КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1.2. История и её место среди гуманитарных наук. Исторические источники. Событие. Факт
Крымская война (1853—1856). На протяжении XVIII – XIX веков одним из основных направлений внешней политики была борьба за наследие Османской империи (Турции) (в историографии это получило название «восточный вопрос»). Стремление России закрепиться в Кавказском регионе (Дагестан, Чечня, Адыгея) привело к многолетней войне (1817—1864). Горцы Кавказа, направляемые мусульманским духовенством, объявили «газават» (священную войну против неверных). В течение 25 лет (с 1834 г.) это движение возглавлял Шамиль Причины Крымской войны: • Англия, Франция и Австрия стремились упрочить свое влияние в европейских владениях Османской империи, вытеснить Россию из Черноморского региона, тем самым ограничить ее продвижение на Ближний Восток; • Турция стремилась к отторжению от России Крыма и Кавказа; • Россия стремилась разгромить Османскую империю, захватить черноморские проливы и расширить свое влияние на Ближнем Востоке. В 1853 г. был заключен англо-французский секретный договор, направленный против России. Презентация стр. 29 Этапы Крымской войны: 1) ноябрь 1853—апрель 1854 гг. — русско-турецкая кампания (Дунайский фронт); 2) апрель 1854—февраль 1856 гг. — англо-французская интервенция в Крым, боевые действия в Закавказье (Кавказский фронт), попытки высадки англичан на Аландских островах, на Соловках и на Кольском полуострове, в Петропавловске-Камчатском. Основные сражения: на реке Альма, оборона Севастополя, бои за Малахов курган. Полководцы: П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, Н. Н. Муравьев.
Презентация стр. 30 В 1856 г. был подписан Парижский мирный договор между Турцией, Англией, Францией, Австрией, Пруссией, Сардинией, с одной стороны, и Россией — с другой. Условия: • от России отторгалась южная часть Бессарабии с устьем Дуная; • в обмен на Каре с областью России возвращались Севастополь, Евпатория и другие города в Крыму; • Черное море становилось нейтральной территорией: России и Турции запрещалось иметь военный флот и береговые укрепления на Черном море; • черноморские проливы объявлялись закрытыми в мирное время для военных кораблей всех стран; • Россия лишалась права защиты православного населения Османской империи, покровительства Сербии, Молдавии и Валахии. История – это наука, изучающая человеческое общество в его развитии. В силу предмета изучения она относится к ряду социальных наук, занимая в нём особое место. Две главные особенности отличают историю от других наук о человеке:
Историк, в отличие от специалистов в других социальных науках, имеет дело с явлениями самых разных типов: • экономическими — фактами хозяйственной жизни людей; • социальными — группами и слоями общества, принципами взаимодействия между ними, социальными институтами — основными учреждениями и устойчивыми правилами, в соответствии с которыми регулируется жизнь общества; • психологическими — эмоциями и чувствами людей и больших человеческих сообществ; • политическими и правовыми — политическими событиями, формами организации государства и управления, правовыми нормами и правилами социального поведения, сложившимися в процессе развития общества; • культурными — явлениями, порожденными человеческим духом в сфере литературы, искусства, научного знания, а также мировоззрением и представлениями о мире, характерными для конкретного общества. Предмет исследования сближает историка со специалистами в областях экономики, права, социологии, литературоведения и истории искусства. История — самая универсальная из всех социальных наук, так как все они связаны с ней корнями и происходят из интереса человеческого общества к своему прошлому. Собственно же историческое исследование базируется на основе анализа исторических источников. Источник – свидетельство прошлого, попадающее в сферу внимания исследователя (будь то рукопись, картина, документ, обряд, предмет и т.п.), которое может быть использовано как основание для какого-либо утверждения о прошлом. По общему убеждению исследователей, без источника история невозможна. Облик прошлого во многом зависит от того, как историк определяет круг источников. В разное время в историческом сознании существовали разные оценки разные критерии оценки источника. Все исторические источники можно разделить на 6 групп: 1. Наиболее многочисленная группа источников — это письменные источники (эпиграфические памятники, т. е. древние надписи на камне, металле, керамике и проч.; граффити — тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.). 2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т. д.). 3. Этнографические памятники — сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов. 4. Фольклорные материалы — памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т. д. 5. Лингвистические памятники — географические названия, личные имена и т. д. 6. Кинофотодокументы. Когда историк приступает к работе над отобранными для ознакомления источниками, первая его задача заключается в расшифровке и освоении текста, установлении его происхождения (авторства, времени, места и целей составления) и подлинности. В этих операциях, относимых обычно к внешней критике источника, исследователю оказывают помощь палеография, эпиграфика, текстология, сфрагистика, дипломатика и другие вспомогательные исторические науки. После завершения внешней критики исследователь переходит к установлению полноты, достоверности и точности сведений, содержащихся в источнике. Этот этап работы принято называть внутренней критикой источника, или герменевтикой. Для понимания источника необходимо учитывать социально-исторические условия его возникновения и конкретные обстоятельства создания. Все источники так или иначе несут на себе отпечаток представлений, убеждений и идеалов их создателей, отражают их индивидуальные взгляды и культуру эпохи. При изучении любого источника исследователю необходимо интерпретировать его данные, т. е. попытаться восстановить первоначальный смысл, учитывая его семантические изменения во времени, а также и некоторую неполноту. Сведения о прошлом по пути к историку проходят своеобразную фильтрацию, и после каждого ее этапа информации остается все меньше. Таким образом, отдельные факты могут быть безвозвратно утрачены. Однако восполнить некоторые недостающие сведения оказывается возможным по разным категориям источников; помимо того, характерные явления и процессы эпохи, как и ее значимые события, как правило, фиксируются в разнообразных свидетельствах современников, а следовательно, имеют шансы сохраниться для последующих поколений.
Событие и факт – важные исторические категории. Событие – нечто произошедшее, свершившееся: то, что попало в сферу внимания исследователя. Историю часто понимают в связи с её отношением к событиям. В историческом знании существуют разные интерпретации события. Условно их можно разделить на реалистическую и конструктивистскую. Реалистическая интерпретация - всё, что случилось в прошлом, неизменно, имеет свою структуру и зафиксировано в источниках. События, таким образом, являются сырьём для историка. Работа исследователя, в соответствии с такой позицией, оценивается с точки зрения правдивости, адекватности отражения материала по отношению к событиям прошлого. Сторонники конструктивистской интерпретации утверждают, что события не существуют независимо от исследователя. Историк, работая с разнообразными источниками, делает умозаключение о произошедшем, создает интеллектуальную конструкцию события. Таким образом, событие можно в какой-то мере рассматривать как произведение труда историка. Исследователь не описывает нечто, открыто лежащее перед ним, но «учреждает» событие, которое позволяет сгруппировать отдельные «голоса» прошлого, придать смысл свидетельствам источников. В рассуждениях историков 19-20 века понятие «событие» нередко пересекается с понятием «факт». В целом, если событие запечатлевает нечто произошедшее, то факт можно рассматривать как утверждение о событии. Понятие «факт» (лат factum – сделанное) имеет по меньшей мере два значения: одно указывает на что-либо совершившееся, другое – на достоверность, подлинность свидетельства о произошедшем.
Историческое сознание – память о прошлом и интерес к нему – свойственно в той или иной степени всем людям и народам. Вместе с тем и само отношение к прошлому, и способы получения информации о нём чрезвычайно разнообразны, что позволяет говорить о существовании разных типов исторического сознания. Для массового, или некритического, исторического сознания характерны три особенности: - осовременивание прошлого; - ретроспективный подход к прошлому, представляющему в данном контексте интерес только сточки зрения происхождения современных явлений социальной жизни; - свободное использование вымысла и воображения для реконструкции целостного образа прошлого. Массовое сознание ищет в прошлом примеры для подражания или осуждения. Это означает, что история воспринимается как своего рода иллюстрация этических предпочтений конкретной эпохи. Исторические персонажи изображаются как примеры социального поведения, им приписываются качества и мотивы, которые представители отдельного сообщества считают определяющими для собственного поведения. Трансформация истории: Социальная история Социокультурная история Новая культурная история Новая культурно-интеллектуальная история.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |