КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационные технологии и архитектура предприятия
Лекция 2. Информационная система как компонент эффективной системы управления организации Современные ИС рассматриваются как эффективный инструмент в конкурентной борьбе предприятия. В связи с этим ИС призваны быстро адаптироваться к новым потребностям бизнеса (его целям и задачам) и полностью соответствовать архитектуре предприятия (Enterprise Architecture – EA). Многие из аналитиков крупных компаний (например, Клиф Финкельштейн) считают, что в настоящее время большинство из них просто перешли от состояния ручного хаоса к состоянию хаоса автоматизированного. Соответственно, практически любые крупные организации требуют структуризации и документирования как бизнес-процессов, так и обеспечивающих их информационных систем. Организациярассматривается как стабильная формальная социальная структура, которая получает ресурсы из окружающего мира и перерабатывает их в продукты своей деятельности. Организации обладают как рядом общих черт, присущих им всем, так и многими индивидуальными особенностями. Различают следующие способы описания организации: · путем задания структуры (структурная модель); · путем описания состояний (статика и динамика, состояние организации–набор показателей) · с помощью описания оператора (функциональная модель). При анализе эффективности использования корпоративной ИС на предприятии достаточно часто возникает вопрос о необходимости соответствия ее архитектуры архитектуре самого предприятия. Внедрение информационных систем на предприятии является сложным трудоемким процессом. Вместе с тем многие организации тратят большие денежные средства на внедрение различных информационных систем без анализа общей концепции развития предприятия. Построение комплексной информационной системы современного предприятия можно сравнить по сложности с проектированием города, где информационные системы соответствуют зданиям. Информационные системы, как и отдельные здания, требуют поддержки и правильной эксплуатации, ремонта и модернизации. Но жизненный цикл информационной системы существенно короче жизненного цикла здания[7]. Поэтому при проектировании корпоративной ИС необходимо представлять метамодель организации. Метамодель организации — это наиболее общее и всестороннее представление ее как единой системы, имеющей краткосрочные и долгосрочные цели ведения деятельности, определенные миссией и стратегией, обладающей внешними и внутренними ресурсами, необходимыми для выполнения миссии и достижения поставленных целей, а также сложившимися правилами осуществления деятельности — способами реализации бизнес-процессов и бизнес-функций. Задание метамодели организации означает определение ее архитектуры и инфраструктуры. Архитектура организации (EA - Enterprise Architecture) – некоторая концепция (логическое построение), определяющая, что и как она делает (миссия, цели, стратегия, основные функции), на какие части она распадается (свойства элементов), где они размещены (структура организации) и как эти части и на каких принципах взаимодействуют (взаимосвязь компонентов). Архитектура организации, как описание организации высшего для нее уровня, содержит в себе понятия более низкого уровня — архитектуры функциональных и структурных частей организации. Архитектура предприятия определяет общую структуру и функции подсистем (бизнес и ИТ) в рамках всей организации в целом (включая партнеров и другие организации, формирующие так называемое «предприятие реального времени»), обеспечивает общую рамочную модель (framework), стандарты и руководства для архитектуры уровня отдельных проектов. Общее видение, обеспечиваемое архитектурой предприятия, создает возможность единого проектирования систем, адекватных, с точки зрения обеспечения целей организации, и способных к взаимодействию и интеграции там, где это необходимо. Для построения архитектуры организации необходима определенная инфраструктура организации – комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения некоторой проблемы или задачи, т.е. инфраструктура — это набор средств реализации архитектуры. Выбор определенной архитектуры организации предопределяет необходимую для этого инфраструктуру. Для понятия «инфраструктура» также как и для понятия «архитектура» характерно содержание описания инфраструктур нижнего уровня иерархии и инфраструктур функциональной нацеленности В соответствии со стандартом ANSI/IEEE 1471 архитектура организации рассматривается, как «фундаментальная организация системы, состоящая из совокупности компонент, их связей между собой и внешней средой, и принципы, которыми руководствуются при их создании и развитии». Архитектура организации имеет две составляющие, которые описывают деятельность компании с двух основных позиций (Рис. 1.8): · бизнес-архитектура описывает бизнес-правила и взаимодействие бизнес-процессов, структуру и потоки необходимой информации; · архитектура информационных технологий описывает предприятие с позиции технических понятий, таких как аппаратные и компьютерные средства, программное обеспечение, защита и безопасность. Рис. 1.8 Взаимосвязь архитектур бизнеса и ИС Формализация архитектуры информационных систем предприятия обеспечивает уменьшение их уровня сложности и упрощает интеграцию. Оптимизация бизнес-процессов компании и оптимизация функциональности информационных систем, используемых для автоматизации бизнес-процессов, увеличивает приток инвестиций в информационные технологии. Архитектура предприятия в первую очередь объединяет архитектуры информационных технологий и бизнеса, обеспечивая системный подход к вопросам управления предприятием Архитектура предприятия является связующим звеном между информационными системами и потребностями бизнеса предприятия для чего объединяет в себе процессы стратегического бизнес-планирования, прикладные информационные системы и процессы их сопровождения. При этом архитектура предприятия неразрывно связана с основными рабочими процессами: · стратегия и планирование на уровне предприятия; · управление корпоративными проектами. При разработке стратегии предприятия (Strategy and Planning) и в процессе управления корпоративными проектами (Enterprise program management) в настоящее время принято учитывать направление, непосредственно связанное с информационными технологиями. Современный менеджмент рассматривает ИТ-проекты и стратегические инициативы в области ИТ как определенный актив компании, которым можно управлять. Специалисты компании META Group считают, что Business and IT portfolio management включает в себя управление портфелем информационных технологий, которое рассматривается, как процесс управления инвестициями в области управления ИТ-проектами. Под портфелем понимается совокупность проектов, выполняемых на общем пуле ресурсов (финансы, люди, оборудование, материалы, энергия). При этом пул ресурсов и результаты всех проектов портфеля находятся в компетенции одного центра ответственности – область пересечения архитектуры предприятия, стратегии предприятия и управления корпоративными проектами (Рис. 1.9). Стратегия и планирование при этом обеспечивают основу для выработки ИТ-стратегии предприятия, в соответствии с которыми появляются проекты внедрения (модернизации) информационных систем. Управление проектами – можно рассматривать, в первую очередь, как механизм, обеспечивающий переход от текущего состояния предприятия к планируемому, или, другими словами, переход от текущей архитектуры предприятия к целевой архитектуре.
Рис. 1.9 Управление портфелем информационных технологий
Представление информационных технологий в виде активов компании, позволяет корректно оценивать и расставлять приоритеты при вложении инвестиций и управлении ИТ-проектами (активами) с учетом приемлемого уровня риска, и, таким образом планировать инвестиции в эту область. Считается, что управление ИТ-портфелем должно преследовать три основные цели: · максимизация эффективности ИТ-портфеля; · синхронизация ИТ-портфеля с требованиями бизнеса; · поиск оптимального баланса между риском и потенциальной отдачей от ИТ-портфеля. Архитектура предприятия является одним из элементов управления ИТ-портфелем. Архитектура предприятия позволяет увидеть весь комплекс видов деятельности предприятия в целом, создает многоуровневые связи (стратегический уровень, структурный уровень, операционный уровень), отражающие воздействие отдельных элементов стратегии развития предприятия на его бизнес-процессы (Рис. 1.10), и их зависимость от информационных систем и технологических элементов. Она предоставляет необходимую информацию о бизнес-процессах и технологиях, необходимых для создания на предприятии эффективной информационной системы. Архитектура предприятия не только является основой для формирования портфеля активов, но также обеспечивает весь жизненный цикл многих ИТ-активов. Рис. 1.10. Управление предприятием В соответствии со структурой системы управления предприятием выделяют уровни абстракции архитектуры предприятия. На каждом из них существует единый набор моделей, принципов, руководства и, которые используются для создания и развития систем в контексте деятельности всего предприятия в целом. Можно выделить следующие три уровня абстракции (Рис. 1.11)7: уровень архитектуры предприятия; уровень архитектуры отдельных решений; прикладной уровень (дизайн и разработка решений). Рис. 1.11. Уровни абстракции архитектуры предприятия в контексте его видов деятельности Уровень архитектуры предприятия – описывает элементы архитектуры стратегического уровня, ориентированные на создание общей концепции развития в масштабах всего предприятия в целом. На этом уровне рассматриваются основные цели и задачи предприятия, стратегия его развития, на основе которых разрабатывается ИТ-стратегия и ИТ-архитектура предприятия (формирование стратегии или предварительное планирование ). Здесь определяется общая структура информационных систем в рамках всей организации, в целом, и выделяются их основные функции. Уровень архитектуры предприятия – это в первую очередь общая схема функционирования всего предприятия в целом, открывающая возможность проектирования всего комплекса информационных систем, обеспечивающих потребности предприятия, и их эффективную интеграцию. Построение такой схемы позволяет не только показать, какие именно бизнес-процессы, и информационные системы обеспечивают достижение основных целей предприятия, но и избежать их дублирования, повысить эффективность совместной работы. Уровень отдельных решений – соответствует структурному уровню управления и определяет структуру и функции отдельных проектов. На этом уровне, формируется детализированная информация о приложениях, бизнес-процессах и их взаимосвязях. Здесь определяется структура информационных систем, их интерфейсы и функции. Определяются планы и схемы их развития, разрабатывается соглашение об уровне обслуживания (SLA). Архитектура уровня отдельных проектов оценивает проект внедрения новых элементов информационной системы предприятия: как новые информационные системы будут вписываться в контекст всего предприятия, с кем они будут взаимодействовать и какие технологии использовать. Прикладной уровень, включающий в себя дизайн отдельного решения и его архитектуру, планы реализации проектов. На этом уровне происходит работа уже непосредственно с информационными системами. Определяется структура и функции отдельных приложений, которые разрабатываются с целью обеспечения конкретной функциональности. Здесь происходит реализация стандартов и руководств, определенных на верхних уровнях. Информационная система, на данном уровне рассматривается как сложный комплексный объект, динамически изменяющийся во времени. Конкретная реализация системы включает в себя приложения, базы данных и их реальное размещение, архитектуру, фактические потоки данных и реализацию процессов управления. Количество уровней абстракции и их тип могут изменяться в зависимости от поставленных задач. Использование уровней абстракции позволяет осуществлять декомпозицию предприятия на отдельные подсистемы и элементы с последующим их анализом. Концепция разделения архитектуры предприятия на различные уровни абстракции помогает менеджерам принимать обоснованные управленческие решения на основе анализа влияния планируемых изменений на предприятие в целом. При внесении изменений в архитектуру предприятия используют различные уровни абстракции. Это связано с тем, что каждый уровень абстракции использует свои модели, описывающие определенные предметные области. Например, при внедрении информационных технологий на предприятии принято выделять следующие уровни абстракции: · уровень контекста (почему?) ориентирован в первую очередь на руководство и обосновывает необходимость проектов; · концептуальный уровень (что?) определяет общие требования к проекту и возможные варианты его реализации; · логический уровень (как?) описывает способ реализации данного проекта; · физический уровень определяет решения, стандарты и технологии, позволяющие реализовать проект Таким образом, можно говорить, архитектура предприятия является инструментом управления, обеспечивающим процесс принятия решений об инвестициях в информационные технологии, стирающим грань между управлением бизнесом и ИТ-подразделением. Традиционно считалось, что новые инициативы по внедрению информационных технологий должны отражать требования бизнеса, и новые информационные системы должны создаваться в соответствии с этими требованиями. Однако на современном этапе развития общества бизнес должен не только формировать свои требования к ИС, но и адекватно реагировать на «сигналы» ИТ-подразделений, которые открывают предприятиям новые возможности повышения конкурентоспособности вследствие использования достижений научно-технического прогресса в области информационных систем и технологий. Таким образом, архитектуру предприятия можно рассматривать как инструмент инновационного развития организационных принципов построения деятельности предприятия, обеспечивающий его эффективное функционирование (Рис. 1.12). Рис. 1.12. Эволюция организационных принципов управления предприятием С точки зрения развития предприятия принято рассматривать две составляющие его архитектуры: · целевую архитектуру (Target Architecture) – отражает план развития архитектуры предприятия («To be»); · текущая архитектура (Current architecture) – описывает текущее состояние архитектуры предприятия («As is»). Текущая архитектура отражает объективную реальность, существующую на предприятии в данный момент времени, и включает в себя соответствующие компоненты (бизнес-процессы, информационные системы, технологические элементы) и их связи. Это набор моделей с неизбежными упрощениями, ограничениями, отражающими субъективизм менеджеров. Основу разработки текущей архитектуры составляет процесс документирования и поддержания информации о состоянии предприятия в актуальном виде, обеспечивающий регистрацию и контроль информации обо всех элементах архитектуры предприятия, включающий в себя ведение базы данных по архитектурным объектам, ведение управленческого учета и учета состояния. Процесс разработки текущей архитектуры аналогичен процессу ITIL/ITSM (управление конфигурацией - Configuration Management). Для упрощения работы по разработке текущей архитектуры многие компании используют базу данных конфигурационных единиц (CMDB), дополнив ее необходимой информацией. Процесс разработки текущей архитектуры аналогичен процессу, реализованному в концепции ITIL/ITSM (концепция управления ИТ-подразделением предприятия). Целевая архитектура -описывает желаемое будущее состояние предприятия или "что должно быть сформировано", то есть – целевая архитектура является перспективной (идеальной) моделью предприятия. Основу целевой архитектуры составляют: · стратегические требования к бизнес-процессам и информационным технологиям; · информация о выявленных «узких местах» и путях их устранения; · анализ технологических тенденций и среды деятельности бизнеса предприятия. Целевая архитектура (модель «Тo be») и текущая архитектура (модель «Аs is») описывают начальное и конечное состояние предприятия (до и после внесения изменений в его инфраструктуру). При этом сам процесс изменений не рассматривается. Смена текущей архитектуры предприятия на целевую означает перевод предприятия на новый этап развития. Следовательно, архитектура предприятия характеризуется определенным жизненным циклом, связанным, в некоторой степени, с жизненным циклом информационных систем. Современные подходы к построению архитектуры предприятия традиционно разделяют ее на несколько предметных областей (слоев). Количество предметных областей зависит от используемых методик. Рассмотрим предметные области, использующиеся в большинстве из существующих методик (Рис. 1.13): · стратегические цели и задачи предприятия; · бизнес-архитектура предприятия; · архитектура информационных технологий (ИТ архитектура предприятия). Рис. 1.13. Предметные области архитектуры предприятия Архитектуру ИТ, в свою очередь, разделяют на: · информационную архитектуру (Enterprise Information Architecture); · архитектуру прикладных решений (Enterprise Solution Architecture); · технологическую архитектуру (Enterprise Technical Architecture).
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 7527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |