Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пределы допутимости экспериментов

1. Невозможно определить, как будут вести себя люди за пределами лабораторных условий (чистота эксперимента – не самое удачное решение для социологии, так людей интересует реальное поведение). Люди осознают искусственность ситуации и это влияет на их поведение (нет личной причастности к ситуации).

2. Лабораторные группы, как правило однородны по своему составу (нерепрезентативны).

3. Вмешательство в личную жизнь человека может менять его самооценку, негативно отражаться на его жизни (этическая проблема). Пример: тот же тюремный эксперимент – моральная травма.

Биографический метод. Это основной источник детальных и мотивированных описаний “истории” отдельной личности. Убедительное освещение “с точки зрения деятеля” здесь получают социальные связи и мотивы действий. Чаще всего источником биографических данных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т.п.) либо материалы интервью и бесед.

В социологии биографический метод чаще всего использовался для изучения социальных меньшинств - тех групп, которые плохо поддаются пространственной и временной локализации (поэтому менее доступны для масштабных выборочных обследований).

В 1920-1940-х гг. биографический метод широко применялся представителями Чикагской школы. Так, например, в 1920-е гг чикагский социолог К. Шоу изучал подростковую преступность, используя написанные по его просьбе автобиографические заметки юного правонарушителя, дополненные полицейскими и судебными документами, результатами медицинских освидетельствований и т.п. Всю совокупность этих данных он рассматривал как “историю случая”.

Биографический метод имеет очень много общего с методом включенного наблюдений и по сути является еще одной разновидностью этнографического подхода к “анализу случая”. Отличием биографического метода можно считать большую сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека (иногда группы - организации) и на субъективном, личностном подходе к описанию человеческой жизни, карьеры, истории любви и т.п.

В центре внимания социолога здесь оказывается документальное, или устное, описание событий с точки зрения “самого случая” (в медицине: субъективный анамнез). Как и метод включенного наблюдения, биографический метод имеет “этнографические” корни. Культурные антропологи и историки часто опирались (и опираются) на “устные истории” или дневниковые записи, мемуары. Значительный вклад в несли в развитие биографического метода журналистики и мемуаристика.

Первой собственно социологической работой, “узаконившей” использование личных документов, писем, автобиографий в анализе социальных процессов, стала опубликованная в 1918-1920 гг. книга Томаса и Знанецкого “Польский крестьянин в Европе и Америке”. Один из томов этой книги составила автобиография польского эмигранта Владека, описавшего свой путь из провинциального Копина в Чикаго. Этот путь содержал в себе и учебу в деревенской школе, и работу помощником в лавке, и выезд в Германию в поисках заработка, предшествовавшие эмиграции в США.

Томас и Знанецкий полагали, что социальную реальность надо рассматривать как результат взаимодействия сознания личности и объективной социальной реальности. Поэтому изучение сознания -необходимое условие анализа социального мира. Они также думали, что изучение “историй жизни” позволит сделать более широкие обобщения, касающиеся социальных групп, субкультур, классов.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура социологического знания | Экологическое право
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.