Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы психического развития индивида




Лекция 1. Психопатологические синдромы преимущественно детского и подросткового возраста.

ВВЕДЕНИЕ

Пособие «Курс лекций по психиатрии» для студентов педиатрического факультета является дополнением к существующим типовым учебникам, дающим фундаментальные знания по основным разделам психиатрии. Необходимость создания пособия связана с переходом диагностики психических расстройств на новую международную классификацию 10-го пересмотра, в которой, в сравнении с предыдущей версией, большее внимание уделяется нарушениям психологического развития, поведенческим и эмоциональным расстройствам, начинающимся в детском и подростковом возрасте. В существующих учебниках по детской психиатрии этот раздел описан крайне лаконично и не коррелирует с диагностическими критериями МКБ-10. Учитывая вышеизложенное, при составлении настоящего пособия, авторы ставили перед собой задачу устранить эти пробелы и облегчить студентам усвоение новых диагностических рубрик. Методологические подходы и теоретические положения, используемые в данном пособии, заимствованы из работ В.В. Ковалева и Э.Г. Эйдемиллера. Основное внимание уделяется сравнительно новым разделам пограничной детской психиатрии, включенным в МКБ-10 в рубрики F8 и F9 и охватывающим расстройства, которые являются специфичными для детского и подросткового возраста.

 

 

Вопросы:

1. Этапы психического развития индивида.

2. Психопатологические синдромы преимущественно детского возраста.

3. Психопатологические синдромы преимущественно подросткового возраста

 

Наиболее интенсивное психическое развитие (психический онтогенез) приходится на детский и подростковый возраст, когда формируются как отдельные психические функции, так и личность в целом. Психическое развитие протекает не равномерно, поступательно, а поэтапно и скачкообразно. Отдельные этапы разграничены временными рамками, когда происходят наиболее бурные, качественные изменения в психике. Эти периоды получили название возрастных кризов. Различают 1 (2-4 г), 2 (6-8) детские возрастные кризы и подростковый (12-18) криз. В детском и подростковом возрасте симптомы психических расстройств имею ряд особенностей. Прежде всего, эти симптомы мало специфичны в нозологическом отношении, т.е. одни и те же симптомы встречаются при различных психических заболеваниях (невротические реакции, органическое поражение ЦНС, шизофрения). Кроме того, исходя из теории этапности психического развития, считается, что психопатологические расстройства отражают тип нервно-психического реагирования, характерный для данного возрастного периода. Эти симптомы свойственны определенному возрасту и не встречаются или возникают как исключение и в значительно измененной форме на других возрастных этапах.

Различают следующие этапы:

Соматовегетативный уровень реагирования (0-3г) ему свойственны различные варианты невропатического синдрома, психические заболевания проявляются нарушениями со стороны внутренних органов, преимущественно жкт., нарушением сна, вегетативными расстройствами.

Психомоторный уровень реагирования (4-7 лет), к нему относятся синдром гиперактивности, неврозоподобные двигательные расстройства (тики, заикание, мутизм). Выделение данного уровня для детей дошкольного и школьного возраста объясняется тем, что с 6 до 12 лет происходит дифференциация функций двигательного анализатора и к 7 годам ядро корковой части двигательного анализатора приобретает структуру сходную с архитектоникой у взрослых.

Аффективный уровень патологического реагирования (5-10 лет), для него характерны симптомы страхов, уходов и бродяжничества, повышенной аффективной возбудимости. Появление этих расстройств связано с началом формирования самооценки и самосознания.

Наиболее поздно, а именно 11-17 лет, проявляется преимущественно эмоционально-идеаторный уровень реагирования. Психические расстройства возникают на основе сверх ценных образов, к которым склонны подростки. Это суицидальные реакции, ипохондро-дисморфофобические расстройства, синдромы сверх ценных интересов и увлечений и философской интоксикации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.