Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стандартизация




Технический регламент

ФЗ «О техническом регулировании ввел новый для России вид нормативного документа (НД) - Технический регламент. Технический регламент – документ, содержащий технические требования к продукции и процессам ее «жизненного цикла», обязательные для выполнения и имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Технические регламенты принимаются в следующих целях:

- защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества,

- защита окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений,

- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Требования, не включенные в Технические регламенты, не являются обязательными.

В РФ действуют общие технические регламенты и специальные технические регламенты.

Требования общих технических регламентов обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов (производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации). Они касаются пожарной безопасности, биологической безопасности, электромагнитной совместимости, экологической безопасности, ядерной и радиационной безопасности и т. д.

Специальные технические регламенты разрабатывают для отдельных видов продукции и процессов в тех случаях, когда степень риска причинения вреда при применении продукции или проведении процесса выше степени риска, учтенной общим техническим регламентом. Например, созданы специальные Технические регламенты о безопасности продукции для детей и подростков, требования к безопасности пищевых продуктов, производимых из сырья, полученного из генно-модифицированных растений и животных, требования к безопасности медицинской техники и изделий медицинского назначения и др.

3.1 Порядок разработки технического регламента

В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» инициировать процедуру разработки технического регламента может любое лицо (организация или гражданин).

В Государственную Думу вносится проект технического регламента. В качестве основы для разработки технического регламента могут быть использованы полностью или частично международные и (или) национальные стандарты. Регламент должен быть доступен заинтересованным лицам, поэтому уведомление о разработке технического регламента публикуется в журнале «Вестник технического регулирования». Этот журнал является печатным изданием федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию – Росстандарта.

С учетом полученных замечаний разработчик дорабатывает проект технического регламента.

Технический регламент принимает Государственная Дума в виде федерального закона. Технический регламент может быть также принят в виде Постановления правительства. В исключительных случаях при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровья граждан, окружающей среде, Президент РФ вправе издать технический регламент без его публичного обсуждения.

Технический регламент может быть также принят международным договором, подлежащим ратификации в установленном порядке.

Программу разработки технических регламентов утверждает Правительство РФ. Программа отвечает на вопрос: что разрабатывать? Следующим важным вопросом является: как определять уровень обязательных требований?

Посмотрим, как это делается в Евросоюзе. До 1985 г в ЕС действовал, так называемый, «старый подход». Он состоял в том, что в Директивах устанавливались подробные, конкретные требования к продукции. Основной недостаток этого принципа состоял в том, что уровень требований со временем меняется, а это требует внесения изменений в Директиву. Принятие новой Директивы – процедура достаточно сложная и длительная.

В 1985 г. в ЕС был принят принцип «Нового подхода». В соответствии с этим принципом в Директиве указываются только существенные (минимально необходимые) требования. Более конкретные требования и методы испытаний устанавливаются в национальных стандартах. Перечень стандартов, соответствующих конкретным Директивам, публикуется в Официальном журнале Комиссии ЕС. Такие стандарты называют согласованными (или гармонизованными) с соответствующими Директивами. Применение гармонизованных европейских стандартов обеспечивает презумпцию соответствия Директиве ЕС. То есть, если продукция выполнена по стандарту, согласованному с Директивой, то она априори (заведомо) соответствует Директиве.

(Презумпция – юр. Признание факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное (ср. презумпция невиновности))

ФЗ «О техническом регулировании» предполагает формирование подобной системы в РФ. При введении нового технического регламента на продукцию Росстандарт утверждает Перечень национальных стандартов, применение которых обеспечивает соблюдение требований регламента. Этот перечень стандартов публикуется в журнале «Вестник технического регулирования». Таким образом, выполнение требований стандартов является необходимым и достаточным условием соответствия продукции обязательным требованиям регламента.

Право выбора: воспользоваться этими стандартами или нет принадлежит изготовителю. Если изготовитель продукции не следует стандарту, то он должен доказать соответствие выпускаемой продукции требованиям регламента более сложным способом – с участием третьей стороны: органа по сертификации.

Таким образом, в соответствии с международным опытом, в России устанавливаются следующие методы и средства технического регулирования:

- установление обязательных требований к продукции на всех стадиях ее жизненного цикла (технические регламенты)

- установление конкретных требований к показателям качества продукции, работ, услуг на добровольной основе (стандарты)

- оценка соответствия продукции, работ, услуг обязательным и рекомендуемым требованиям.

Если Технический регламент отсутствует (еще не принят), то Правительство РФ ежегодно утверждает два перечня продукции

1 единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации

2 единый перечень продукции, подлежащий обязательному декларированию соответствия

 

3.2 Знак обращения на рынке

 

В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» для информирования приобретателя о соответствии продукции требованиям технического регламента используется ЗНАК ОБРАЩЕНИЯ НА РЫНКЕ:

Знак обращения на рынке представляет собой сочетание букв «Т» и «Р», вписанных в букву «С», стилизованную под измерительную скобу. Аббревиатура СТР расшифровывается как «соответствие техническому регламенту». Расположенная над буквой «Т» точка в комплексе с с буквой напоминает человечка. Этот символ должен подчеркнуть главную роль технического регулирования – обеспечение безопасности граждан.

Маркировка знаком производится заявителем (лицом, осуществляющим обязательное подтверждение соответствия) самостоятельно любым удобным

 

для него способом. Условием использования знака служит наличие зарегистрированной декларации о соответствии или сертификата соответствия, выданного органом по обязательной сертификации.

 

 

Вопросы стандартизации рассмотрены в ФЗ «О техническом регулировании» в гл.3, после технических регламентов. С позиции логичности структуры это вполне разумно. Однако с позиции первичности понятий стандартизация появилась значительно раньше. Фактическими стандартами являются азбука, архитектурные стили, одинаковые размеры пушечных ядер и одежда средневековых воинов и многое другое. Официальная стандартизация появилась в 19 в., когда было создано Международное бюро мер и весов и разработаны первые международные стандарты.

Рассмотрим роль и значение стандартизации в современном обществе. Проведем некоторую систематизацию управленческой деятельности в технической области. Ее можно разделить на два вида:

1 – деятельность, направленная на снижение себестоимости, увеличению прибыли и т.п.

2 – деятельность по управлению процессами таким образом, чтобы отклонения от заданных оптимальных параметров были минимальными.

Цель первого вида деятельности – в изменении существующей ситуации. Цель второго – в ее поддержании. То есть. объектом управления 2-го вида деятельности становится соблюдение стандартов.

 

4.1 Функции стандартизации

Наиболее важными функциями стандартизации являются следующие:

- преодоление неразумного многообразия объектов (функция упорядочения),

- обеспечение безопасности потребителей и защита окружающей среды (социальная функция),

- ресурсосбережение (в нормативный документ закладываются обоснованные ограничения на расходование сырья, материалов и других ресурсов),

- преодоление барьеров в торговле и сотрудничестве, что особенно касается международной стандартизации,

- информационная функция (ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара),

- доказательная функция (применение стандартов, согласованных (гармонизованных) с конкретным техническим регламентом, подтверждает соответствие продукции требованиям регламента).

 

4.2 Основные понятия в области стандартизации

Объект стандартизации – продукция, процесс (работа) и услуги.

В процессе трудовой деятельности специалисту приходится систематически решать одни и те же повторяющиеся задачи: составление технической и управленческой документации, измерение параметров технологических операций, измерение и учет количества продукции, контроль качества готовой продукции и т.д. Для решения каждой задачи существуют многочисленные варианты.

Целью стандартизации является нахождение оптимального решения каждой повторяющейся задачи. Экономический эффект от проведенной работы возможен только при всеобщем и многократном использовании этого решения.

Рассмотрим механизм стандартизации на примере конкретного объекта. Процесс стандартизации включает следующие стадии:

1 – отбор объектов стандартизации. Допустим, в учреждении используется определенный набор типов организационно-распорядительной документации (ОРД): приказы, акты, служебные записки и т.д. Некоторые из них составляются систематически, другие – в разовом порядке. Объектом стандартизации становятся повторяющиеся объекты,

2 – моделирование объекта стандартизации. Процессу стандартизации подвергаются не сами материальные объекты, а информация о них, отражающая их существенные признаки и свойства, то есть абстрактные модели реальных объектов. Для ОРД важнейшими признаками являются:

· Состав реквизитов (наименование организации, наименование документа, юридический адрес, удостоверение подлинности и т.д.)

· Оформление реквизитов (форма, содержание, месторасположение)

· Требования (к учету, к содержанию),

3 – оптимизация модели. В разных организациях варианты исполнения документа могут быть разными. Возможен разный состав реквизитов, их оформление, использование разных бланков и т.д. Задача стандартизации – отобрать необходимый и достаточный вариант, содержащий все необходимые реквизиты. Оптимальное решение достигается использованием общенаучных методов (математических методов оптимизации) и специфических методов стандартизации (параметрирование, типизация и пр.). В результате преобразования получается оптимальная модель стандартизуемого объекта,

4 – стандартизация модели. На заключительном этапе осуществляется собственно стандартизация – разработка нормативного документа (НД) на базе унифицированной модели.

Из рассмотренного механизма становится понятной сущность стандартизации, которая отражена в следующем определении: с тандартизация – это деятельность по выявлению оптимального решения повторяющейся задачи.

В ФЗ «О техническом регулировании» дается такое определение стандартизации: стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, а также повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг.

Результатом стандартизации является нормативный документ.

 

4.3 Принципы стандартизации

 

Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки и применения стандартов.

Можно выделить следующие важнейшие принципы стандартизации:

1) Добровольность применения национальных стандартов. Принцип добровольности стандартов реализуется только при выборе решения о применении (или не применении) стандарта или его разделов. Положительное решение о применении стандарта может быть принято в форме договора или ссылки в техническом документе. В таком случае исполнитель (объект хозяйственной деятельности) обязан выполнять требования стандарта в принятом объеме (целиком стандарт, или его отдельные разделы). Здесь уместна аналогия с военной службой по контракту: заключивший контракт, добровольно приняв установленные «правила игры», обязан строго им следовать (выполнять устав, приказы командира и пр.)

2) Сбалансированность интересов заинтересованных сторон, то есть разработчиков, изготовителей и потребителей продукции (или услуги). Иначе говоря, необходим максимальный учет законных интересов перечисленных сторон. Сбалансированность интересов достигается разработкой стандартов Техническими комитетами по стандартизации (ТК). В состав ТК входят представители всех заинтересованных сторон.

3) Системность и комплексность стандартизации. Системность – это рассмотрение каждого объекта как части более сложной системы. Например, стандарты на готовую продукцию должны быть увязаны со стандартами на сырье, материалы, комплектующие детали, методы испытания и т.д.

Системность стандартизации часто проявляется в создании, так называемых, комплексных стандартов. Комплексные стандарты, как правило, содержат общие требования к нематериальным объектам. К этому типу относятся межотраслевые комплексные стандарты.

Все межотраслевые комплексные стандарты можно условно разделить на три группы:

А) Стандарты, обеспечивающие качество:

Номер комплексного стандарта Аббревиатура названия Расшифровка аббревиатуры
  ЕСКД Единая система конструкторской документации
  ЕСТД Единая система технологической документации
  СПКП Система показателей качества продукции
  ЕСТПП Единая система технологической подготовки производства
  СРПП Система разработки и постановки продукции на производство

 

Б) Стандарты по управлению и информации

Номер комплексного стандарта Аббревиатура названия Расшифровка аббревиатуры
  СИБИД Система информационно-библиографической документации
  УСД Унифицированная система документации

 

В) Стандарты социальной сферы

Номер комплексного стандарта Аббревиатура названия Расшифровка аббревиатуры
  ССБТ Система стандартов безопасности труда
  Без аббревиатуры Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов
  Без аббревиатуры Безопасность в чрезвычайных ситуациях

 

4) Динамичность и опережающее развитие стандартов.

Стандарты моделируют реально существующие объекты и закономерности. Из-за высокого темпа старения многих видов продукции стандарты могут стать тормозом развития, поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. С этой целью стандарты периодически проверяются, в них вносятся изменения.

Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвергнут моральному старению, он должен опережать развитие техники. Этому служит принцип опережающей стандартизации. Принцип опережающей стандартизации заключается в том, что в стандарте устанавливаются повышенные требования к объектам. То есть такие требования, которые будут оптимальными в последующее время. Один из видов опережающих стандартов – так называемые ступенчатые стандарты. Например, Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) разработала экологические стандарты Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4, Евро-5, внедрение которых привело к поэтапному повышению требований к вредным выбросам автомобилей. Для РФ в качестве опережающих стандартов часто служат международные стандарты или национальные стандарты развитых стран.

5) Эффективность стандартизации. Применение стандартов может давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, применение которых ведет к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Социальный эффект дают стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды.

 

4.4 Методы стандартизации

 

Для нахождения оптимального решения повторяющихся задач стандартизация использует различные методы, в том числе известные математические методы и модели оптимизации. Из специальных методов, применяемых в стандартизации, основными являются:

- упорядочение объектов стандартизации,

- параметрирование,

- унификация.

 

4.4.1 Упорядочение

Упорядочивание направлено на сокращение неразумного многообразия объектов. Основным приемом упорядочения является систематизация.

Систематизация объектов стандартизации производится путем научно обоснованного классифицирования и ранжирования объектов. В результате этой работы создаются классификаторы. Например, ОКС – общероссийский классификатор стандартов, ОКП – общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции и др. ОКП состоит из двух частей: классификационной и ассортиментной. В классификационной части представлены цифровые обозначения классов, подклассов, групп, подгрупп, видов продукции. В ассортиментной – приведены наименования, конкретные типы, марки. Например:

Классификационная часть Ассортиментная часть
Класс Подкласс Группа Подгруппа Вид
          Продукция целлюлозно-бумажной промышленности
          Тетради школьные, обои и бумажно-беловые товары
          Бумажно-беловые товары
          Тетради и дневники школьные
          Тетради для письма карандашом

 

То есть код последней продукции будет – 54 6 3 1 4. Зная этот код, в обратном порядке можно идентифицировать продукцию.

 

 

4.4.2 Параметрирование

Параметры продукции – это количественная характеристика ее свойств. Наиболее важными параметрами продукции, характеризующими ее назначение, являются:

- размерные параметры (длина, ширина, высота, объем),

- весовые (масса продукции),

- параметры, характеризующие производительность машин и оборудования (производительность вентиляторов, пылесосов, полотеров, скорость движения транспортных средств и т.д.),

- энергетические параметры (потребляемая мощность, напряжение и др.).

Любая продукция характеризуется обычно набором параметров, причем каждый параметр имеет свое определенное значение.

Значения параметров устанавливают разработчики продукции при ее проектировании. На первом этапе разработки проектировщики рассчитывают значения параметров, исходя из технического задания. Однако в проект закладывают не расчетные результаты, а значения, близкие к расчетным, но выбранные из определенных рядов чисел. Эти ряды чисел называются параметрическими рядами или рядами предпочтительных чисел.

Использование одних и тех же рядов для выбора значений любых параметров любых объектов обеспечивает совместимость разных видов продукции: детали совмещаются с готовым изделием и транспортными средствами, электродвигатель совмещается с технологическим оборудованием, предохранительный клапан с котлом, трубопроводы с реактором и т.д.

Совокупность параметрических рядов называют системой предпочтительных чисел. Эту систему предложил в 1866 г. инженер-капитан французской армии Шарль Ренар.

Система предпочтительных чисел представляет собой набор геометрических прогрессий (то есть рядов чисел, в которых каждое последующее число получают, умножая предыдущее на одну и ту же величину, называемую знаменателем прогрессии). В качестве знаменателей прогрессий Ш.Ренар предложил использовать следующие величины:

.

В честь изобретателя системы предпочтительных чисел рядам присвоено обозначение R. Кроме буквы R обозначение включает цифровой индекс, соответствующий показателю степени знаменателя прогрессии: R5, R10 и т.д.

С увеличением показателя степени знаменатель прогрессии уменьшается:

Обозначение Знаменатель прогрессии
R5
R10
R20
R40
R80

 

Ряд R5 представляет собой последовательность чисел:

1,00; 1,60; 2,56; 4,10; 6,55; 10,50; 16,80 и т.д.

Ряд R10:

1,00; 1,25; 1,60; 2,00; 2,54; 3,20; 4,00 и т.д.

Количество чисел в интервале от 1 до 10 для ряда R5 составляет 5, для ряда R10 – 10, для ряда R20 – 20, для ряда R40 – 40.

Поскольку совместимость является одной из наиболее важных характеристик продукции, то ряды предпочтительных чисел в 1973 г. вошли в Международный стандарт ИСО 3-73А. В 1984 г был принят ГОСТ 8032-84 «Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел», соответствующий международному стандарту.

При выборе того или иного ряда стандарт рекомендует проектировщикам или разработчикам продукции учитывать интересы как производителей, так и потребителей продукции. То есть частота ряда в каждом конкретном случае должна быть оптимальной: слишком частый («густой») ряд позволит максимально удовлетворять интересы потребителя, но из-за чрезмерного расширения номенклатуры продукции приведет к большим производственным затратам. Поэтому по стандарту ряд R5 является более предпочтительным, чем ряд R10, а ряд R10 – предпочтительнее ряда R20.

В соответствии с международным стандартом ряды:

R5, R10, R20 и R40 считаются основными, ряд R80 – дополнительным. Его рекомендуют использовать только в порядке исключения.

Ряды предпочтительных чисел могут быть неограниченными, тогда их обозначают, как было показано ранее: R5, R10, R20…. (буквенный индекс и цифра).

Если ряд чисел ограничивают, то в обозначении указывают пределы, например,

R10 (1,25….) – для рядов, ограниченных числом 1,25 (включительно) в качестве нижнего предела,

R20 (….45) – для рядов, ограниченных числом 45 (включительно) в качестве верхнего предела

R40 (75….300) – для рядов, ограниченных числами 75 и 300 (включая обе величины).

Допускается использование производных рядов, которые составляют путем отбора каждого n-ного члена основного ряда (например, каждого 2-го, 3-го, 4-го и т.д.).

Производные ряды обозначают индексом основного ряда, после которого ставится дробь и число n (соответственно 2, 3, 4 и т. д.). Например, R5/2 или R10/3. При использовании ряда R10/3 получаем последовательность, знаменатель которой примерно равен 2:

1; 2; 4; 8; 16; 31,5……

Производные ряды, как и основные, могут быть ограничены и не ограничены. Ограничения производных рядов указывают в скобках, как и ограничения основных рядов.

Ряды предпочтительных чисел обязательно используются при проектировании технологических процессов и технологического оборудования. Ряд R5 нашел широкое применение в машиностроении: на нем базируются все допуска и посадки.

Ряды R не являются единственными. В электро- и радиотехнике уже давно применяют предпочтительные числа, построенные по рядам Е, принятым Международной электротехнической комиссией. Ряды Е состоят из округленных величин чисел со знаменателем ряда:

Е 3 =

Е 6 =

Е 12 =

Например, номинальные сопротивления постоянных резисторов и номинальные емкости постоянных конденсаторов выбирают из ряда Е 6.

 

4.4.3 Унификация

Унификация – это сокращение разновидностей продукции одинакового функционального назначения.

При отсутствии стандарта разнообразие любой продукции имеет тенденцию к увеличению до тех пор, пока не будут исчерпаны все более или менее обоснованные варианты. Это относится не только к конкретной продукции. но и к абстрактным предметам: действиям, свойствам, идеям.

В рамках фирмы (предприятия) темпы роста разновидностей продукции можно довольно точно изобразить следующей схемой:

 

Количество

видов

продукции

Годы

А – число видов продукции к моменту введения стандарта по номенклатуре продукции (10-й год). Сначала ступени длинные, потом – все короче: в начальный момент, когда организовывали производство, предполагали 3 вида продукции. Через 2 года было разработано еще 2 вида, далее каждый год прибавлялось по одному виду продукции.

В – число видов продукции по стандарту

С – ожидаемое количество разновидностей после введения стандарта

Д – вероятное число разновидностей в случае, если бы стандарт не был разработан.

Сокращение номенклатуры продукции до оптимального значения осуществляют путем унификации.

Объекты унификации – те же, что и объекты стандартизации: продукция, работы (процессы, технологии), услуги.

Унификацию обычно проводят следующими способами:

Симплификация

Типизация

Агрегатирование (блочно-модульный или агрегатно-модульный метод)

 

Симплификация от англ. simple – простой – упрощение. Этот способ заключается в уменьшении разновидностей объектов до количества, которое необходимо и достаточно для удовлетворения существующих потребностей. То есть симплификация – это сокращение излишних разновидностей объектов. При этом в оставшиеся объекты не вносят каких-либо технических изменений.

В качестве примера можно рассмотреть унификацию смазочных масел для газо-турбинных двигателей (ГТД), применяемых для наземной техники. ГТД применяются не только в авиации, но также для перекачки нефти по магистральным трубопроводам, в подвижных энергоустановках (судовые ГТД), в некоторых транспортных средствах (военных).

Для смазывания этих ГТД можно использовать 6 видов масел:

МК-8, МК-8п, МС-6, МС-8п, смесь МК-8 с арктическим дизельным топливом и масло для судовых ГТД.

Сравнительные испытания показали, что лучшими свойствами характеризуется масло МС-8п. Оно и было рекомендовано для всех перечисленных областей применения. При замене применяемых масел на МС-8п увеличилась надежность и долговечность техники, а также возрос срок службы масла.

Типизация – создание типовых (образцовых) объектов: конструкций, технологических приемов, правил, форм документации. В отличие от предыдущего метода отобранные объекты могут подвергаться техническим преобразованиям, направленным на повышение их качества и универсальности. То есть типизация – разработка ограниченного количества типовых решений для создания новой продукции и технологических процессов. Типизация широко применяется в химической технологии: при проектировании новых производств широко используют типовые конструкции печей, теплообменников, реакторов и другого оборудования.

Дальнейшим развитием метода типизации является агрегатирование (блочно-модульный метод). Этот метод заключается в том, что новая продукция или технологические процессы полностью создаются из типовых элементов (агрегатов, модулей). Типовые элементы в этом случае должны быть совместимы друг с другом по всем параметрам и взаимозаменяемы.

На первом этапе развития этого метода готовое изделие (продукцию) расчленяли на независимые сборочные единицы (агрегаты, блоки, модули) так, чтобы каждая из сборочных единиц выполняла в изделии определенную функцию. Затем эти сборочные единицы изготавливались как самостоятельные изделия, и их качество оценивалось независимо от всего изделия.

Отраслью родоначальником агрегатно-модульного метода является судостроение, где уже давно применяется принцип сборки судов из заранее приготовленных частей (модулей).

Сейчас блочно-модульный метод широко применяется в машиностроении, приборостроении, радиоэлектронике и других областях техники.

Современный этап развития метода – это переход к созданию сложных систем с большим различием характеристик на базе крупных агрегатов - модулей. Например, этот метод лежит в основе создания гибких производственных систем и робототехнических комплексов, таких как станки с числовым программным управлением ЧПУ, транспортные устройства и др.

Блочно-модульный метод используется при создании комплексных установок в нефтепереработке и основном органическом синтезе.

В качестве примеров можно привести установки ГК-3, ЛК-6у, производство ароматических углеводородов. Отдельные установки, входящие в состав комплексов, можно рассматривать как модули.

Комплексная установка ГК-3 (грозненская комбинированная) включала: ЭЛОУ, АВТ, Термический крекинг, Каталитический крекинг и ГФУ. Установки жестко связаны друг с другом без промежуточных резервуаров. Горячие потоки с одной установки напрямую следуют на другую. Капитальные вложения в установку ГК-3 по сравнению с комплексом отдельно стоящих установок соответствующей мощности сократились на 10 %, численность обслуживающего персонала уменьшилась в 2,8 раза. Расход энергии и воды (за счет исключения промежуточных резервуаров и передачи горячих потоков с одной ступени на другую) сократились в 2 раза. В связи с этим затраты на обработку нефти уменьшились в 1,75 раза.

Следующим этапом широкого комбинирования явилось строительство мощных комбинированных установок ЛК-6у (Ленинградская комбинированная), которая включала ЭЛОУ, АВТ, Риформинг, Гидроочистку керосина и дизельного топлива, ГФУ. Установка ЛК-6у до настоящего времени работает на Мозырском НПЗ (Беларусь).

Об экономической эффективности комбинированной установки ЛК-6у по сравнению с комплексом отдельно стоящих установок можно судить по следующим данным:

Показатели ЛК-6у Комплекс отдельных установок
Количество установок, шт.    
Товарная продукция, %   97,2
Капитальные вложения (всего),%   112,8
Фондоотдача, %   88,4
Численность обслуживающего персонала, чел.    
Производительность труда, %   68,6
Эксплуатационные расходы, %   110,5
Занимаемая площадь, га 4,7 10,3

 

Существует целая группа комплексных установок по производству аренов и ряда других продуктов.

В целом, преимущества блочно-модульного метода создания продукции заключается в следующем:

- в ускорении создания новой техники из заранее сконструированных и изготовленных модульных частей

- в снижении трудоемкости разработки новой продукции

- в повышении надежности изделий, т.к. в их состав включаются узлы и агрегаты, изготовленные по налаженной технологии, многократно проверенные и не требующие доводки.

Для широкого внедрения блочно-модульного метода в проектирование, производство и эксплуатацию необходимо обеспечить совместимость и взаимозаменяемость блоков по всему спектру параметров (размерных, энергетических, функциональных), что является функцией стандартизации.

 

4.5 Краткая история отечественной стандартизации

 

Началом официальной стандартизации в нашей стране можно считать введение метрической системы мер и весов в 1875 г

1925 г. Создан первый центральный орган по стандартизации – «Комитет по стандартизации» при Совете труда и обороны.

Введена первая категория стандартов – ОСТ – общесоюзный стандарт.

Разработаны первые стандарты: на селекционные сорта пшеницы, чугун, прокат черных металлов и некоторые товары народного потребления.

1940 г. «Комитет по стандартизации» превращен во «Всесоюзный комитет по стандартизации» при Совнаркоме СССР.

Вместо ОСТов введена категория стандартов ГОСТ – государственный общесоюзный стандарт.

1968 г. Главным органом по стандартизации стал Госстандарт (государственный комитет по стандартизации при Совете Министров СССР).

Разработан комплексный основополагающий (организационно-методический) стандарт, обозначенный номером 1 и названный ГСС – Государственная система стандартизации СССР. В стандарте были установлены правила, принципы и методы стандартизации.

В первом стандарте этого комплекса ГОСТ 1.0 – 68 введены четыре категории стандартов:

- государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ)

- республиканский стандарт (РСТ)

- отраслевой стандарт (ОСТ)

- стандарт предприятия (СТП).

Выполнение всех требований стандартов (в пределах сферы действия) было обязательным: ГОСТы должны были выполнять все предприятия страны, РСТ – предприятия союзных республик, ОСТы – предприятия отрасли (ведомства, министерства), СТП – конкретного предприятия, разработавшего стандарт.

Разработку стандартов осуществляли Министерства и ведомства - разработчики продукции, что позволяло им во многих случаях лоббировать свои интересы, пренебрегая интересами потребителей.

1992 г. В связи со становлением государственной самостоятельности России началась реформа Государственной системы стандартизации СССР.

Главным органом по стандартизации стал Госстандарт РФ. То есть общее руководство работами по стандартизации по-прежнему осуществляло государство. Госстандарт выполнял свои функции непосредственно и через созданные им территориальные органы – Центры стандартизации и метрологии (ЦСМ).

В 1993 г. принят ФЗ «О стандартизации», что знаменовало появление законодательной базы стандартизации.

На основании этого закона комплексный стандарт ГСС СССР был заменен на ГСС РФ. Изменилось не только название основополагающего стандарта, но и во многом его содержание. В новом комплексе стандартов ГСС РФ введены новые нормативные документы:

1 Стандарты бывш. СССР – ГОСТы не утратили своей силы, а были переведены в межгосударственные стандарты СНГ, сохранив свою аббревиатуру.

2 Появились государственные стандарты России – ГОСТ Р

3 Перестали разрабатываться РСТ и ОСТы, хотя утвержденные ранее эти нормативные документы продолжали действовать. До сих пор их можно иногда встретить в Указателе стандартов.

4 Остались стандарты предприятий (СТП)

5 Была введена новая категория нормативных документов – стандарты научно-технических обществ (СТО)

6 По закону РФ (1992 г. «О защите прав потребителей») к государственным стандартам были приравнены общероссийские классификаторы (ОК) и своды правил (СП): СНиПы, Сан Пи Ны, НПБ и др.

· СНиП – строительные нормы и правила

· Сан Пи Ны – санитарные нормы и правила

· НПБ – нормы пожарной безопасности

В соответствии с Законом «О стандартизации» стандарты стали делиться на 2 части: обязательные требования и рекомендуемые требования. К обязательным требованиям были отнесены: безопасность, экологичность, взаимозаменяемость и совместимость продукции. Эта тенденция получила развитие через 10 лет: в 2003 г. начался переход к полностью добровольным стандартам.

Для разработки стандартов стали создаваться Технические комитеты по стандартизации.

Для оценки соответствия продукции требованиям стандартов была введена сертификация – принят ФЗ «О сертификации».

2003 г. В 2003 г. со вступлением в силу ФЗ «О техническом регулировании» начался следующий период реформирования системы стандартизации. Он продолжается до настоящего времени.

Начало его ознаменовалось тем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ Госстандарт России был преобразован в Федеральное агентство по техническому регулированию (Росстандарт) и получил статус национального органа по стандартизации. Национальный орган по стандартизации формально не является органом государственного управления. Хотя пока Росстандарт находится в ведении Министерства промышленности и торговли РФ (Минпромторга России), в перспективе национальная система стандартизации будет возглавляться негосударственной организацией. Изменение статуса российской системы не означает, что государство не будет участвовать в деятельности национальной системы стандартизации. Его регулирующая роль заложена в статьях 11-17 Федерального закона «О техническом регулировании». В частности она будет проявляться в регламентировании целей и принципов стандартизации, а также правил разработки и утверждения национальных стандартов. Подобным образом обстоят дела и в других промышленно развитых странах.

Со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» Закон «О стандартизации» (1993 г.) утратил силу. Комплекс организационно-методических стандартов ГСС РФ был заменен комплексным стандартом, названным «Стандартизация в Российской Федерации». Во многих странах этот комплекс организационно-методических стандартов называют «Национальная система стандартизации». В России этот термин оказался неприемлемым, т.к. он не охватывал все уровни стандартизации (межгосударственные стандарты, стандарты организаций, своды правил и т.д.).

Изменился состав НД:

Появился новый НД – Технический регламент,

Остались: - ГОСТ (межгосударственные стандарты)

- ГОСТ Р (национальные стандарты)

- СТО (стандарты организаций, куда вошли стандарты

предприятий (СТП) и стандарты обществ (СТО))

- Общероссийские классификаторы

- Своды правил (СП). (За рубежом своды правил известны как

Кодекс установившейся практики).

Осталась система разработки стандартов Техническими комитетами по стандартизации (ТК).

Стандарты стали полностью добровольными. Обязательные требования к продукции должны формулироваться в Технических регламентах.

Изменилась система оценки соответствия (сертификации).

 

4.6 Органы и службы стандартизации в Российской Федерации

 

Органы по стандартизации – это организации, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

Руководство российской национальной системой стандартизации, как уже указывалось, осуществляет национальный орган по стандартизации – Росстандарт. Это орган принимает программы разработки национальных стандартов, утверждает национальные стандарты, вводит в действие общероссийские классификаторы, ведет учет документов по стандартизации, обеспечивает их доступность заинтересованным лицам. В структуру Росстандарта входят межрегиональные территориальные управления (в Москве, СПб, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Хабаровске).

Службы стандартизации создаются для проведения работ по стандартизации на разных уровнях:

- Это научно-исследовательские институты: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт), ВНИИ сертификации, Всероссийский научно-исследовательский институт классификации и кодирования информации и др.

- Технические комитеты по стандартизации (ТК), основная функция которых – разработка национальных стандартов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.208 сек.