Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности городской политики в СССР

Городская политика в СССР во многом определялась совершенствованием административных методов управления и форм осуществления городской власти. Управление развитием городов в целом и каждого города в отдельности представляло многоуровневую систему, совместную сферу деятельности Союза ССР, союзных и автономных республик, а также городских Советов в лице их органов государственной власти и управления.

На общегосударственном уровне обеспечивалось законодательное регулирование основных вопросов управления городами, посредством которого устанавливался единый подход к организации городского управления, единая система отношений городских органов с вышестоящими ОГВ и управления, а также предприятиями, организациями и учреждениями вышестоящего подчинения, расположенными на территории города.

Огромный отпечаток на процессы урбанизации в стране наложила ускоренная социалистическая индустриализация 30-х годов, массовая миграция населения из села в город. Если перепись населения в 1926 г. зафиксировала в РСФСР 461 город и 702 поселка городского типа, в которых проживало 16,4 млн. чел. (17,7% общей численности населения), то в 1939 г. в РСФСР насчитывалось уже 574 города и 743 поселка городского типа, в которых проживало 36,3 млн. человек (33,5% всего населения республики).

Вторая волна индустриализации, связанная, в первую очередь, с освоением нефтегазоносного Севера и строительством Байкало-Амурской магистрали, ростом ВПК, также сопровождалась образованием новых городов и ростом городского населения в целом. Итоги переписи населения 1989г. в РСФСР насчитывали 1037 городов и 2193 поселка городского типа, в которых проживало 108,4 млн. человек (или 73,5% всего населения).

На местном уровне решающую роль в управлении городом играли городские Советы – органы государственной власти, представляющие интересы населения города и подведомственных территорий. Конституция РСФСР 1918г. установила, что городской Совет в границах своей территории является высшей властью. Для текущей работы городской Совет избирал исполком, в котором создавалось необходимое число отделов, комиссий, секций, депутатских групп. В крупных городах в каждом районе создавались районные Советы, которые также избирали исполкомы. Горсоветы получили право образовывать следующие секции: коммунального хозяйства, финансово-бюджетную, здравоохранения, торгово-кооперативную, рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ). В середине 80-х годов 20 века местным советам были предоставлены права по объединению средств и усилий находящихся на подведомственной территории предприятий и учреждений по росту производства товаров народного потребления и оказываемых населению услуг; совместного строительства и эксплуатации объектов производственной и социальной инфраструктуры, природоохранных сооружений и объектов и др.

Конституциями 1936 и 1977гг. предусматривалась единая, строго централизованная система органов власти, на вершине которой стоял Верховный Совет СССР. Политическое руководство всех городских Советов и их исполнительных аппаратов осуществляли партийные организации городов, возглавляемые городскими комитетами КПСС. Обосновывался тезис, что «партия, познавая закономерности формирования городов, посредством политики комплексного их развития, организаторской и идеологической работы использует действие этих закономерностей в интересах трудящихся и тем самым выполняет роль политического руководителя». Такой подход господствовал многие годы и отражал потребности жесткого централизованного управления экономическими и социальными процессами. Социалистический город всегда находился под жесткой опекой вышестоящих государственных управленческих, отраслевых, ведомственных и партийных структур.

Градостроительное проектирование. Градоформирование в СССР в высшей степени зависело от идеологии и доктрины коммунистов, от программы действий руководящей КПСС на каждом этапе развития страны. Советская система идеологического воспитания работала эффективно, и коммунистический идеал в качестве модели побуждал большинство населения, особенно молодежь, к социальной активности, которая была широко использована при строительстве новых городов. Важнейшей составной частью реализации советской городской политики постепенно становится градостроительное проектирование. Формой проектирования становится генеральный план, разрабатываемый на основе архитектурно-пространственных решений. В СССР было запрещено частное проектирование. Проектными работами по развитию городов занимался проектный институт (Гипрогор - с филиалами в Ленинграде, Харькове). На Урале разработку генпланов населенных мест осуществлял Уральский государственный институт проектирования городов (Уралгипрогор). Курс на ускоренную индустриализацию привел к тому, что основное внимание уделялось проектированию промышленных объектов. Стал практиковаться отвод земли под завод прежде, чем появлялся утвержденный план города. В результате появились отдельные поселения, располагавшиеся в отрыве от основного города. (так случилось с соцгородами Уралмашзавода, Уралвагонзавода, Челябинского тракторного завода и др.) Сооружение заводов без утвержденных проектов населенных мест вело строительство жилых кварталов в санитарной зоне, не отвечающей нормальным санитарно-гигиеническим условиям.

К 60-м годам ХХ века была сформулирована государственная нормативно-градостроительная документация, на основе которой развивались отдельные территории и населенные пункты (в том числе города) на всем пространстве страны. Среди нормативных документов особая роль принадлежит Строительным нормам и правилам (СНиП).

Новый СНиП потребовал для решения социальных задач массового применения типовых проектов, что на определенном историческом этапе было необходимо, так как обеспечивало выравнивание уровня жизни в различных городах. Однако в процессе реализации СНиП выявились и отрицательные последствия их применения, обусловленные недостаточным учетом при планировке и застройке городов местных особенностей, а также взаимосвязи отдельных населенных пунктов в единой системе расселения.

Всевозможные СНиПы, постоянно совершенствуя один и тот же тип здания, создали одинаковые, как близнецы-братья, магазины, больницы, школы, кинотеатры, различающиеся лишь размерами. Гражданпроекты, горпроекты, Гипрогор, проектируя города в разных концах страны, количественно изменяя нормативные показатели и бесконечно повторяя ограниченный типичный круг архитектурно-градостроительных идей, создали безликие города (или, вернее, города на одно лицо).

В экстремальных условиях климата севера и жаркого юга внедрялись градостроительные стереотипы средней полосы России, почти не пригодные для жизни в этом климате.

В СССР к началу 90-х годов ХХ века сформировалась весьма сложная иерархическая система научно-проектных работ по градостроительству, включившая:

1) Генеральную схему расселения на территории СССР;

2) Региональные схемы расселения союзных республик и крупных экономических районов;

3) Схемы и проекты районной планировки;

4) Генеральные планы городов.

Развитие советских (социалистических, коммунистических) городов предполагалось осуществлять в единой трехзвенной цепи: «общественное производство → размещение производительных сил → расселение населения» на основе применения методов и инструментов планового регулирования, пронизывающих сверху донизу деятельность всех субъектов управления и хозяйственных органов, жестко регламентирующих все аспекты их жизнедеятельности.

Городская политика, сформированная за многие десятилетия в условиях советской власти, стала «давать сбои» лишь на последнем этапе функционирования административно-командной системы Как показали события конца 80-х – начала 90-х годов 20 века, плавно трансформировать существующую систему в условиях переходного периода не удалось.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общеевропейская городская политика | Городская политика в современной России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.