КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для проверки знаний. Процедуры управленияExit и Halt для выхода из подпрограмм
End. Begin Процедуры управленияExit и Halt для выхода из подпрограмм Вопросы для проверки знаний. End. 1. Для чего применяют процедурный и функциональный типы данных? 2. Как формируется описание типов подпрограмм и где его помещают? 3. В чем заключается особенность описания подпрограмм (функций и процедур), имена которых передаются как входные фактические параметры в вызовы внешних подпрограмм? 4. В чем состоит особенность в языке Free Pascal при обозначении процедур и функций, передаваемых в качестве фактических параметров в вызовы внешних подпрограмм?
Обычный порядок выполнения подпрограмм предусматривает выход из них после выполнения закрывающего end тела подпрограммы. Для досрочного (до достижения закрывающего end) завершения работы процедуры или функции в Паскале введены процедуры Exit и Halt. Разница между ними заключается в том, что Exit обеспечивает выход только из текущей подпрограммы с возвратом в вызывающий блок основной программы, а Halt задает выход не только из текущей подпрограммы, но и из всей выполняемой программы (при этом управление передается в операционную систему). Процедура Exit не имеет параметров. Процедура Halt имеет один необязательный параметр – код возврата: Procedure Halt [(ExitCode: Word)]. Параметр ExitCode задает код завершения программы, который может быть проанализирован операционной системой с помощью команды IF ERRORLEVEL. Значение n=0 соответствует нормальному завершению работы программы. По умолчанию вызов процедуры Halt без параметра эквивалентен Halt(0). Пример 1. Программный код с использованием процедуры Halt для предотвращения некорректного обращения к функции ln(). При положительных значения вводимой переменной х рассчитывается и выводится на экран величина y. В случае х≤0 происходит выход из программы с выдачей на экрансообщения “No rezult!!!”: var x,y:real; writeln('Vvedite x='); read (x); if x>0 then y:=5*ln(x)+2 else begin writeln('No rezult!!!'); Halt end; writeln('Rezult y=',y) 1. Для чего применяют процедуры Exit и Halt? 2. В чем заключается различие в действиях, выполняемых после вызова процедур Exit и Halt?
27. М О Д У Л И Модуль (UNIT) в TURBO PASCAL - это особым образом оформленная библиотека подпрограмм. Модуль в отличие от программы не может быть запущен на выполнение самостоятельно, он может только участвовать в построении программ и других модулей. Модули позволяют создавать личные библиотеки процедур и функций и строить программы практически любого размера. Модуль в TURBO PASCAL представляет собой отдельно хранимую и независимо компилируемую программную единицу. В общем случае модуль - это совокупность программных ресурсов, предназначенных для использования другими программами. Под программными ресурсами понимаются любые элементы языка TURBO PASCAL: константы, типы, переменные, подпрограммы. Модуль сам по себе не является выполняемой программой, его элементы используются другими программными единицами. Все программные элементы модуля можно разбить на две части: - программные элементы, предназначенные для использования другими программами или модулями, такие элементы называют видимыми вне модуля; - программные элементы, необходимые только для работы самого модуля, их называют невидимыми или скрытыми. В соответствии с этим модуль, кроме заголовка, содержит две основные части, называемые интерфейсом и реализацией. В общем случае модуль имеет следующую структуру: unit <имя модуля>; {заголовок модуля} interface { описание видимых программных элементов модуля } { описание скрытых программных элементов модуля } begin { операторы инициализации элементов модуля } end. В частном случае модуль может не содержать части реализации и части инициализации, тогда структура модуля будет такой: unit <имя модуля>; {заголовок модуля} interface { описание видимых программных элементов модуля } implementation end. Использование в модулях процедур и функций имеет свои особенности. Заголовок подпрограммы содержит все сведения, необходимые для ее вызова: имя, перечень и тип параметров, тип результата для функций, эта информация должна быть доступна для других программ и модулей. С другой стороны, текст подпрограммы, реализующий ее алгоритм, другими программами и модулями не может быть использован. Поэтому заголовок процедур и функций помещают в интерфейсную часть модуля, а текст – в часть реализации. Интерфейсная часть модуля содержит только видимые (доступные для других программ и модулей) заголовки процедур и функций (без служебного слова forward). Полный текст процедуры или функции помещают в часть реализации, причем заголовок может не содержать список формальных параметров. Исходный текст модуля должен быть откомпилирован с помощью директивы Make подменю Compile и записан на диск. Результатом компиляции модуля является файл с расширением.TPU (Turbo Pascal Unit). Основное имя модуля берется из заголовка модуля. Для подключения модуля к программе необходимо указать его имя в разделе описания модулей, например: uses CRT, Graph; В том случае, если имена переменных в интерфейсной части модуля и в программе, использующей этот модуль, совпадают, обращение будет происходить к переменной, описанной в программе. Для обращения к переменной, описанной в модуле, необходимо применить составное имя, состоящее из имени модуля и имени переменной, разделенных точкой. Например, пусть имеется модуль, в котором описана переменная К: unit M; interface var K: Integer; implementation ................. end.
Пусть программа, использующая этот модуль, также содержит переменную К: Program P; uses M; var K: Char; begin ............. end. Для того, чтобы в программе P иметь доступ к переменной K из модуля M, необходимо задать составное имя M.K. Использование составных имен применяется не только к именам переменных, а ко всем именам, описанным в интерфейсной части модуля. Рекурсивное использование модулей запрещено. Если в модуле имеется раздел инициализации, то операторы из этого раздела будут выполнены перед началом выполнения программы, в которой используется этот модуль.
28. М Н О Ж Е С Т В А Понятие множества в языке ПАСКАЛЬ основывается на математическом представлении о множествах: это ограниченная совокупность различных элементов. Для построения конкретного множественного типа используется перечисляемый или интервальный тип данных. Тип элементов, составляющих множество, называется базовым типом. Множественный тип описывается с помощью служебных слов Set of, например: type M= Set of B; Здесь М - множественный тип, В - базовый тип. Пример описания переменной множественного типа: type M= Set of 'A'..'D'; var MS: M; Принадлежность переменных к множественному типу может быть определена прямо в разделе описания переменных: var C: Set of 0..7; Константы множественного типа записываются в виде заключенной в квадратные скобки последовательности элементов или интервалов базового типа, разделенных запятыми, например: ['A', 'C'] [0, 2, 7] [3, 7, 11..14]. Константа вида [ ] означает пустое подмножество. Множество включает в себя набор элементов базового типа, все подмножества данного множества, а также пустое подмножество. Если базовый тип, на котором строится множество, имеет К элементов, то число подмножеств, входящих в это множество, равно 2 в степени К. Пусть имеется переменная Р интервального типа: var P: 1..3; Эта переменная может принимать три различных значения - либо 1, либо 2, либо 3. Переменная Т множественного типа var T: Set of 1..3; может принимать восемь различных значений: [ ] [1,2] [1] [1,3] [2] [2,3] [3] [1,2,3] Порядок перечисления элементов базового типа в константах безразличен. Значение переменной множественного типа может быть задано конструкцией вида [T], где T - переменная базового типа. К переменным и константам множественного типа применимы операции присваивания(:=), объединения(+), пересечения(*) и вычитания(-): ['A','B'] + ['A','D'] даст ['A','B','D'] ['A'] * ['A','B','C'] даст ['A'] ['A','B','C'] - ['A','B'] даст ['C']. Результат выполнения этих операций есть величина множественного типа. К множественным величинам применимы операции: тождественность (=), нетождественность (<>), содержится в (<=), содержит (>=). Результат выполнения этих операций имеет логический тип, например: ['A','B'] = ['A','C'] даст FALSE ['A','B'] <> ['A','C'] даст TRUE ['B'] <= ['B','C'] даст TRUE ['C','D'] >= ['A'] даст FALSE. Кроме этих операций для работы с величинами множественного типа в языке ПАСКАЛЬ используется операция in проверяющая принадлежность элемента базового типа, стоящего слева от знака операции, множеству, стоящему справа от знака операции. Результат выполнения этой операции - булевский. Операция проверки принадлежности элемента множеству часто используется вместо операций отношения, например: A in ['A', 'B'] даст TRUE, 2 in [1, 3, 6] даст FALSE. При использовании в программах данных множественного типа выполнение операций происходит над битовыми строками данных. Каждому значению множественного типа в памяти ЭВМ соответствует один двоичный разряд. Например, множество ['A','B','C','D'] представлено в памяти ЭВМ битовой строкой 1 1 1 1. Подмножества этого множества представлены строками: ['A','B','D'] 1 1 0 1 ['B','C'] 0 1 1 0 ['D'] 0 0 0 1 Величины множественного типа не могут быть элементами списка ввода - вывода. В каждой конкретной реализации транслятора с языка ПАСКАЛЬ количество элементов базового типа, на котором строится множество, ограничено. В TURBO PASCAL количество базовых элементов не должно превышать 256. Инициализация величин множественного типа производится с помощью типизированных констант: const seLit: Set of 'A'..'D'= []; Проиллюстрируем применение данных множественного типа на примере. Пример. Составить программу, которая вырабатывает и выводит на экран дисплея наборы случайных чисел для игры в "Спортлото 5 из 36". Для заполнения каждой карточки спортлото необходимо получить набор из пяти псевдослучайных чисел. К этим числам предъявляются два требования: -числа должны находиться в диапазоне 1..36; -числа не должны повторяться. Program Lotto; var nb, k: Set of 1..36; kol, l, i, n: Integer; begin Randomize; WriteLn('ВВЕДИ kol'); ReadLn(kol); nb:=[1..36]; for i:=1 to kol do begin k:=[]; for l:=1 to 5 do begin repeat n:=Random(36) until (n in nb) and not (n in k); k:=k+[n]; Write(n:4) end; WriteLn end end.
29. З А П И С И Запись представляет собой совокупность ограниченного числа логически связанных компонент, принадлежащих к разным типам. Компоненты записи называются полями, каждое из которых определяется именем. Поле записи содержит имя поля, вслед за которым через двоеточие указывается тип этого поля. Поля записи могут относиться к любому типу, допустимому в языке Паскаль, за исключением файлового типа. Описание записи в языке ПАСКАЛЬ осуществляется с помощью служебного слова RECORD, вслед за которым описываются компоненты записи. Завершается описание записи служебным словом END. Например, записная книжка содержит фамилии, инициалы и номера телефона, поэтому отдельную строку в записной книжке удобно представить в виде следующей записи: type Row=Record FIO: String[20]; TEL: String[7] end; var str: Row; Описание записей возможно и без использования имени типа, например: var str: Record FIO: String[20]; TEL: String[7] end; Обращение к записи в целом допускается только в операторах присваивания, где слева и справа от знака присваивания используются имена записей одинакового типа. Во всех остальных случаях оперируют отдельными полями записей. Чтобы обратиться к отдельной компоненте записи, необходимо задать имя записи и через точку указать имя нужного поля, например: str.FIO, str.TEL Такое имя называется составным. Компонентой записи может быть также запись, в таком случае составное имя будет содержать не два, а большее количество имен. Обращение к компонентам записей можно упростить, если воспользоваться оператором присоединения with. Он позволяет заменить составные имена, характеризующие каждое поле, просто на имена полей, а имя записи определить в операторе присоединения: with M do OP; Здесь М - имя записи, ОР - оператор, простой или составной. Оператор ОР представляет собой область действия оператора присоединения, в пределах которой можно не использовать составные имена. Иногда содержимое отдельной записи зависит от значения одного из ее полей. В языке ПАСКАЛЬ допускается описание записи, состоящей из общей и вариантной частей. Вариантная часть задается с помощью конструкции case P of, где Р - имя поля из общей части записи. Возможные значения, принимаемые этим полем, перечисляются так же, как и в операторе варианта. Однако вместо указания выполняемого действия, как это делается в операторе варианта, указываются поля варианта, заключенные в круглые скобки. Описание вариантной части завершается служебным словом end. Тип поля Р можно указать в заголовке вариантной части, например: case P: Integer of Инициализация записей осуществляется с помощью типизированных констант: type RecType= Record x,y: Word; ch: Char; dim: Array[1..3] of Byte end; const Rec: RecType= (x: 127; y: 255; ch: 'A'; dim: (2, 4, 8));
В данной статье речь пойдет о процедурах и функциях. Она ориентирована в первую очередь на начинающих программистов, которые хотят лучше узнать все их возможности и научиться использовать их более эффективно. Однако и всем остальным эта статья может показаться полезной. Начнем. В рамках статьи мы рассмотрим следующие вопросы:
Передача параметров Передача параметров по значению
Однако это не относится к объектам. Например, если в функцию передается переменная (а точнее экземпляр объекта) TStringList, то в данном случае произойдет передача по ссылке (даже если это не указано явно). Передача параметров по ссылке
Передача параметров констант
Одним из важных преимуществ применения значений параметров по умолчанию является простота расширения функциональных возможностей уже имеющихся процедур и функции с соблюдением обратной совместимости. Предположим, на рынок программных продуктов была выпущена программа, ключевым звеном которой является функция сложения двух целых величин:
В каждой функции языка Objecl Pascal существует локальная переменная с именем Result, предназначенная для размещения возвращаемого значения. Кроме того, вернуть значение из функции можно также путем присвоения значения переменной, имеющей то же имя, что и данная функция. Это стандартный синтаксис языка Pascal, сохранившийся от его предыдущих версий. При использовании в теле функции переменной с ее именем не забывайте, что существуют большие отличия в обработке этого имени - все зависит от того, где она расположена - в левой части оператора присвоения или же в любом другом месте текста функции. Если имя функции указано в левой части оператора присвоения, то предполагается, что назначается возвращаемое функцией значение. Во всех других случаях предполагается, что осуществляется рекурсивный вызов этой функции. Вот и все, что я хотел рассказать вам сегодня. Процедура и функция - это ключевые понятия в любом языке программирования, без которых не обходится ни одна серьезная программа. И поэтому очень важно иметь полное понимание о механизме их работы, это является еще одним шагом на пути к профессионализму. Надеюсь, данная статья оказалась для вас хоть немного полезной. Удачи в программировании. {}
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |