать особые правила и требования к принципам измерения, следование которым обеспечивало его точность и достоверность. В связи с этим обнаружилась необходимость использовать понятие, более точно определяющее данную область измерений. Оно должно было отражать не всю совокупность психологических и психофизических измерений, а только ту, которая имеет отношение к дифференциально-психологи­ческим характеристикам. В качестве такого понятия предлагается ис­пользовать термин «дифференциальная психометрия».

В ряде работ по психологической диагностике обосновывается це­лесообразность отличать понятие «дифференциальная психометрия» от понятия «общая психометрии». Как первое, так и второе понятие связано с теорией и практикой измерений в психологии. В то же время важно отметить следующее.

1. К общей психометрии относятся измерения общепсихологического (свойственного всем людям) характера, т. е. функциональные за­висимости между свойствами стимула и свойствами субъектив­ных реакций.

Так, в психофизике определяется зависимость меж­ду физическими характеристиками стимулов и субъективными характеристиками ощущений (например, объективная прибавка веса и порог субъективного ощущения увеличения тяжести). В социально-психологических областях выявляется соответствие между рядами социальных объектов и психологическими реак­циями (например, социальные объекты — разные виды реклами­руемых товаров, психологические реакции — от «очень нравится» до «очень не нравится»).

 

2. К дифференциальной психометрии относятся измерения, каса­ющиеся индивидуальных различий между людьми по способнос­тям, когнитивным функциям (внимание, память, мышление и т. д.), мотивам, эмоциональным особенностям и пр. Здесь числовые зна­чения (баллы, ранги, шкальные значения) приписываются не сти­мулам, а индивидам.

Дифференциальная психометрика по отношению к психодиагнос­тике и дифференциальной психологии выступает в качестве технолого-методической дисциплины. Она обосновывает требования, которым должны удовлетворять психодиагностические методики, процедуру их разработки и применения. К числу таких требований относятся стандартизация, надежность и валидность методик.

Выше говорилось о том, что психодиагностические методики назы­вают измерительными инструментами. Однако возникает вопрос, пра­вомерно ли их так называть, являются ли они таковыми, подобными, например, тем, которые используются в физических измерениях?

Ответ на этот вопрос можно найти в работах К. М. Гуревича. На примере анализа тестов он показывает, что такое определение диагностических методик носит условный характер. Сначала нужно вспомнить, что представляет собой измерение. Измерить — значит определить какой-либо мерой величину измеряемого. Для этого нуж­но, чтобы были соблюдены по крайней мере два условия.

 

1. Первое условие касается самого измерительного инструмен­та: он должен иметь на протяжении всего измерения одну и ту же, тож­дественную самой себе меру. Нельзя измерять инструментом, у которого нет такой тождественной самой себе меры (например, если бы на линей­ке расстояния от одного деления до другого были неодинаковы на раз­ных участках).

2. Второе условие — нужно, чтобы то, что измеряется, во всех случаях оставалось одним и тем же, т. е. также было тождественно самому себе. К. М. Гуревич считает, что соблюсти эти два условия в психодиагностических исследованиях крайне затруднительно.

Например, в тесте предложены задания на умение производить такую логическую операцию, как классификация понятий. Так, даны понятия пшеница, чечевица, кукуруза, бамбук, ячмень. Испытуемый должен за­черкнуть слово, которое не подходит к четырем основным. Обычно ис­пытуемые зачеркивают бамбук. Это ошибка. Бамбук, как пшеница, яч­мень и кукуруза, относится к злаковым, а чечевица— к бобовым. Это слово и следует зачеркнуть.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.