Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место социологии в системе научного знания




Лекция 1.

Лекция 5. Теория социальной стратификации

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ/ ЭКЗАМЕНУ

1. Объект, предмет и метод социологии.

2. Структура социологического знания.

3. Основные методологические направления

4. Развитие социологии в 19 – в начале ХХ века.

5. Русская социология.

6. Западная социология ХХ в.

7. Социология К.Маркса,

8. Социология М.Вебера,

9. Социология Э.Дюркгейма.

10. Социологическая концепция Н.Лумана.

11. Социологическая концепция Э.Гидденса.

12. Социологическая концепция Ю.Хабермаса.

13. Общество как социокультурная система

14. Проблемы социокультурных отношений современного общества.

15. Соотношение понятий (1)“культура”, “цивилизация” и “общество”;

16. Соотношение понятий (2)“общество” и “социальная система”.

17. Социологическое понятие культуры.

18. Социологические концепции культуры.

19. Основные компоненты культуры

20. Субкультуры и контркультуры.

21. Парадигмы социального поведения.

22. Социализация как социокультурный процесс

23. Человек как биосоциальная система

24. Формы социализации

25. Девиантное поведение в обществе

26. Теории стратификации.

27. Социальная стратификация и неравенство

28. Виды социальных общностей

29. Типологии социальных групп

30. Институт как элемент социальной системы общества.

31. Анализ основных типологий социальных институтов

32. Механизм социокультурной регуляции.


Лекция 1. Место социологии в системе научного знания

Лекция 2. Главные социологические парадигмы

Лекция 3. Общество как целостная система

Лекция 4. Типология обществ

Лекция 6. Социальная стратификация российского общества.

Лекция 7. Социальные общности

Лекция 8. Теория этногенеза Л.Н.Гумилева

Лекция 9. Общество как социокультурная система

Лекция 10. Нормативная регуляция поведения

Лекция 11. Личность и общество

Лекция 12. Социализация личности

Лекция 13. Девиантное поведение

Лекция 14. Социальные институты и их роль в функционировании и развитии общества

Лекция 15. Семья как социальный институт

Лекция 16. Религия как социокультурный институт

Лекция 17. Роль социального мифа в функционировании и развитии общества


1.Объект и предмет социологии.

2.Связь социологии с другими общественными науками.

3.Структура и уровни социологического знания.

1. Объект и предмет социологии. Уже из самого названия науки – "социология" следует, что речь идет о науке, изучающей общество. Но в то же время общество является предметом изучения для многих других наук: истории, философии, экономической теории, политологии, правоведения, культурологии, педагогики, психологии, этнографии, демографии и др.

Поэтому простое указание на то, что социология это наука об обществе, еще не дает ответа на вопрос о специфическом объекте и предмете данной науки, об особом социологическом способе изучения общества.

Своеобразие социологии как самостоятельной науки, среди других общественных наук находит свое выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие, под специфическим углом зрения – сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности. Отличительная особенность социальных отношений, изучаемых социологией, состоит в том, что они, прежде всего, носят комплексный характер, и не сводимы к отношениям только экономическим или духовным, или политическим. Они по-своему проявляются во всех сферах общественной жизни. Так основные субъекты этих отношений – личность, класс, нация, демографическая или профессиональная группа одновременно являются носителями всей совокупности общественных отношений.

Таким образом, социология, изучая общество как целое, имеет свой специфический объект и предмет исследования и не подменяет, не поглощает другие общественные науки.

Объектом изучения социологии является социальное, т.е. общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием и взаимодействием субъектов исторического развития. Благодаря этому социология является наукой о целостности общественного организма, общественной жизни, о целостности общественных отношений.

Определение объекта науки позволяет получить ответ и на вопрос о том, на что направлен познавательный процесс в рамках данной науки, какую область реальности призвана изучать социология. Объект и предмет науки тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Объект науки существует во вне и независимо от исследователя, в то же время предмет науки не существует вне субъективного познания. Предмет исследования призван выделить в объекте наиболее характерные структурные элементы и стороны и изучить связи отношения между ними.

Предмет социологии не может быть определен столь же однозначно как объект этой науки. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений придерживались и придерживаются различных точек зрения на предмет социологии.

Основоположник социологии О.Конт считал, что социология это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э.Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты. При этом социальное по Дюркгейму есть коллективное. Следовательно, предметом социологии, по его мнению, означает коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения немецкого социолога М.Вебера, социология – это наука о социальном поведении, которое она стремиться понять и истолковать. Поведение считается социальным, когда по смыслу, который придает ему субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов.

Наибольшее распространение в отечественной литературе получило следующее определения предмета социологии:

Социология это наука об общих и специфических социальных законах организации, функционирования и развития общества. Это наука о путях, формах и методах их реализации в действиях и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом.

2. Связь социологии с другими общественными науками. Следует иметь в виду, что социология развивается не изолированно от других общественных наук. Естественно, что такие общественные науки как философия, история, политология, экономика, психология и т.д. взаимодействуют и взаимообогащают друг друга.

Социология и социальная философия. Социология изучает законы меньшей степени общности нежели философия. И социология, и социальная философия рассматривают общество в его целостности, в его системности, не сводимой к сумме отдельных единиц. Это их общие черты, определяющие взаимосвязь наук. Но при всем этом, философия рассматривает общество, как часть всего мироздания и описывает его с помощью предельно общих понятий и категорий, т.е. с помощью законов, действующих в природе, в обществе и в человеческом мышлении. Однако этим далеко не исчерпывается знание об обществе, которому присущи свои собственные специфические законы, которые и изучает социология. Кроме того, социальная философия в своем развитии опирается на достижение других наук об обществе, а социология непосредственно базируется на сборе и анализе эмпирически проверяемых социальных фактов.

Особенно тесно взаимопроникновение и взаимосвязь социологии и социальной философии обнаруживается на уровне общетеоретической социологии.

Социология и история. Ита, и другая наука изучает все общество, а не какую-либо одну его часть. Но история по самой своей природе не может абстрагироваться от конкретно-хронологического хода событий, от их неповторимости и своеобразия. В отличие от этого, главным в социологии является обобщение социального опыта прошлого и настоящего. Историческая наука изучает только то, что уже свершилось и вошло в историю, социология делает акцент на современности, а также на социальном прогнозировании.

Социология и политология. Объект исследования политология – политика. Она является лишь одной частью социальной реальности, которую изучает социология. Но вместе с тем, социология и политология – разные науки, каждая из которых имеет различные методы познания действительности. Например, такое понятие как "гражданское общество" важнейший предмет рассмотрения обеих наук. Но социология анализирует его социальную структуру, социальный статус личности, взаимодействие классов и социальных групп. В отличие от этого, политологию интересуют права и обязанности гражданина, структура политической системы, место, роль и функции социальных институтов и организаций и т.д.

Социология и экономика. Экономическая наука сосредоточивает свои усилия на изучении материального производства, экономической деятельности людей, изменения в которых сказываются на всех социальных процессах. С другой стороны, сами экономические процессы оказываются в зависимости от других социальных условий и факторов. Все это определяет тесное взаимодействие обеих наук. Но если экономика изучает внутренние специфические законы этой сферы деятельности, то социология изучает проявление более общих законов в экономической сфере.

То же самое можно сказать и о взаимосвязи социологии и других общественных наук, например, права.

Социология и психология. Эти две науки тесно взаимодействуют между собой. Социологи довольно часто используют психологические понятия такие, например, как мотивы, установки. Используют психологические методы в своей работе, например тестирование. Но различия между ними очевидны. Если социология концентрируется на изучении общества в целом, рассматривает человека как носителя общественных отношений, то психология изучает человека, сосредоточивая основные усилия на изучении его внутреннего мира.

3. Структура и уровни социологического знания. Социологическое знание неоднородно и имеет свою сложную многоуровневую структуру, обусловленную различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, например, социология изучает эти явления и процессы, как на уровне всего общества, так и на уровне отдельных общностей, и на уровне отдельной личности. В зависимости от угла зрения общество может быть предметом изучения как микро, так и макросоциологии.

Микросоциология изучает общение людей в повседневной жизни. Исследователи, работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главная тема их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, их значения, определяющие взаимодействие между людьми. Это в свою очередь, оказывает влияние на стабильность общества в целом или на происходящие в нем перемены.

Макросоциология – здесь основное внимание уделяется моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, которые мы называем структурами, включают такие общественные институты, как семья, образование, религия, а также политико-экономический строй.

Люди с самого рождения вовлечены в данную систему социальных структур и испытывают их глубокое влияние. В макросоциологи главным является изучение взаимосвязей между различными частями общества, выявление изменений этих взаимосвязей в процессе развития общества.

Некоторые современные ученые стараются преодолеть противоречие в подходах к изучению общества на микро – и макроуровне и пытаются выработать, так называемый, интегральный подход. Сущность этого подхода будет рассмотрена ниже.

Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции; при этом, как правило, не выделяются для отдельного изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс. Такой уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этой основе общесоциологическими. Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии. Они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, в которых содержались сведения о единых законах поведения людей.

Вместе с тем социология, как наука, должна основываться на точных конкретных данных о социальных процессах и явлениях. Эти данные исследователи получают с помощью таких методов эмпирических исследований как: опросы, наблюдения, изучение документов, проведение экспериментов и т.д. Собранные данные обобщаются, и от частных единичных случаев социолог переходит к обобщениям, выводам. Общесоциологические теории и эмпирические исследования неразрывно связаны между собой, поскольку теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов реальности, отрывается от жизни, становится бессодержательным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут правильно объяснять природу большинства социальных явлений.

По мере возрастания требований к практическому решению социальных проблем современного общества возникла настоятельная необходимость в изучении и объяснении социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизнедеятельности людей, в отдельных социальных общностях и социальных институтах. Постепенно сформировался еще один уровень социологического знания, так называемые теории среднего уровня.

Используя в целом идеи и терминологию, заимствованную из фундаментальных социологических теорий, теории среднего уровня, тем не менее, формируют систему специфических понятий и определений, используемой только в данной области социологических исследований. Таким образом, теории среднего уровня относительно самостоятельны и вместе с тем связаны как с эмпирическими исследованиями, (которые поставляют необходимый исследовательский материал для их развития), так и с общесоциологическими теориями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.