Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общеевропейская городская политика

Страны Западной Европы

В большинстве стран Западной Европы национальные правительства проводят прямую целенаправленную городскую политику. Первоначально центральные органы власти Великобритании, Франции, Нидерландов, Ирландии и др. пытались решить городские проблемы или с помощью ограничительных мер или путем создания систем-противовесов в городах-спутниках.

При этом национальные правительства служат промежуточным звеном между городами и европейским уровнем управления и создают условия (устанавливают финансовые и политические рамки, в которых города разрабатывают свою собственную политику) для того, чтобы города могли решить проблемы, с которыми они сталкиваются. При этом каждое национальное правительство разрабатывает свою политику, в соответствии с условиями своей страны, среди которых можно выделить: во-первых, уровень урбанизации своей страны, во-вторых, структуру управления страной и степень децентрализации власти, в-третьих, приоритеты и цели городского развития.

В странах Западной Европы нет специальных министерств, которые занимались только городами и их развитием. В большинстве стран эти функции выполняют министерства жилья, пространственного планирования, транспорта, социальных проблем, занятости, экономического развития, оказывая влияние и на развитие городов в основном через секторальную политику. Однако в ряде стран осуществляется целенаправленная, ориентированная на города политика, руководимая подразделением какого-либо министерства или офиса государственного секретаря. Так в Италии - это Делегация по городским проблемам, которая является отделом министерства общественных работ; в Нидерландах утвержден пост зам. министра по политике в отношении крупных городов (отдел МВД); в Германии - федеральное министерство регионального планирования, строительства и городского развития и две постоянные конференции земельных министерств по пространственному планирования и жилью. Но за городскую политику отвечают непосредственно земли. Наиболее ярко выраженный характер и достаточно длительную историю проведения городской политики имеют Франция, Великобритания и Нидерланды.

Общеевропейская городская политика (наднациональная городская политика) стала развиваться в конце 90-х годов. На городском форуме в Вене (ноябрь 1998 г) был принят основополагающий для городской политики документ: «Устойчивое развитие городов Европейского Союза: руководство к действию», в котором были установлены ключевые принципы и направления городской политики:

- субсидиарность, предполагающая принятие решений на самом нижнем из возможных уровней;

- партнерство, предполагающее широкое вовлечение граждан, частный и государственный секторы в решение городских проблем;

- экологическая устойчивость;

- рыночная эффективность, предполагающая разумную опору на рыночные механизмы.

Взаимосвязанные цели городской политики были сгруппированы по следующим 4 направлениям:

- экономическое процветание и занятость, подразумевающее усиление роли городов как центров регионального экономического развития;

- рост производительности и уровня занятости населения;

- развитие межгородской кооперации;

- формирование диверсифицированной, гибкой и конкурентоспособной городской экономики с особым упором на человеческий капитал, инновации, предпринимательство и развитие малого и среднего бизнеса на основе высокого качества жизни и деятельности населения;

- социальное равенство, ликвидация сегрегации и возрождение городских территорий, направленное на предоставление равных возможностей различным группам населения, и сокращение дискриминации населения по различным признакам; поддержка проблемных городских территорий с более высоким уровнем безработицы, бедности, с деградирующей средой обитания, с высоким уровнем преступности и низким уровнем образования населения.

- защита и улучшение среды обитания включающее - улучшение качества воды и воздуха, борьбу с шумом, сокращение объемов отходов и минимизацию экологических рисков; снижение вредного влияния транспорта на окружающую среду; устойчивое энергопользование; сохранение культурного наследия; экономию природных и земельных ресурсов.

- повышение качества управления городами и увеличение потенциала граждан как участников этого процесса путем, распространения информации о городской политике между городскими органами власти и другими участниками этого процесса; обмена опытом между городами; вовлечение городов в реализацию стратегий ЕС; поощрения интеграции как по вертикали, так и по горизонтали, поддержка сетевой деятельности местных органов управления; формирования баз данных по городам с использованием новых информационных технологий.

В 2001 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила «Декларацию городов и других поселений человека в новом тысячелетии». В ней, в частности, отмечалось, что, понимая свою ответственность перед будущими поколениями, необходимо более широко распространять принципы устойчивого развития поселений.

Ниже перечислены важнейшие участники современной городской политики, действующие на общеевропейском уровне.

Европейский совет (ЕС). В него входят главы государств и правительств стран ЕС, а также председатель Европейской комиссии;

Европейская комиссия – исполнительный орган ЕС, которому принадлежит право законодательной инициативы, контролирует применение законодательных актов, принятых Советом, управляет бюджетом и фондами ЕС. Европейская комиссия представляет собой более 20 генеральных дирекций. Наиболее ориентированными на городскую политику являются: дирекция16 (региональная политика); дирекция 5 (занятость, промышленные отношения и социальная политика); дирекция 7 (транспорт); дирекция 9 (окружающая среда, ядерная безопасность и защита граждан).

Европейский парламент – осуществляет функции консультаций и контроля, одобряет или вносит поправки в принимаемые правовые акты и бюджет ЕС.

Комитет регионов – консультативный орган, обеспечивающий представительство региональных и местных администраций в работе ЕС.

Европейский инвестиционный банк – оказывает финансовое содействие сбалансированному и устойчивому развитию общего рынка в интересах ЕС.

Можно выделить следующие важнейшие черты современного этапа европейской городской политики:

1. городская политика проводится как на национальном так и общеевропейском уровне;

2. наблюдается тенденция к децентрализации функций и ответственности;

3. городская политика направлена на формирование городской сети, которая рассматривается как новый способ управления, как решающий фактор, ведущий к устойчивому социально-экономическому развитию.

4. все в большей степени осознается важность использования собственного городского потенциала;

5. в целом политика, влияющая на развитие городов, распределяется среди многих министерств и является в основном секторальной, лишь косвенно ориентированной на города, однако в последнее время наблюдается тенденция перехода к более комплексному горизонтально интегрированному подходу, включающему все аспекты городской политики, учитывая их взаимодействие и взаимное влияние.; Провозглашается принцип тесного взаимодействия между городской и региональной политикой, сотрудничество между городскими и региональными органами власти.

6. в последнее время изменилась не только стратегия городского развития, но также содержание городской политики и инструменты ее реализации. Сегодня главный приоритет – поддержка местных (зачастую мелких) предпринимателей. В связи с этим формируется кооперационная модель взаимодействия органов городского управления и делового сообщества;

7. в большинстве европейских государств города рассматриваются как элементы национального культурного наследия. Сохранение и поддержание исторических, архитектурных и культурных ценностей является делом первостепенной значимости, которое может повысить привлекательность городов и их окружения;

8. если раньше городские власти могли только косвенно оказывать влияние на развитие деловой активности в городах, то сегодня практически повсеместно создаются специальные агентства по экономическому развитию, которые призваны стимулировать развитие экономического потенциала города. Агентства поддерживают преимущественно инновационные виды деятельности, финансируют развитие НИОКР, предоставляют консультационные услуги и передачу технологий местным предпринимателям;

9. субъектами городской политики становятся сами местные сообщества, различные группы населения. Во многих городских социальных программах упор делается на развитие местных форм предоставления социальных услуг в рамках деятельности коммун и сообществ, Оказывается всемерная поддержка различным местным инициативам, добровольным организациям и неформальным объединениям.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности городской политики за рубежом | Особенности городской политики в СССР
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.