Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стратегические цели и задачи предприятия

В настоящее время при разработке стратегических целей предприятия необходимо учитывать не только потребности бизнеса, но и воздействие на них информационных технологий. В условиях высоких темпов научно-технического развития общества и обостряющейся конкуренции на рынках эти факторы могут оказать существенное влияние на формирование облика и конкурентоспособность современного предприятия. Поэтому в ходе разработки стратегических целей предприятия формируется (модернизируется) и стратегия развития его информационных систем и технологий (Рис. 1.14).

Рис. 1.14 Модель стратегического соответствия бизнеса и ИС предприятия

Бизнес-стратегия определяет направление развития бизнеса в соответствии со стратегическими целями и задачами, стоящими перед предприятием, и отвечает на вопрос: «Почему предприятие должно развиваться именно в этом направлении?». Бизнес стратегия включает в себя:

· цели и задачи предприятия;

· бизнес-решения, необходимые для достижения целей и задач предприятия;

· изменения, которые нужно провести для достижения целей и задач предприятия.

ИТ-стратегия определяет направление развития информационных систем и информационных технологий в соответствии с целями, задачами и бизнес-стратегией предприятия. ИТ-стратегия отвечает на вопрос: «Как может быть реализована бизнес стратегия?». ИТ-стратегия включает:

· проекты, которые следует реализовать для выполнения бизнес-стратегии;

· варианты решения текущих задач и проблем;

· технологии, которые необходимо использовать для достижения поставленных целей.

По данным специалистов Gartner Group, информационные технологии начинают играть на предприятии не только роль «технологической подложки» обеспечивающей автоматизацию бизнес-процессов, но и становятся элементом его стратегии, обеспечивающим переход предприятия на качественно новый уровень функционирования. ИТ, превращаются в механизм выработки стратегии. Информация и компоненты ИТ становятся неотъемлемой частью все большего числа продуктов и услуг (Рис. 1.15).

Рис. 1.15. Роль ИТ на предприятиях

Из рисунка видно, что ИТ обеспечивают на предприятии:

· поддержку более совершенных бизнес процессов (43%);

· стратегическое управление информацией (33%);

· создание новых продуктов и услуг (13%);

· сокращение расходов и реструктуризация (11%).

В таблице (Таблица 1.1) показаны уровни управления, задачи управления и соответствующие им потребности в информации.

Таблица 1.1 -Уровни, задачи управления и информационные потребности

Уровни управления Задачи управления Потребители информации
Уровень стратегического управления развитием предприятия -определение миссии; -постановка стратегических задач; -распределение полномочий; -контроль и оценка результатов. Совет директоров
Уровень штабной поддержки стратегического уровня управления реализацией стратегических решений -управление реализацией стратегических решений; -подготовка предложений для решений стратегического уровня; -управление финансами и стоимостью акционерного капитала; -исследования и прогнозирование рынка; -планирование и корректировка планов; -учет, контроль и анализ результатов; -координация и стимулирование Топ-менеджмент
Уровень оперативного управления -реализация плановых заданий; -исследования и разработки; -реклама и PR, инвестиции и развитие; -управление персоналом Линейные менеджеры

Роль информационных систем на предприятии определяется их функциональной направленностью и уровнем зрелости предприятия. Это выражается во взаимосвязи стратегии и архитектуры ИТ, которую можно проследить, используя матрицу Макфарлана (рис. 1.15).

Рис. 1.16. Взаимосвязь стратегии и архитектуры ИТ

Стратегическая ИС – играет существенную роль при реализации текущих стратегий и операций на предприятии. Кроме того, разрабатываемые приложения являются основой успеха таких фирм в будущем. Им уделяется значительное внимание, в банках, страховых компаниях и основных каналах розничной торговли. Эти фирмы требуют постоянного планирования информационных систем, и организации отношений между управлением ИС и управлением внешнего эшелона.

Стратегические информационные системы обеспечивают, в первую очередь, процесс реструктуризации бизнеса, инновации. Это инвестиции в информационные системы, которые жизненно важны для реализации будущей бизнес-стратегии.

Потенциальная ИС обеспечивает поддержку производственно-хозяйственной деятельности фирмы путем использования ИТ. Однако в данном случае фирма полностью не зависят от ИС при достижении своих производственных целей. Разработка соответствующих приложений необходима, чтобы облегчить фирме достижение ее стратегических целей. Это, как правило, быстрорастущие фирмы обрабатывающей промышленности. Информационные системы, используемые в производстве и учете, хотя и важны, но не играют жизненно важной роли для повышения эффективности. Тем не менее, быстрый рост числа продуктов, мест размещения производства, численности персонала и т.п., изменение внутренних и внешних условий фирм оказывают сильное влияние на их операции, на управленческий контроль и процессы разработки новых продуктов. Новые приложения ИС направляются на то, чтобы облегчить выявление и внедрение новых продуктов, на модернизацию и интеграцию операций, на перестройку управленческого контроля.

Потенциальные информационные системы обеспечивают создание возможностей для изменений в бизнесе. Это инвестиции в информационные системы, которые могут быть важны для достижения успеха в будущем.

Информационную систему относят к вспомогательной, если, несмотря на высокий уровень расходов на ИТ, стратегическое влияние ИС на производство и будущие стратегии низкое. В этом случае ИТ-службы, как правило, имеют низкие позиции в организационной структуре фирмы, они не играют большой роли в планировании бизнеса, особенно в верхних эшелонах управления. До последнего времени, такие фирмы проявляли мало интереса к разработке и реализации ИТ-стратегии.

Вспомогательные информационные системы несколько повышают эффективность бизнеса, снижают затраты и оптимизируют структуру бизнес-процессов. Это инвестиции в информационные системы, которые важны для предприятия, но при этом не являются критичными для них.

Ключевая ИС – ориентированы на поддержку производства. Одно из основных требований к этим системам – надежность функционирования, так как системные простои вызывают крупные нарушения производства, что в свою очередь, может вызвать потерю потребителей или существенный рост затрат. Ключевая ИС нацелены на то, чтобы критические, зависящие от времени операции, функционировали гладко. Для фирм, ориентированных на использование ключевых ИС, даже одночасовое прерывание услуги может привести к серьезным производственным, конкурентным и финансовым негативным последствиям. Но ИТ-приложения, хотя и важны для успешной работы таких фирм, не являются основой их конкурентоспособности.

Ключевые информационные системы обеспечивают функционирование бизнеса. Это инвестиции в информационные системы, от которых зависит успех предприятия в текущий момент времени.

Разработка ИТ-стратегии (стратегического плана развития ИС предприятия) это первый этап приведения имеющихся на предприятии информационных систем и технологий в соответствие c целям и задачам его бизнеса. В ходе разработки ИТ-стратегии создается стратегический план развития и внедрения на предприятии информационных систем и технологий, который, как правило, включает в себя следующие разделы и положения:

· роль ИТ-подразделений в жизнедеятельности предприятия (стратегическая, потенциальная, вспомогательная, ключевая);

· требования бизнеса к информационным системам и технологиям;

· несоответствие между требованиями бизнеса к ИС и ИТ и их текущим состоянием на предприятии;

· основные принципы развития ИС и ИТ на предприятии;

· основные направления совершенствования процессов управления на основе ИТ;

· сравнительные характеристики инвестиций в ИС и ИТ и их эффективность.

Разработка стратегических целей и задач предприятия – первый этап формирования его архитектуры. В соответствии со стратегическими целями формируется техническое задание на разработку вариантов бизнес-архитектуры предприятия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информационные технологии и архитектура предприятия | Бизнес-архитектура предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.