Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие фонемы

 

Фонема-звук,выполняющий смысло различительную функцию.Особенно функцию фонемы отличают примеры:Стол и стул.

Фонему открыл БдК в ИКУ в 1881 г. Фонема – это звук речи в функциональном аспекте. Звук речи – это антропофоническая единица, фонема – лингвистическая (функциональная). Есть ли разница между фонемой и звуком? Фонема – единица языка, звук – единица речи. Одной фонеме может соответствовать несколько звуков, но каждый раз она реализуется в одном из возможных звуков: фонема < a > реализуется в безударных позициях в звуках [ ^ ],[ e/i ],[ ъ ],[ ь ]. Фонема < а > ударная в словах мат, мать, мят, мять. Фонема, т.о, представлена системой вариантов (или аллофонов). Они связаны с позицией и находятся друг к другу в отношениях дополнительной дистрибуции.

Основная функция фонемы – смыслоразличительная. Наиболее ярко это видно на примерах, отличающихся только одной фонемой: стол – стул, быть – бить, пыл – пил, мел – мель и т.п. Но и в случаях типа дом, рад и др. мы имеем то же самое.

Случаи типа полк – полок; в слове звуков больше, чем фонем (звуковые прокладки); они не различают смысл, а потому не слышатся.

Состав фонем учитывает различие фонемы и варианта. Вопрос о фонеме < ы > в русском язке. Позиция отрицающих эту фонему (со времен Бодуэна де Куртенэ): 1) связана с позицией (только после твердых согласных); 2) не начинает слов; 3) не различает смысл слов.

Позиция сторонников фонемы < ы >: 1) может быть произнесена изолированно (вариант изолированно произнести нельзя); 2) стоит в начале слов и различает их смсл: акать – окать – ыкать, аканье – оканье – ыканье. Т.о., < ы > это фонема, но ущербная.

Система фонем строится на оппозициях: гласные – согласные, передние гласные – непередние гласные, звонкие согласные – глухие согласные и т.п.

Количество фонем в русском языке (различное у разных ученых): 6 (или 5) гласных фонем, 35 согласных фонем (или 36, если щ – фонема); т.о., в русском языке от 40 до 42 фонем. Я считаю, что их 41 фонема (ы – фонема, щ – не фонема).

Чередование фонем. Это мена фонем в пределах морфемы (чаще – корня слова). Два типа чередований: 1) живые, фонетические – они обусловлены живыми фонетическими законами (вада – вод – аканье; рука – рук’и и др.); 2) исторические, или морфологические – они не обусловлены фонетическими законами и выполняют в языке функцию оформления определенных грамматических форм (купец – купца, берегу – бережет и др.).

 

Д\З Кот вышел из чулана пошатываясь,сел на пороге и мылся,поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами.||

14.11.2011

 

Фонетические средства. К ним относятся интонация (мелодика) и ударение. Об интонации мы говорили выше.

Ударение – это выделение средствами языка слога в слове или слова во фразе. В зависимости от средств ударение бывает: 1) силовое (динамическое) – от силы звука (немецкий, чешский языки); 2) музыкальное – зависит от высоты тона (шведский язык); 3) квантитативное (или долготное) – зависит от долготы звука; это русское ударение (ударный гласный более долгий, чем безударный).

Ударение может быть постоянным (падает всегда на один слог: в польском языке – на предпоследний, в чешском – на первый и т.д.) и свободное – русское ударение: пять - пятак – пятачок.

Ударение может быть подвижным и неподвижным в зависимости от того, меняет ли оно место при словоизменении или не меняет (ср. русские лес, город, остров и перелесок, пригород, островок).

 

Графика и орфография. Графика – наука о письменной стороне языка, о буквах, алфавите, о соотношении звука и буквы. Разные случаи соотношения: 1) буква передает один звук – ц, ш, щ; 2) буква выражает несколько звуков: обозначение согласных твердых и мягких (т, д, б, в и др.), обозначение сочетаний с йотом: я, ю, е, ë – в начале слога и др.; 3) буква не выражает звука – ь (после согласного в конце или середине слова перед другим согласным).

Принципы обозначения звука j в русском языке. Обозначение мягкости согласных (перед передними гласными мягкость не обозначается; в других случаях – мягким знаком).

Принципы орфографии: 1) фонетический (приставки без - бес, воз – вос и др.); 2) словообразовательный – моремы пишутся одинаково, независимо от их фонетики: вод-а – водный – водяной; 3) традиционный (исторический): жизнь, широко; ср. английскую и французскую орфографию; 4) иероглифический (принцип различения омонимов: миръ – мiръ (отсутствие войны и вселенная).

 

 

История письма. Письмо яляется величайшим изобретением человека, homo sapiens. При помощи письма человек получил возможность передавать информацию не только в пространстве (в ограниченном виде он мог это делать и без письма), но, главное, во ремени, сохраняя ее для последующих поколений людей.

Письменность прошла несколько этапов развития, при этом ее характер был непосредственно связан с речевыми особенностями человека, с тем, какие единицы речевого потока он осмысливал и выделял.

На раннем этапе, когда речь человека была диффузной, человек не мог ее расчленять на отдельные периоды, появилась так называемая пиктография. или рисуночное письмо. Человек в рисунках передавал целиком сообщение, не деля его на более мелкие единицы (синтагмы, речевые такты, слова т.д.). Еще в XIX веке пиктография была у индейцев Северной Америки. Язык их относится к языкам полисинтетическим (инкорпорирующим) и не знает различий предложений и слов. Привести пример.

Когда человек смог речевой поток разбивать на слова, появилось письмо идеографическое: нем каждый рисунок изображал какое-то слово-понятие. Классическим примером такого письма было египетское иероглифическое письмо. Здесь каждый иероглиф передавал какое-то слово. Ср., например, нашу азбуку в картинках (А – арбуз, Б – барабан, Р – рыба и т.п.).Иероглифы используют на письме и китайцы. Но их иероглифы не передают точное изображение предмета, называемого словом. Они представляют чистые знаки этих предметов, сохраняя с обликом предмета весьма отдаленное сходство. Привести примеры.

В недрах иероглифического письма зародилось буквенное письмо. Рассказать, как Шампольон расшифровал египетские иероглифы (по написанию имен собственных Птолемей и Клеопатра).

Буквенное письмо – это третий период истории письма. Он прошел два этапа: слоговое письмо и звуковое письмо. Пример слогового письма – санскритский алфавит деванагари. В нем каждый знак обозначал слог. Примеры.

Фонетическое (звуковое) письмо зародилось у гиксов, одного из племен финикийцев (алеф. бет, рош, гимель и др.). От гиксов он был заимствован греками; видоизмененный греческий алфавит стал латинским алфавитом. На основе латиницы созданы алфавиты западноевропейских народов. Латынь распространялась вместе с католической религией.

На основе греческого алавита была создана кириллическая азбука: а,в, г, д и др. (ΕΥΡΙΠIDOU DRAMATA).

Кирилл (Константин) и Мефодий создали церковную славянскую азбуку – глаголицу. Кириллица – это смесь греческого алфавита и глаголицы. Из глаголицы заимствованы те буквы, которых не было в греческом языке: б, ж, ц, ч, ш, щ, h. ъ, ь, @, #, >, ", ~ и др. Эта азбука лежит в основе совреенных алавитов русского, украинского, белорусского, болгарского, сербского и македонского языков. В современную азбуку древнерусская кириллица была преобразована реформой Петра I.

 

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

 

Лексикология как раздел языкознания. Л. – это раздел о лексике, или словарном составе языка. На основании метода исследования л. может быть описательная, историческая, сравнительная и сопоставительная.

Основные проблемы лексикологии: 1) что такое слово? 2) что такое значение слова (лексическое значение)? 3) как делаются слова (словообразование и этимология); 4) функциональный аспект лексики; 5) лексическая система языка и как она строится. И др.

Разделы лексикологии: словообразование, этимология, фразеология, лексикография, ономастика (антропонимика, гидронимика, топонимика, зоонимика и жр.), ономасиология (наука о наименованиях).

Понятие о слове. Отсутствие приемлемого определения слова. Основные параметры слова как единицы лексической системы:

- материальная оболочка (фонетическая и графическая стороны);

- значение;

- грамматическая оформленность;

- непроницаемость.

Рабочее определение слова: слово – это наименьшая самостоятельная смысловая единица языка, свободно воспроизводимая в речи для построения высказываний.

Единство материального и идеального в слове. Слово – двусторонняя языковая единица. Она состоит из более мелких языковых единиц и сама является составляющей единиц более крупных (словосочетаний). Слово – основная единица языка. Характеризуется тремя типами отношений: 1) отношение к обозначаемой реалии; 2) отношение к понятию (мышлению); 3) отношение к другим словам языка.

Слово и реалия. Связь звучания и значения слова случайная. В основе наименования лежит случайный признак (ср.: русское чернила и немецкое Tinte). Эта связь обязательна для всех носителей языка. Фонетическое слово связано с предметом (реалией), но эта связь не непосредственная, а отражена в нашем сознании: в нем отображена звуковая сторона слова и отображена реалия, которую называет слово. Между этими двумя отображенями существует в сознании прочная связь.

Связь звукового облика слова с реалией, отображенная и закрепленная в нашем сознании, называется лексическим значением слова (ЛЗ). Эта связь называется денотативной связью. Каждое слово обобщено: оно назвает не отдельный предмет, а все предметы этого типа. В этом проявляется связь слова с понятием. Она называется сигнфикативной (понятийной) связью. Семантический треугольник.

Слово и понятие. Они связаны, но не тождественны. Слово – это категория языка, понятие – единица мышления. Понятие вражается в слове. Но имеются разные случаи:

1) слово выражает понятие (в основном в терминологии);

2) одно слово выражает несколько понятий (стол); это принимают не все, так как считают – сколько значений, столько и слов;

3) одно понятие выражается не одним словом (синонимы);

4) понятие выражается словосочетанием (ООН, железная дорога и др.).;
5) есть слова, которые не выражают понятие (местоимения, служебные слова и др.).

Лексическое значение слова. Наука о значении слова - семасиология. Четре вида языковых значений: категориальное, грамматическое, словообразовательное, лексическое. Последнее – индивидуальное значение слова.

Виды лексического значения: 1) номинативное (знаменательные части речи, соотносится с понятием); 2) сигнальное (значение слов, не соотносимых с понятием); 3) прямое (связь с реалией непосредственна: нос человека); 4) переносное (связь с реалией через другую реалию: нос корабля); 5) конкретное (название конкретного предмета); 6) отвлеченное, абстрактное (название отвлеченных понятий: мораль, религия, честь и т.п.).

Типы переносных значений: метафора, метонимия и синекдоха.

Метафора – перенос по сходству: а) внешнего вида (горлышко бутылки, головка лука); б) звучания (дождь барабанит, ветер воет и т.п.); в) функций (глаз фотоаппарата, крыло самолета и др.(; г) сходство впечатлений (тонкий слух, горячий взгляд, мягкий характер и т.п.). Два типа метафор: общеязыковые и поэтические тропы (Дреслет чуткий камыш).

Метонимия – перенос по смежности: а) связь формы и содержания (съел три тарелки, школа вышла на субботник); б) связь действия и результата (варенье, установка, учение); в) связь автора и произведения (читать Пушкина, слушать Шопена); г) предмет и изделие (Гирей сидел, потупя взор, Янтарь в устах его дымился; одеться в соболя).

Синекдоха – частный случай метонимии: наименование целого по части: И было слышно до рассвета, Как ликовал француз. – У него в семье восемь ртов, рука в министерстве и т.п.

Типы слов по соотношению звучания и значения:

Омонимы – слова однозвучные, но разнозначные (одинаково звучат, но имеют разные значения). Не омонимы: омографы (зáмок – замóк, мýка - мукá), омофоны (кот – код, стог - сток), омоформы (три, злится - злиться).

Пути создания омонимов: 1) совпадение своего слова и заимствования (брак – бракосочетание, славянское, от глагола брать в жены; и производственный брак – от немецкого Brach, испорченная вещь), 2) совпадение заимствований (грот – пещера /итал./, мачта /англ./); 3) распад многозначности или семантическое словообразование (успевать, голова и т.п.); 4) случайные совпадения (коса, ток).

Полисемия и омонимия (разные точки зрения).

Синонимы – слова разнозвучные, но однозначные (в той или иной мере). Типы синонимов: 1) понятийные (имеют разные смысловые оттенки: мокрый, сырой, влажный, волглый); 2) стилистические (почивать, спать, дрыхнуть; кушать, есть, жрать). Синонимический ряд и доминанта.

Антонимы – сл ова с противоположным значением (холод – жара, сильный – слабый, вбежать – выбежать). Омоантонимы (энантиосемия): задуть (свечу, домну, отшвартоваться, отморозить (нос, холодильник).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фонетическое членение потока речи | Лексическая система языка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.