Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика процесса и результатов обучения




В процессе обучения важную роль играет так называемая обратная связь, то есть та информация, которая поступает от студента к преподавателю и свидетельствует о ходе учения, затруднениях в овладении знаниями, развитии умений и навыков, познавательных и иных способностей, качеств личности в целом. Канал обратной связи необходим для того, чтобы диагностировать образовательный процесс, оценивать результаты, корректировать педагогические действия, получать информацию об успехах или пробелах в образовании.

На основе обратной связи преподаватель осуществляет ряд близких, но всё же различающихся действий и операций: проверку, контроль, оценку результатов учебной деятельности, а также выставления отметок.

Все эти действия входят в состав диагностики процесса и результатов обучения. Дадим им краткое описание.

Проверка – процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.

Контроль – операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.

Учёт – фиксирование и проведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получать представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых.

Оценка – суждение о ходе и результатов обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы обучающихся.

Отметка – определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени её успешности.

Учебная успешность представлена содержанием знаний, умений, навыков и показателей развития ученика (студента). К сожалению, показатели развития довольно трудно определить как эталон, поэтому на практике проверку и оценку сводят к диагностике ЗУНов. Ещё одна проблема, не разрешённая на сегодняшний день в педагогической диагностике, состоит в том, что принять за основу: внешние по отношению к обучающемуся требования (содержание стандартов, программ и т.д.) или же учитывать степень личного продвижения, то есть успехи конкретного человека по отношению к уровню его достижений на предшествующем этапе обучения? Вопросы возникли не случайно. Они вытекают из объективно-субъективного характера учебного процесса. Пока нет на этот счёт общих решений и разъяснений. Декларативно на практике принято исходить из позиций усвоения стандартов и программ учащимися. Однако учитель, педагог может временно оставить ученика (студента, слушателя) не аттестованным официально, отметив его успехи и стимулируя его дальнейшее прилежание. Можно выставить ему «промежуточную» положительную оценку, подчеркнув момент «аванса» – веры в его возможности и усердие. В.И. Загвязинский считает, что в ряде ситуаций может быть даже оправданным отступление от требований стандарта (тем более они пока примерные), если речь идёт о психическом, физическом или нравственном здоровье школьников (студентов).

Стратегия диагностики содержит также требования всесторонней проверки результатов обучения в когнитивной (овладения знаниями и способами их применения), психологической (развития личности) и социальной (социальная адаптация) сферах.

В когнитивной сфере выявляется уровень овладения знаниями (знает, понимает, применяет, анализирует, обобщает и оценивает учебный материал).

В психологической сфере проверяется развитие речи, мышления, памяти, внимания, мотивации и др.

В социальной сфере диагностируется степень овладения социальными нормами, нравственное и правовое самосознание, общественная активность, адаптированность в группе и т.п.

Наиболее распространённой функцией проверки и оценки результатов обучения является контрольная функция.

Различают и используют несколько видов контроля и оценки (диагностики): предваряющий, текущий, периодический и итоговый.

Предваряющий (входной) контроль служит выявлению уровня знаний и развития учащихся вновь организованных (скомплектованных) групп (классов), в которых педагог начинает преподавание, а также перед изучением нового раздела с целью выявления базовых знаний, умений, уровня интереса, имеющегося опыта.

Текущий контроль в форме устного опроса, письменных проверочных работ проводится в процессе изучения темы.

Периодический (этапный, рубежный) контроль в виде контрольных работ, собеседований, зачётов, тестирования целесообразен после изучения крупной темы или раздела.

Итоговый контроль проводится после изучения курса или в конце определённого этапа обучения (четверть, семестр, окончания начального, основного или полного среднего звеньев образования). Его формы – зачёты, защита рефератов, курсовых и дипломных работ, экзамены.

Необходимо различать контроль и оценивание процесса, когда ведущую роль играют коррекционная, стимулирующая функции, и контроль и оценивание результатов. Итоговая оценка должна в первую очередь отражать результат.

В российской школе до революции практиковалась шестибалльная система отметок – с баллами от «0» до «5». В 1918 г. оценка «0» была упразднена, и вскоре состоялся переход на словесную четырёхбалльную систему: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (сохранилась в системе высшего образования). Затем вводится пятибалльная система – от «1» до «5». Постепенно из школьной практики исчезает «единица», и система становится четырехбалльной: «2», «3», «4», «5», но по отношению к слабым и сильным ученикам она в действительности оказывается двухбалльной: соответственно «2» и «3», «4» и «5». Понятно, что малый «разброс» баллов затрудняет объективное оценивание, снижает стимулирующую роль отметки. Отсюда в практике появляются неофициальные системы оценивания: использование знаков «+» и «-» (например, «пять с минусом», «четыре с плюсом»), наклон и «жирность» (жирная «пятерка» – это одно, жирная «двойка» – это совсем другое). Некоторые дисциплины оцениваются по шкале «зачтено» и «не зачтено». Например, в школе к таким предметам сегодня можно отнести физкультуру, пение, труд. В высшей школе на каждый семестр имеется более широкий перечень предметов, которые оцениваются именно по данной шкале.

В целом можно отметить, что в педагогической практике периодически встаёт вопрос о необходимости поиска эффективных способов совершенствования учёта и оценки успешности обучения. Сегодня, среди попыток ввести более точные способы оценивания, нужно указать на рейтинговую систему и тестирование.

Рейтинговая система чаще применяется в высшей школе. Она связана с определением удельного веса (рейтинга), каждого предмета по итогам его изучения или успешно завершённого вида знаний. Рейтинговые баллы суммируются, и определяется общий кумулятивный балл, характеризующий успехи обучающегося.

Сравнительно новым для отечественного образования стало всё более широкое использование тестов, в том числе и при зачислении в вузы (переход на единый государственный экзамен). Тест (от англ. test – проба, испытание) представляетсобой систему заданий или вопросов, на которые должен ответить тестируемый.

Остановимся на дидактическом тесте. Дидактический тест – это набор заданий по пройденному материалу, позволяющий установить степень овладения им. Сильная сторона тестирования – возможность экономно проверить усвоение большого по объёму материала (особенно если речь идёт о компьютерном тестировании или массовом заполнении тестовых опросников, поддающихся компьютерной обработке), а также его объективность, независимость от субъективной оценки эксперта (педагога). Однако тесты составляются людьми, а стандартизованные тесты далеко не всегда оказываются валидными, то есть измеряющими именно те показатели, на которые они рассчитаны. Кроме того, тест далеко не всегда позволяет выявить причины ошибок или неудач, характер мышления и тем более творческий потенциал. Все ответы, не соответствующие вариантам составителя, просто квалифицируются как неверные, что не всегда справедливо. Вот почему нужен очень осторожный, квалифицированный подход к составлению и оценке результатов тестов и их сочетание с другими видами проверки и оценки результатов обучения.

Таким образом, подводя итог, хотелось бы еще раз напомнить, что обучение – это деятельность, которая требует диагностики процесса и результата. Обратная связь осуществляется через различные действия и операции, по которым судят об учебной успешности или неуспешности обучающегося. Педагог, реализуя функцию контроля в разных его видах, должен объективно, открыто (прозрачно) и обоснованно давать оценку и ставить отметку.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.