Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главные социологические парадигмы




Лекция 2.

1. Что такое парадигма?

2. Макросоицологические парадигмы: структурный функционализм и марксизм.

3. Микросоциологические парадигмы: концепция социального действия М.Вебера, теория обмена, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология.

4. Интегральная социология П.Сорокина.

1. Что такое парадигма? Все науки имеют одну или несколько общепризнанных теорий. Естественные науки, как правило, имеют одну основную теорию, которая в определенный исторический момент, является общепризнанной большинством ученых. С момента своего возникновения социология основывалась на нескольких основных теориях, однако, к настоящему времени их число значительно возросло. Совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающих специфическим категориальным аппаратом и признающихся группой ученых, называется парадигмой.

Все социологические парадигмы по характеру основных методологических подходов к анализу общества можно разделить на две большие группы. Первую образуют структурные парадигмы, которые рассматривают организацию, функционирование и развитие общества как единого целого на макроуровне. Вторую составляют интерпретивные парадигмы, которые делают акцент на изучении и интерпретации человеческого поведения на микроуровне.

2. Макросоциологические парадигмы: структурный функционализм и марксизм. К основным макросоциологическим парадигмам относится структурный функционализм и марксизм. Социологи – функционалисты рассматривают общество как систему взаимозависимых структур, которые вместе образуют единое целое. Согласно их взглядам, такие институты, как государство, семья религия и другие, являются не столько самостоятельными образованиями, сколько частями единой социальной системы, вносящими свой вклад в функционирование всего общества.

Представители этой парадигмы в основном занимаются исследованием того, какой вклад разные структурные элементы общества вносят в интеграцию социальной системы. Для них весьма характерно изучение, например, функций государства по управлению обществом, функций семьи по социализации подрастающего поколения или функций религии по укреплению базовых ценностей общества.

До сих пор широкое распространение имеет марксистская парадигма. Она относиться к особому классу так называемых конфликтных парадигм, которые рассматривают общество как единое целое, исходя из того, что в обществе есть группы людей с разными интересами, и одни извлекают для себя пользу за счет других. К.Маркс считал, что экономические, политические, правовые и религиозные институты могут быть поняты, только взятые во взаимозависимом единстве, хотя по его мнению, экономические факторы оказывают первостепенное влияние и в значительной степени определяют другие социальные позиции общества.

3. Микросоциологические парадигмы: Концепция социального действия М.Вебера, теория обмена, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология. Наиболее известные микропарадигмы – концепция социального действия М.Вебера и современные парадигмы, такие как теория обмена, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология. Сторонники парадигмы социального действия сходятся во мнении, что социологам необходимо понять и интерпретировать поведение людей, раскрыть значения, которые сами люди ему придают. Таким образом, социальное действие является элементарной частицей поведения индивида в обществе. При этом общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых, действуя стремиться к достижению своих собственных целей. Индивиды в своих действиях кооперируются. На основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества).

Несмотря на свои эгоистические стремления, люди действуют сообща, так как их поступки осмыслены, рациональны и они понимают, что индивидуальные цели лучше всего достигаются с помощью совместных действий. Это понимание приходит к ним в связи с тем, что в ходе общественной практики всегда отбрасываются ненужные образцы поведения и остаются только те, которые можно предвидеть, рассчитать и которые приносят пользу с наименьшим риском.

Таким образом, осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, совместно с другими людьми, достигая таким образом значительного прогресса во взаимодействии с окружающей средой. Согласно теории обмена, которую разработал Дж.Хоуманс, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли его поступки в прошлом и как именно.

Дж.Мид, основоположник символического интеракционизма, считал, что люди обретают свою человеческую природу, благодаря тому, что они взаимодействуют с помощью символов, которые не просто обозначают предмет или явление, но и предполагают определенную реакцию на них. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут значимо общаться в социальной среде, ибо у них нет ни инстинкта языка, ни инстинкта поведения в обществе.

Представители феноменологической парадигмы основное внимание сосредоточивают на внутренней работе человеческого сознания – на социально-психологических механизмах, которые используют люди для осмысления окружающего мира и классификаций его явлений. Чтобы понять социальную жизнь, по мнению феноменологов, необходимо изучить способ, с помощью которого люди дифференцируют конкретные явления.

Этнометодология – сравнительно новая социологическая парадигма, которая делает акцент на изучении методов, используемых людьми, для воспроизводства социального мира. По мнению этнометодологов, жизнь в обществе представляется упорядоченной только потому, что члены этого общества сами активно придают ей смысл. Иными словами, в противоположность тем социологам, которые исходят из объективности социального мира, существующего независимо от мнения людей, этнометодологи утверждают, что социальные реалии конструируются самими людьми.

4. Интегральная социология П.Сорокина. В истории социологической мысли всегда предпринимались попытки ликвидировать разрыв между микро- и макросоциальными парадигмами. Очевидных результатов в этом направлении добился П.Сорокин, создав, так называемую интегральную социологию, которая изучает общество, его явления и взаимоотношения индивида и групп людей с обществом с позиций анализа сосуществования множества социокультурных систем, находящихся в сложном движении по горизонтали и вертикали.

Методологическая основа его парадигмы включает в себя в качестве внутренних компонентов интуитивный, эмпирический и рационалистический методы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.