Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные технологии и архитектура предприятия

Читайте также:
  1. II. Статистические и динамические информационные модели.
  2. RISC-архитектура
  3. SWOT-анализ предприятия
  4. VI. Архитектура ЭВМ
  5. А. Выбор ценовой стратегии предприятия в зависимости от типа рынка.
  6. А. Выбор ценовой стратегии предприятия в зависимости от типа рынка.
  7. Аккумуляторная архитектура
  8. Анализ безубыточности предприятия
  9. Анализ безубыточности предприятия.
  10. Анализ выполнения плана и динамики прибыли предприятия
  11. Анализ дивидендной политики предприятия
  12. Анализ запаса финансовой устойчивости (зоны безубыточности) предприятия

Лекция 2. Информационная система как компонент эффективной системы управления организации

Современные ИС рассматриваются как эффективный инструмент в конкурентной борьбе предприятия. В связи с этим ИС призваны быстро адаптироваться к новым потребностям бизнеса (его целям и задачам) и полностью соответствовать архитектуре предприятия (Enterprise Architecture – EA).

Многие из аналитиков крупных компаний (например, Клиф Финкельштейн) считают, что в настоящее время большинство из них просто перешли от состояния ручного хаоса к состоянию хаоса автоматизированного. Соответственно, практически любые крупные организации требуют структуризации и документирования как бизнес-процессов, так и обеспечивающих их информационных систем.

Организациярассматривается как стабильная формальная социальная структура, которая получает ресурсы из окружающего мира и перерабатывает их в продукты своей деятельности. Организации обладают как рядом общих черт, присущих им всем, так и многими индивидуальными особенностями.

Различают следующие способы описания организации:

· путем задания структуры (структурная модель);

· путем описания состояний (статика и динамика, состояние организации–набор показателей)

· с помощью описания оператора (функциональная модель).

При анализе эффективности использования корпоративной ИС на предприятии достаточно часто возникает вопрос о необходимости соответствия ее архитектуры архитектуре самого предприятия. Внедрение информационных систем на предприятии является сложным трудоемким процессом. Вместе с тем многие организации тратят большие денежные средства на внедрение различных информационных систем без анализа общей концепции развития предприятия. Построение комплексной информационной системы современного предприятия можно сравнить по сложности с проектированием города, где информационные системы соответствуют зданиям. Информационные системы, как и отдельные здания, требуют поддержки и правильной эксплуатации, ремонта и модернизации. Но жизненный цикл информационной системы существенно короче жизненного цикла здания[7].

Поэтому при проектировании корпоративной ИС необходимо представлять метамодель организации. Метамодель организации — это наиболее общее и всестороннее представление ее как единой системы, имеющей краткосрочные и долгосрочные цели ведения деятельности, определенные миссией и стратегией, обладающей внешними и внутренними ресурсами, необходимыми для выполнения миссии и достижения поставленных целей, а также сложившимися правилами осуществления деятельности — способами реализации бизнес-процессов и бизнес-функций.

Задание метамодели организации означает определение ее архитектуры и инфраструктуры.



Архитектураорганизации (EA - Enterprise Architecture) –некоторая концепция (логическое построение), определяющая, что и как она делает (миссия, цели, стратегия, основные функции), на какие части она распадается (свойства элементов), где они размещены (структура организации) и как эти части и на каких принципах взаимодействуют (взаимосвязь компонентов). Архитектура организации, как описание организации высшего для нее уровня, содержит в себе понятия более низкого уровня — архитектуры функциональных и структурных частей организации.

Архитектура предприятия определяет общую структуру и функции подсистем (бизнес и ИТ) в рамках всей организации в целом (включая партнеров и другие организации, формирующие так называемое «предприятие реального времени»), обеспечивает общую рамочную модель (framework), стандарты и руководства для архитектуры уровня отдельных проектов. Общее видение, обеспечиваемое архитектурой предприятия, создает возможность единого проектирования систем, адекватных, с точки зрения обеспечения целей организации, и способных к взаимодействию и интеграции там, где это необходимо.

Для построения архитектуры организации необходима определенная инфраструктураорганизации – комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения некоторой проблемы или задачи, т.е. инфраструктура — это набор средств реализации архитектуры. Выбор определенной архитектуры организации предопределяет необходимую для этого инфраструктуру. Для понятия «инфраструктура» также как и для понятия «архитектура» характерно содержание описания инфраструктур нижнего уровня иерархии и инфраструктур функциональной нацеленности

В соответствии со стандартом ANSI/IEEE 1471 архитектура организации рассматривается, как «фундаментальная организация системы, состоящая из совокупности компонент, их связей между собой и внешней средой, и принципы, которыми руководствуются при их создании и развитии».

Архитектура организации имеет две составляющие, которые описывают деятельность компании с двух основных позиций (Рис. 1.8):

· бизнес-архитектура описывает бизнес-правила и взаимодействие бизнес-процессов, структуру и потоки необходимой информации;

· архитектура информационных технологий описывает предприятие с позиции технических понятий, таких как аппаратные и компьютерные средства, программное обеспечение, защита и безопасность.

Рис. 1.8 Взаимосвязь архитектур бизнеса и ИС

Формализация архитектуры информационных систем предприятия обеспечивает уменьшение их уровня сложности и упрощает интеграцию. Оптимизация бизнес-процессов компании и оптимизация функциональности информационных систем, используемых для автоматизации бизнес-процессов, увеличивает приток инвестиций в информационные технологии. Архитектура предприятия в первую очередь объединяет архитектуры информационных технологий и бизнеса, обеспечивая системный подход к вопросам управления предприятием

Архитектура предприятия является связующим звеном между информационными системами и потребностями бизнеса предприятия для чего объединяет в себе процессы стратегического бизнес-планирования, прикладные информационные системы и процессы их сопровождения.

При этом архитектура предприятия неразрывно связана с основными рабочими процессами:

· стратегия и планирование на уровне предприятия;

· управление корпоративными проектами.

При разработке стратегии предприятия (Strategy and Planning) и в процессе управления корпоративными проектами (Enterprise program management) в настоящее время принято учитывать направление, непосредственно связанное с информационными технологиями. Современный менеджмент рассматривает ИТ-проекты и стратегические инициативы в области ИТ как определенный актив компании, которым можно управлять.

Специалисты компании META Group считают , что Business and IT portfolio managementвключает в себя управление портфелем информационных технологий, которое рассматривается, как процесс управления инвестициями в области управления ИТ-проектами. Под портфелем понимается совокупность проектов, выполняемых на общем пуле ресурсов (финансы, люди, оборудование, материалы, энергия). При этом пул ресурсов и результаты всех проектов портфеля находятся в компетенции одного центра ответственности – область пересечения архитектуры предприятия, стратегии предприятия и управления корпоративными проектами (Рис. 1.9). Стратегия и планирование при этом обеспечивают основу для выработки ИТ-стратегии предприятия, в соответствии с которыми появляются проекты внедрения (модернизации) информационных систем. Управление проектами – можно рассматривать, в первую очередь, как механизм, обеспечивающий переход от текущего состояния предприятия к планируемому, или, другими словами, переход от текущей архитектуры предприятия к целевой архитектуре.

Рис. 1.9 Управление портфелем информационных технологий

 

Представление информационных технологий в виде активов компании, позволяет корректно оценивать и расставлять приоритеты при вложении инвестиций и управлении ИТ-проектами (активами) с учетом приемлемого уровня риска, и, таким образом планировать инвестиции в эту область. Считается, что управление ИТ-портфелем должно преследовать три основные цели:

· максимизация эффективности ИТ-портфеля;

· синхронизация ИТ-портфеля с требованиями бизнеса;

· поиск оптимального баланса между риском и потенциальной отдачей от ИТ-портфеля.

Архитектура предприятия является одним из элементов управления ИТ-портфелем. Архитектура предприятия позволяет увидеть весь комплекс видов деятельности предприятия в целом, создает многоуровневые связи (стратегический уровень, структурный уровень, операционный уровень), отражающие воздействие отдельных элементов стратегии развития предприятия на его бизнес-процессы (Рис. 1.10), и их зависимость от информационных систем и технологических элементов. Она предоставляет необходимую информацию о бизнес-процессах и технологиях, необходимых для создания на предприятии эффективной информационной системы. Архитектура предприятия не только является основой для формирования портфеля активов, но также обеспечивает весь жизненный цикл многих ИТ-активов.

Рис. 1.10. Управление предприятием

В соответствии со структурой системы управления предприятием выделяют уровни абстракции архитектуры предприятия. На каждом из них существует единый набор моделей, принципов, руководства и, которые используются для создания и развития систем в контексте деятельности всего предприятия в целом. Можно выделить следующие три уровня абстракции (Рис. 1.11)7: уровень архитектуры предприятия; уровень архитектуры отдельных решений; прикладной уровень (дизайн и разработка решений).

Рис. 1.11. Уровни абстракции архитектуры предприятия в контексте его видов деятельности

Уровень архитектуры предприятия – описывает элементы архитектуры стратегического уровня, ориентированные на создание общей концепции развития в масштабах всего предприятия в целом. На этом уровне рассматриваются основные цели и задачи предприятия, стратегия его развития, на основе которых разрабатывается ИТ-стратегия и ИТ-архитектура предприятия (формирование стратегии или предварительное планирование). Здесь определяется общая структура информационных систем в рамках всей организации, в целом, и выделяются их основные функции.

Уровень архитектуры предприятия – это в первую очередь общая схема функционирования всего предприятия в целом, открывающая возможность проектирования всего комплекса информационных систем, обеспечивающих потребности предприятия, и их эффективную интеграцию. Построение такой схемы позволяет не только показать, какие именно бизнес-процессы, и информационные системы обеспечивают достижение основных целей предприятия, но и избежать их дублирования, повысить эффективность совместной работы.

Уровень отдельных решений – соответствует структурному уровню управления и определяет структуру и функции отдельных проектов. На этом уровне, формируется детализированная информация о приложениях, бизнес-процессах и их взаимосвязях. Здесь определяется структура информационных систем, их интерфейсы и функции. Определяются планы и схемы их развития, разрабатывается соглашение об уровне обслуживания (SLA).

Архитектура уровня отдельных проектов оценивает проект внедрения новых элементов информационной системы предприятия: как новые информационные системы будут вписываться в контекст всего предприятия, с кем они будут взаимодействовать и какие технологии использовать.

Прикладной уровень, включающий в себя дизайн отдельного решения и его архитектуру, планы реализации проектов. На этом уровне происходит работа уже непосредственно с информационными системами. Определяется структура и функции отдельных приложений, которые разрабатываются с целью обеспечения конкретной функциональности. Здесь происходит реализация стандартов и руководств, определенных на верхних уровнях.

Информационная система, на данном уровне рассматривается как сложный комплексный объект, динамически изменяющийся во времени. Конкретная реализация системы включает в себя приложения, базы данных и их реальное размещение, архитектуру, фактические потоки данных и реализацию процессов управления.

Количество уровней абстракции и их тип могут изменяться в зависимости от поставленных задач. Использование уровней абстракции позволяет осуществлять декомпозицию предприятия на отдельные подсистемы и элементы с последующим их анализом. Концепция разделения архитектуры предприятия на различные уровни абстракции помогает менеджерам принимать обоснованные управленческие решения на основе анализа влияния планируемых изменений на предприятие в целом.

При внесении изменений в архитектуру предприятия используют различные уровни абстракции. Это связано с тем, что каждый уровень абстракции использует свои модели, описывающие определенные предметные области. Например, при внедрении информационных технологий на предприятии принято выделять следующие уровни абстракции:

· уровень контекста (почему?) ориентирован в первую очередь на руководство и обосновывает необходимость проектов;

· концептуальный уровень (что?) определяет общие требования к проекту и возможные варианты его реализации;

· логический уровень (как?) описывает способ реализации данного проекта;

· физический уровень определяет решения, стандарты и технологии, позволяющие реализовать проект

Таким образом, можно говорить, архитектура предприятия является инструментом управления, обеспечивающим процесс принятия решений об инвестициях в информационные технологии, стирающим грань между управлением бизнесом и ИТ-подразделением.

Традиционно считалось, что новые инициативы по внедрению информационных технологий должны отражать требования бизнеса, и новые информационные системы должны создаваться в соответствии с этими требованиями. Однако на современном этапе развития общества бизнес должен не только формировать свои требования к ИС, но и адекватно реагировать на «сигналы» ИТ-подразделений, которые открывают предприятиям новые возможности повышения конкурентоспособности вследствие использования достижений научно-технического прогресса в области информационных систем и технологий. Таким образом, архитектуру предприятия можно рассматривать как инструмент инновационного развития организационных принципов построения деятельности предприятия, обеспечивающий его эффективное функционирование (Рис. 1.12).

Рис. 1.12. Эволюция организационных принципов управления предприятием

С точки зрения развития предприятия принято рассматривать две составляющие его архитектуры:

· целевую архитектуру (Target Architecture) – отражает план развития архитектуры предприятия («To be»);

· текущая архитектура (Current architecture) – описывает текущее состояние архитектуры предприятия («As is»).

Текущая архитектура отражает объективную реальность, существующую на предприятии в данный момент времени, и включает в себя соответствующие компоненты (бизнес-процессы, информационные системы, технологические элементы) и их связи. Это набор моделей с неизбежными упрощениями, ограничениями, отражающими субъективизм менеджеров.

Основу разработки текущей архитектуры составляет процесс документирования и поддержания информации о состоянии предприятия в актуальном виде, обеспечивающий регистрацию и контроль информации обо всех элементах архитектуры предприятия, включающий в себя ведение базы данных по архитектурным объектам, ведение управленческого учета и учета состояния.

Процесс разработки текущей архитектуры аналогичен процессу ITIL/ITSM (управление конфигурацией - Configuration Management). Для упрощения работы по разработке текущей архитектуры многие компании используют базу данных конфигурационных единиц (CMDB), дополнив ее необходимой информацией. Процесс разработки текущей архитектуры аналогичен процессу, реализованному в концепции ITIL/ITSM (концепция управления ИТ-подразделением предприятия).

Целевая архитектура -описывает желаемое будущее состояние предприятия или "что должно быть сформировано", то есть – целевая архитектура является перспективной (идеальной) моделью предприятия.

Основу целевой архитектуры составляют:

· стратегические требования к бизнес-процессам и информационным технологиям;

· информация о выявленных «узких местах» и путях их устранения;

· анализ технологических тенденций и среды деятельности бизнеса предприятия.

Целевая архитектура (модель «Тo be») и текущая архитектура (модель «Аs is») описывают начальное и конечное состояние предприятия (до и после внесения изменений в его инфраструктуру). При этом сам процесс изменений не рассматривается. Смена текущей архитектуры предприятия на целевую означает перевод предприятия на новый этап развития. Следовательно, архитектура предприятия характеризуется определенным жизненным циклом, связанным, в некоторой степени, с жизненным циклом информационных систем.

Современные подходы к построению архитектуры предприятия традиционно разделяют ее на несколько предметных областей (слоев). Количество предметных областей зависит от используемых методик. Рассмотрим предметные области, использующиеся в большинстве из существующих методик (Рис. 1.13):

· стратегические цели и задачи предприятия;

· бизнес-архитектура предприятия;

· архитектура информационных технологий (ИТ архитектура предприятия).

Рис. 1.13. Предметные области архитектуры предприятия

Архитектуру ИТ, в свою очередь, разделяют на:

· информационную архитектуру (Enterprise Information Architecture);

· архитектуру прикладных решений (Enterprise Solution Architecture);

· технологическую архитектуру (Enterprise Technical Architecture).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Информационные технологии и архитектура предприятия

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1699; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 23.20.13.165
Генерация страницы за: 0.011 сек.