Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ретроспективный анализ инновационных процессов в образовании




План

Лекция

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (XVIII-XIX ВЕКА).

План

Лекция

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVII ВЕКА).

План

Лекция

КЛАССИЧЕСКИЕ ОБРАЗЦЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.

План

Лекция

Становление истории педагогики как науки. Современные подходы к изучению историко-педагогического процесса. Методы и источники исследования историко-педагогического процесса. Концептуализация историко-педагогического знания. Основы гуманного воспитания в первобытном обществе. Феномен Древневосточных цивилизаций как прародины образования. Педагогика конфуцианства. Философские основания античной педагогики (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Квинтилиан Марк Фабий.).

 

Контрольные вопросы

  1. Как соотносятся объект и предмет истории педагогики?
  2. Как и почему изменились подходы к изучению историко-педагогического процесса?
  3. Какие отрасли знаний привлекает история педагогики для целостного изучения историко-педагогического процесса?
  4. Какие методы используют современные ученые для исследования педагогических проблем прошлого?
  5. Почему в первобытную эпоху воспитание носило гуманистический характер?
  6. В чем особенность педагогической традиции Древневосточной цивилизации?
  7. Какие из педагогических идей философов Античности остаются актуальными и в наше время?

 

Литература

1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учебник для студентов пед. вузов: в 2 ч. – Волгоград, 2007. – Ч.2.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.

3. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход // Педагогика. 1995. № 3.

4. Кошелева О.В. Методологические проблемы истории педагогики // Педагогика. 1991. № 3. С. 31-36.

5. Равкин З.И. Актуальные вопросы методологии историко-педагогического исследований. М., 1993.

6. Становление гуманистических основ педагогической теории в условиях инновационного поиска: На материале экспериментального курса «Философия и история образования»: учеб. пособие/ Куликова С.В., Саранов А.М., Зайцев В.В. [и др.]. – Волгоград: Перемена, 1998. С. 9-12.

7. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.

8. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Типы учебных заведений в эпоху средневековья. Рыцарская система воспитания. Педагогическая мысль и образование эпохи Возрождения (Витторино да-Фельтре, Т. Мор, Ф. Рабле, Т. Кампанелла). «Великая дидактика» и классно-урочная система Я.М. Коменского, как первая новация в педагогической практике.

Контрольные вопросы

1. Чем отличались взгляды на воспитание и образование в эпоху раннего средневековья от эпохи Возрождения?

2. Укажите принципы обучения Я.А. Коменского, по которым до сих пор строится школьное образование. Что из педагогического наследия Я.А. Коменского уже не применяется?

3. Как зарождались идеи о необходимости естественного и разностороннего развития ребенка?

4. Почему в педагогике Западной Европы конца XIX – начала XX века встал вопрос о свободном развитии личности?

Литература

1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учебник для студентов пед. вузов: в 2 ч. – Волгоград, 2007. – Ч.2.

2. Становление гуманистических основ педагогической теории в условиях инновационного поиска: На материале экспериментального курса «Философия и история образования»: учеб. пособие/ Куликова С.В., Саранов А.М., Зайцев В.В. [и др.]. – Волгоград: Перемена, 1998. С. 65-98.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.

4. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: Таблицы, схемы, опорные конспекты: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

Воспитание у славян в период родовой общины. Воспитательный потенциал русской народной культуры (мифы, сказки, сказания, былины, пословицы, поговорки, колыбельные песни). Влияние православия на воспитание и образование Руси. Киевская Русь (IХ-ХШ вв.) Школа и образование в период правления Петра I.

Контрольные вопросы

1. В чем Вы видите влияние народной культуры на воспитание подрастающего поколения? Какие особенности воспитания в славянских общинах были бы востребованы и сегодня?

2. Как принятие Христианства повлияло на воспитание и обучение на Руси?

3. Какие памятники древнерусской культуры оказали влияние на развитие педагогической мысли?

4. В чем Вы видите причину отставания российской педагогической мысли и образования в допетровское время?

5. Как Вы оцениваете реформы Петра I и их значение для образования России? Можно дать им однозначную оценку?

Литература

1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учебник для студентов пед. вузов: в 2 ч. – Волгоград, 2007. – Ч.2.

2. Джуринский А.Н. История педагогики. М., 1999.

3. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишев, Б.Н. Митюров. - М, 1985.

4. Антология педагогической мысли России ХVIII в./ Сост. Н.А. Соловков. М., 1985.

5. Становление гуманистических основ педагогической теории в условиях инновационного поиска: На материале экспериментального курса «Философия и история образования»: учеб. пособие/ Куликова С.В., Саранов А.М., Зайцев В.В. [и др.]. – Волгоград: Перемена, 1998. С. 98-179.

 

 

Образовательные реформы Екатерины II. Создание в России государственной системы образования (реформы Александра I). Классическая гимназия. Разработка научных основ педагогики (Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт). Общественно-педагогическое движение в России.

 

Контрольные вопросы

1. Выделите этапы во взглядах на образование Екатерины II.

2. Сравните цели и содержание образования в дореволюционных гимназиях России с современным гимназическим образованием.

3. В чем Вы видите различия в педагогических идеях западников и славянофилов?

4. Какое влияние оказало общественно-педагогическое движение рубежа XIX – XX веков на изменение взглядов на воспитание и образование в России?

Литература

1. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: учебник для студентов пед. вузов: в 2 ч. – Волгоград, 2007. – Ч.2.

2. Антология педагогической мысли России ХVIII в./ Сост. Н.А. Соловков. М., 1985.

3. Антология педагогической мысли России первой половины ХIХ века/ Сост. Н.А. Соловков. М., 1987.

4. Текст лекций к спецкурсу «Становление и развитие теории и практики национального образования в России XIX – начала XX в.» – 2-е изд. – учеб. пособие. – Волгоград: Перемена, 2007. С. 27-38, 39-50, 77-83.

5. Становление гуманистических основ педагогической теории в условиях инновационного поиска: На материале экспериментального курса «Философия и история образования»: учеб. пособие/ Куликова С.В., Саранов А.М., Зайцев В.В. [и др.]. – Волгоград: Перемена, 1998. С. 98-179.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 834; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.