Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные методологические подходы исторического познания

· Теологический подход – религиозное понимание истории, основанное на признании Высшего Разума (Бога-Творца) и созданного им божественного миропорядка, Бог-Творец – основа миробытия, первооснова всего сущего, он придал сокровенный смысл историческому существованию и развитию человека.

· Субъективизм – подход, в соответствии с которым ход истории определяют выдающиеся люди; отрицает объективные законы природы и общества, рассматривает исторический процесс как результат проявления мирового духа.

· Географический детерминизм – историко-философский подход, утверждающий, что основные исторические события обусловлены природной средой, абсолютизирует роль географических факторов в развитии исторического процесса.

· Эволюционизм – подход, в соответствии с которым история рассматривается как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития.

· Рационализм – признание разума единственным источником познания.

· Марксизм – рассматривает исторический процесс как последовательную смену в истории человечества общественно-исторических формаций, абсолютизирует социально-экономические факторы и игнорирует духовную, ментальную специфику в истории народов, человеческий фактор. Таким образом, в основе марксистской теории исторического развития лежит понятие «формация». Формационный подход к структурированию истории был предложен К. Марксом. Марксизм выделял пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Основоположниками марксистского подхода к изучению истории были К. Маркс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин.

· Цивилизационный подход – рассматривает исторический процесс как последовательную смену культурно-исторических типов (цивилизаций). Таким образом, в основе цивилизационного подхода в изучении истории лежит понятие «цивилизация». Большую роль в развитии цивилизационного подхода сыграли Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер.

· Синтетический подход – соединяет различные системы исторического познания в единое органическое целое.

 

Предметом истории является изучение развития человеческого общества как единого противоречивого процесса.

 

Историография – специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки, ее становление и развитие как сложный, многогранный и противоречивый процесс и его закономерности. Она также изучает закономерности смены и утверждения исторических концепций и их анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историка или группы ученых как на весь ход исторического процесса в целом, так и на его различные проблемы и стороны.

Вплоть до конца XVI в. основным типом исторических сочинений были летописи. Наибольшую известность получила «Повесть временных лет» монаха Нестора (I четверть XII в.).

Отцом русской исторической науки считается В.Н. Татищев (1686–1750), современник Петра I, представитель «дворянской» историографии. Он создал первый обобщающий труд по истории под названием «История Российская с самых древнейших времен» и стал о сновоположником «дворянской» исторической науки. Развитие истории связывал с деятельностью правителей.

К «дворянской» историографии относят М.М. Щербатова и И.Н. Болтина (II половина XVIII в.) и Н.М. Карамзина (1766–1826), современника А.С. Пушкина и Александра I, автора многотомной «Истории государства Российского». Н.М. Карамзин считал, что решающую роль в истории играли великие люди.

Представителями «государственной» школы российской историографии в XIX в. были С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин. С.М. Соловьев (1820–1879) создал 29-томную «Историю России с древнейших времен». Учеником С.М. Соловьева был В.О. Ключевский (1841–1911), автор «Курса русской истории».

Большое влияние на развитие исторической науки в России 30–40-х годов XIX в. оказала дискуссия между западниками и славянофилами. Западники были сторонниками развития России по пути Западной Европы. К западникам относились Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, К.Д. Кавелин и др. Славянофилы рассматривали российскую историю как исключительно самобытную. Славянофилами были А.С. Хомяков, братья Аксаковы и др.

После Октября 1917 г. началось создание марксистскойконцепции отечественной истории, она господствовала в исторической науке до распада СССР (1991 г.). Марксизм (учение К. Маркса и В.И. Ленина) стал методологической основой для изучения истории СССР. Одним из основоположников советской исторической науки (родоначальником марксистской концепции отечественной истории) был М.Н. Покровский (1868–1932). Приоритетными направлениями марксистской концепции отечественной истории стали история классовой борьбы, история рабочего класса, крестьянства, коммунистической партии и пр.

 

Раздел 2. ДРЕВНЯЯ РУСЬ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ В XIII–СЕРЕДИНЕ XV ВВ.

 

 

Тема 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

Праславянская общность в период с сер. I тыс. до н.э.–I тыс. н.э. распалась на три группы славян. К южных относятся современные болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы; западным – поляки, чехи, словаки; восточным – русские, украинцы, белорусы. Три народа из восточных славян выделились к XVI веку.

 

Восточнославянские племенные союзы VIII–IX вв. – кривичи, радимичи, северяне, древляне, уличи, тиверцы, дреговичи, вятичи, поляне, словене, полочане, волыняне.

 

Соседи восточных славян: чудь, меря, мурома, марийцы, веси, хазары, авары, печенеги, южные и западные славяне.

 

Основные занятия восточных славян – пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, зернобобовые и волокнистые культуры), животноводство (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи), ремесло (кузнечное, железоделательное, ювелирное, гончарное, прядение, ткачество, выделка мехов и кожи), охота, рыболовство, бортничество, обмен и внешняя торговля. Жито – название зерновых культур. Бортничество – сбор меда диких пчел. Основные системы земледелия – перелог и подсечно-огневая системы, которые постепенно вытесняются двухпольной (поле делилось на две части: яровые засевались весной, озимые – осенью) и трехпольной (поле делилось на три части: яровые, озимые и пар – часть поля, которая не засевалась) системами с паровым клином. Основные орудия труда земледельцев – рало, деревянный плуг с железным лемехом. Торговый путь «из варяг в греки» – связывал Скандинавию с Константинополем (IX–Х вв.).

Общественно-политическое устройство восточных славян – вече (народное собрание), племенное военное ополчение из свободных общинников, старейшины, князья, княжеская дружина, волхвы (жрецы).

Вервь (мир) – соседская община у восточных славян, объединяла живших на одной территории.

Славянские языческие боги: Перун – бог грома, молнии, войны, покровитель княжеской дружины, Дажьбог (Хорс) – бог солнца, Стрибог – бог ветра, Мокошь – богиня земли и плодородия, Семаргл (крылатый пес) – покровитель посевов, Велес – покровитель скотоводства.

Факторы (предпосылки) возникновения государства :

· социально-экономические – демографический рост, развитие земледелия и обмена, появление частной собственности; возникает имущественное неравенство между членами общества, начинается процесс социальной дифференциации общества (различие в положении людей в обществе);

· внутриполитические – усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения привели к возвышению князя и дружины, складыванию межплеменных союзов, которые приобрели форму племенных княжений, в IX в. существовали два крупных территориально-политических образования – на юге (вокруг Киева) и на севере (вокруг Новгорода);

· внешнеполитические – необходимость противостояния агрессивным соседям, особенно Хазарскому каганату; стремление взять под контроль торговые пути, связывавшие Запад с Востоком и Югом.

Норманнская теория (варяжская) теория о создании государства у восточных славян, разработанная на основе анализа летописи «Повесть временных лет» немецкими учеными Г.Ф.Миллером, А.Л. Шлецером, Г.З. Байером, приглашенными в Россию в XVIII в. Они приписывали создание государства варягам. С критикой этой теории выступил М.В. Ломоносов (антинорманист).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пополнение словарного запаса | Древнерусские князья и их политика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.